Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СРОКИ): 1 УЧЕБНЫЙ ГОД (СЕНТЯБРЬ – МАЙ).





 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей: расширение знаний об истории родного города Глазова, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям, развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация, формирование заботливого отношения к родному городу Глазову.

 

Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.

 

Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данному вопросу (данной теме, проблеме), участие семьи в учебно-воспитательном процессе.

 

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей малой Родины. Воспитатель должен выбрать знания, доступные для понимания детям дошкольного возраста, выбрать то, что вызовет у детей чувство гордости за свой город. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к его истории.

 

ПРИНЦИПЫ

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

· Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Глазове, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;

· Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;

· Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др.;

· Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т.п.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Глазова.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Цели:

· Вызвать у родителей интерес к проекту;

· Вызвать у детей интерес к проекту;

· Побудить у родителей желание принять активное участие в проекте;

· Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте;

· Предварительное анкетирование родителей;

· Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.

2. Основной этап

Цели:

· Познакомить детей с проектом;

· Развивать интерес детей к родному городу;

· Закрепить знания детей об улицах города;

· Рассказать детям о достопримечательностях родного города;

· Поддерживать познавательный интерес к истории родного города;

· Вызвать желание соревнования у детей и родителей;

· Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи о городе Глазове;

· Воспитывать интерес к литературе, поэзии;

· Вызвать у детей интерес путешествовать по карте;

· Развивать у детей умение слушать и запоминать новую информацию;

· Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

· Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги о городе, разучивание стихов о родном городе;

· Привить детям любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, за своих земляков.

3. Итоговый этап

Цели:

· Подведение итогов проделанной работы;

· Проведение итоговых мероприятий;

· Итоговая диагностика детей по выявлению уровня роста знаний по данной теме.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п мероприятия сроки
        Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу» (Приложение №1) Анкетирование родителей и опрос детей, выявляющие знания и представления о родном городе (Приложение №2) Ко дню рождения города: Беседа «Название нашего города» (Приложение №3(1)) Беседа «Откуда город пошёл» (Приложение №3(2)) Беседа «Город Глазов – моя малая Родина» (Приложение №3 (3)) Прослушивание стихов о городе Глазове (Приложение №4) сентябрь
          Тема: «Природа родного края» Наблюдение за деревьями и сбор листьев для гербария (Приложение №5) Чтение художественной литературы. Стихи про деревья. Загадки про деревья.(Приложение №6) Логопедические пятиминутки (Приложение №7) Подвижные игры экологического содержания. Физкультминутки. (Приложение №8) Дидактические игры экологического содержания. (Приложение №9) Продуктивная деятельность детей: «Осень» (аппликация) «Гроздь рябины» (лепка). (Приложение №10)   октябрь
            Тема «Знакомство с рекой Чепцой» Беседа «История реки Чепцы» (Приложение №11) Показ фотографий с видами реки Чепцы (Приложение №12) Чтение стихотворения «Речка» Э. Мошковской и обсуждение его. (Приложение №12) Художественное творчество (рисование). Коллективная работа «Река». (Приложение №13) Познание (конструирование) «Река». (Приложение №13) Наблюдение на прогулке за изменениями воды «Лед» (Приложение №14) Чтение и обсуждение стихотворения С. Махорина «Первый мороз». (Приложение №14) Чтение стихотворения В. Фетисовой «Речка зимой». (Приложение №14) Экскурсия к берегу реки Чепцы. (Приложение №15) Художественное творчество (рисование) «Речка, которую я видел». (Приложение №16) ноябрь
        Тема: «Знакомство с государственной символикой» Беседа «Государственный флаг России». (Приложение №17) Ручной труд «Флажки». (Приложение №17) Чтение стихов о России, о Родине. (Приложение №17) Беседа «Государственный флаг Удмуртии». (Приложение №18) Художественное творчество (рисование) «Флаг Удмуртии» (Приложение №18) Чтение стихов об Удмуртии. (Приложение №18) Знакомство с гимном России. (Приложение №19(1)) Знакомство с гимном Удмуртии. (Приложение №19(2)) Знакомство с гимном города Глазова. (Приложение №19(3)) Художественное творчество (рисование) «Россия – любимая наша страна». (Приложение №19(5)) Знакомство с гербом России. (Приложение №20) Знакомство с гербом Удмуртии. (Приложение №21) Знакомство с гербом города Глазова. (Приложение №22) Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи». Памятка для родителей. (Приложение №23)   декабрь
          Тема: «Знакомство с улицами и достопримечательностями города Глазова» Беседа «Улицы – ресницы». (Приложение №24) Экскурсия по улицам города Глазова. (Приложение №25) Беседа «Достопримечательности нашего города» (Приложение №26) Экскурсии к достопримечательностям города Глазова. (Приложение №27) Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Памятники нашего города». (Приложение №28) Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Отдыхаем всей семьей». (Приложение №29)   январь
      Тема: «Знакомство с удмуртским фольклором» Знакомство с удмуртским фольклором. Актуальность. (Приложение №30) Удмуртская народная сказка. (Приложение №31) Удмуртские пословицы и поговорки. (Приложение №32) Беседа «Хоровод дружбы народов» (Приложение №33) Презентация – иллюстрирование «Национальные костюмы» (Приложение №33) Художественное творчество (рисование) «Хоровод дружбы» (Приложение №33)   февраль
          Тема: «Дружная семья» Развлечение для детей «Моя дружная семья». (Приложение №34) Беседа по фотоальбомам «Моя дружная семья». (Приложение №35) Беседа «Родословная». (Приложение №36) Совместная творческая работа детей и родителей «Мое родословное дерево». Схема (Приложение №36) Чтение и заучивание наизусть стихотворений о семье. (Приложение №37) Художественное творчество (рисование) «Моя семья». (Приложение №38)   март
      Тема: «Развитие ремёсел в городе Глазове» Беседа «Развитие ремесел в Глазове». (Приложение №39) Художественное творчество (лепка) «Тарелочка из глины». (Приложение №40) Выставка детских глиняных работ «Мы – умельцы». (Приложение №40) Экскурсия в Глазовский Краеведческий музей на выставку керамических изделий с целью показать детям многообразие форм изделий из керамики, вызвать у детей чувство гордости за глазовских мастеров.   апрель
      Итоговые мероприятия Создание в группе мини-музея предметов старины «Картины прошлого». (Приложение №41) Продуктивная деятельность: Познание (Конструирование) «Город будущего». (Приложение №42) Итоговая диагностика детей по выявлению роста уровня знаний о родном городе. (Приложение №43)   Список используемой литературы (Приложение №44) май

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ»

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос о воспитании любви к родному городу в детском саду и семье. Мы рады, что вы откликнулись и пришли. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определенных результатов.

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга. Но должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Семья дает «образ мира», в котором ребенку предстоит жить. Из семьи он выходит с уже сформировавшимся самосознанием. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье, через ощущения отца и матери. Именно в любви к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные «образцы». «Образцы», с которых ребенок берет пример, которым он подражает, по которым строит свое поведение.

Народная мудрость гласит: «Дитятко как тесто, как замесил, так и выросло». Как же надо его «замесить», чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, который для родителей и гордость и счастье?

Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка, уйдя в школу, ребенок унесет в себе ростки добра и зла, он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, а в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему миру, что находит свое отражение в вопросах, в их желании слушать рассказы взрослых, а также в чтении книг о трудовых подвигах людей, о жизни разных народов. Крылатая фраза «все начинается с детства» как нельзя кстати подходит к данному вопросу, но без помощи взрослых ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть и не заметить главного. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром. Наша задача помогать ребенку входить в этот мир.

Родина – это город, в котором мы живем, это улица, на которой стоит дом, и деревце под окном, и пение птиц – все это Родина.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку, трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что это – наше родное.

Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых. Так давайте же не только вместе любоваться природой нашего города, красотой парков, рассказывать детям обо всем, что нас окружает, будь то строение или улица, на которой мы живем, о памятниках и людях, в честь которых они установлены, но и участвовать вместе с детьми в озеленении города, благоустройстве участков детского сада.

А знаем ли мы свой город?

Анкетирование родителей (см. приложение №2)

Итак, предлагаю вам определиться и проголосовать – нужно нам, патриотическое воспитание или нет? (ответы родителей)

Большое спасибо за внимание и ваше участие в сегодняшнем разговоре. До свидания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАШ ГОРОД»

1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к нашему городу?

2. Как проявляется этот интерес?

3. Что именно больше всего интересует вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?

4. Интересуется ли ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5. Как часто вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6. Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?

 

ОПРОС ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОЕМ ГОРОДЕ?»

1. Как называется наша страна?

2. Как называется город, в котором ты живешь?

3. Кто основал наш город?

4. Сколько городу лет?

5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется улица, на которой ты живешь?

7. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1. Беседа «Название нашего города»

У всех есть имя, и у нашего города оно тоже есть. Как называется наш город?

Наш город называется – Глазов. Правда, интересное название? Пофантазируйте, почему он так назван?

Есть три версии. По первой версии место, где находится город, было очень похоже на глаз. Лес рядом с городом - это брови и ресницы, река – это радужка глаза, а сам город – это зрачок.

По второй версии город назван именем русского купца, который жил здесь очень давно.

А третья версия говорит о том, что город назвали так из-за родников. Раньше в этом месте было много родников. Поэтому оно называлось «Глаз родника» - по-удмуртски «Ошмес син». Много родников исчезло с тех пор, исчезло и название «ошмес», а «син» - глаз – осталось.

Вот такие версии. А вам, ребята, какая из этих версий нравится?

 

2. Беседа «Откуда город пошел» (История возникновения города Глазова).

Давным-давно это было, много воды утекло в Чепце с тех пор, но сохранила память историю появления Глаз – города. А что за история, расскажу все по порядку.

Был на берегу реки родник, да не простой, а с целебной водой. Почти у самой Чепцы протекал. Назвали люди это место Ошмес – Син. А по-русски, значит, Глаз – источник. Место на самом деле было похоже на глаз человека. А кто пил воду из родника, славился силой да здоровьем. И вырастали на той земле богатыри - удальцы да красавицы - рукодельницы.

Хорошее было место, нравилось людям. Летом они стада пасли, на пашнях работали. Осенью праздники торговые проводили – ярмаркой называется.

А на ярмарках и белёные холсты изо льна, и лапти удмуртские из лыка, и мед цветочный, и масло постное, и кожу продавали. Да много чего ещё!

Вот только иностранцам, гостям заморским, далеко было ехать на эти праздники на санях или в каретах, потому что ни железной дороги, ни машин быстрых тогда не было, и самолеты не изобрели ещё. Да и морозов наших иностранцы тоже боялись.

Правили Русью тогда цари. И среди царей тех была Екатерина Вторая – Великая. И управляла она страной великой, что раскинулась от одного моря-океана до другого. И ещё царица приказы разные великие писала.

Страна-то наша русская, а царица из Германии приехала. И все ей у нас казалось интересным: кто как живет, чем занимается. А еще хотела царица познать историю государства Российского и народ, которым править стала, но не по рассказам и книгам, а путешествуя.

Торговые люди – купцы – привозили во дворец царский из дальних земель разные сувениры, чтобы порадовать Екатерину Вторую.

Как-то раз царица перебирала разные поделки и попали ей на глаза удмуртские бусы-монисты – из деревни Глазово, как она называлась с 1678 года, что недалеко от горы Иднакар, названной в честь силы удмуртского богатыря. И монисты эти очень царице понравились. Решила она на весь мир прославить жителей тех мест. Взяла бумагу царскую, чернила, гусиное перо, потому что не было раньше таких ручек, какими сейчас пишем. И написала указ великий про деревню Глазово за рекою Чепцою. А было это 11 сентября 1780 года. Так деревня – Глаз стала Глаз – городом, то есть Глазовом.

Хотя и давно это случилось, но до сих пор помнят глазовчане о царице, чтят указ и весело празднуют каждый год в сентябре День рождения города.

 

3. Беседа «Город Глазов – моя малая Родина»

У каждого человека есть Родина – место, где он родился. Если ты родился и живешь в городе Глазове – значит, это и есть твоя малая Родина. С этим городом связана вся твоя жизнь.

***

Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Б. Ширшов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СТИХОТВОРЕНИЯ О ГОРОДЕ ГЛАЗОВЕ

«Я люблю твои липы и клены,

Парк культуры, театр «Парафраз»,

Парк «Заречный»

И скверик зеленый,

И Чепцу, где купались не раз.

Я люблю тишину переулков,

По уютному парку прогулки

По колено в опавшей листве,

Свет твоих фонарей лучезарный

И в улыбке навстречу лицо,

Трепет листьев березки янтарной,

И автобус с названьем «Кольцо».

В ярком блеске нарядный

«Центральный»

Я люблю за столичный размах,

Над Чепцою крик чаек печальных,

Запах яблок поспевших в садах,

И еще – твоих жителей рыжих –

Конопатую детвору…

И за дом с черепичною крышей

На Советской я тоже люблю!»

Эвелина Цегельник

«Здесь, возможно вполне,

Кто-то не был ни разу,

Но как дорог он мне

Милый маленький Глазов!

Здесь увидела свет,

Здесь растут мои дети,

И роднее мне нет

Уголка на планете.

Ближе улицы нет

И приветливей дома,

Где уже много лет

Все до боли знакомо.

Знаю наверняка:

Где мой путь не проляжет

Он, как свет маяка,

Мне дорогу укажет.

А случится беда –

Как родную обнимет.

И никто никогда

Этих чувств не отнимет.»

О. Цыплова

«В трех верстах пути от горы крутой,

Что завет народ в веках Солдырьской,

По теченью вниз, бородатые

Мужики пришли, конопатые…

Зародился тут, за рекой Чепцой,

Синегурт родной, горд Глазов мой…»

Эвелина Цегельник

***

«Здравствуй, Глазов!

Удмуртского дивного края частица,

Я любуюсь твоей,

пусть внешне неброской красой.

Разлетаются улицы,

словно большие ресницы

Твоей площади с храмом святым

над бегущей столетья Чепцой.

И в стремительном беге,

и в этом веселом разлете

Есть от удали что-то умельцев,

срубивших тебя,

Среди мрачной тайги здесь когда-то

на топком болоте,

И не ради наград, просто

землю родную любя.

Не лукавя, признаюсь тебе

что нельзя не влюбиться

В твои светлые зори и гулкие песни дорог.

Наших душ и сердец –

родниковая первостолица –

Древний дух Иднакара в тебе,

да и в нас, видит Бог.

Славный город! В лихие годины,

И в праздник, и в будни

Жил единым дыханьем всегда ты

с великой страной,

Благодарное сердце ее никогда не забудет

Наговицина имя, Белова и Барамзиной.

Флор Васильев, Поскребышев – гордость твоя

и России

(Мне иные твердят, что увы,

но прошла их пора).

Нет! Под небом твоим

вдохновение черпают силы

И сегодня, как прежде, герои твои, мастера.

Здравствуй, Глазов!

Судьбы непростой белокрылая птица.

Шквал крутых перемен не прошел и тебя стороной.

Только время рассудит,

какую мы впишем страницу

В твою новую летопись…

Здравствуй, мой город родной!

Л. Смеклов

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Актуальность:

Сбор гербария – долгое и хлопотливое занятие, тем не менее, оно способствует соприкосновению человека с природой.

Кроме того, гербарная коллекция, созданная детьми, украсит интерьер группы. И дети с гордостью смогут показывать эту красоту родителям.

Цели и задачи:

· Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе;

· Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;

· Различение деревьев по листьям, плодам и коре;

· Активизация словарного запаса;

· Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе;

Виды совместной деятельности:

1. Коммуникация:

· Беседы

· Свободное общение

2. Познание:

· Рассказ воспитателя

· Исследовательская деятельность (наблюдение за листопадом, обследование и рассматривание листьев, определение формы: круглые, овальные, резные; определение окраски: оттенки зеленого желтого и красного цвета, неоднородность света: пятнистость, полосатость; определение величины (использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья; определение поверхности листа: гладкий, ворсистый, блестящий - не блестящий; плотность и толщину листьев)

Наблюдение за деревьями и сбор листьев:

1. «Какие разные деревья»

Цель: обратить внимание детей на деревья. Спросить, одинаковые они или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды).

2. «Осина»

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких, сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг от друга.

3. «Береза»

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную, сырую землю. Собирая опавшие листья, обратить внимание на их форму и цвет.

4. «Тополь»

В народе говорят: «Если с дерева лист нечисто опадает, будет строгая зима». Как понимать это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление? Сейчас осень, а когда бывает тополиная метель? Тополиный пух – что это?

5. «Ива»

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, краснотал, ракита, лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарство для лечения ран и нарывов, за гибкие ивовые ветви – прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осень ивушка роняет золотые листья в темную воду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

6. «Клён»

Собирая листья клёна, обратить внимание, что они очень красивые, резные, разноцветные: желтые, зеленые, оранжевые, красные.

7. «Рябина»

Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зеленые, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой.

8. «Как деревья готовятся к зиме»

Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но это не так. Если внимательно посмотреть вокруг, можно заметить, что у разных деревьев листопад бывает в разное время.

Предложить детям походить по листьям, послушать, как шуршат, сделать вывод: листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

Стихи про деревья

 

Про рябину.

Эти ягодки рябиновые,

Как камушки рубиновые.

На холмах и на равнинах

Алеют кисти на рябинах.

Есть в лесу ложбина,

Там растет рябина.

Бусы – ягоды на ней

Словно россыпи огней.

Про осину.

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинки пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

Про березу.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем-

Березка облетает,

Тоскует под дождем

Белая береза-

Машина сестричка.

У березы белой

Тоже есть косичка

Машенька к березе

Белой подойдет,

Ленточку березе

В косы заплетет.

Про клен.

Клен нарядный лист резной.

Каждый листик как звезда

Клен узнаешь без труда.

Загадки про деревья

· Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (дерево)

· Весной зеленела,

Летом загорела,

Осень в сад пришла,

Красный факел зажгла (рябина)

· Белые овечки бегают по свечке (верба)

· На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны (березы)

· У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут (ива)

· Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат…

Нет не все еще у этих -

Листья тихо шелестят (осина)

· Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем (тополь)

· Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только скажет кто-то –

Желуди на нем! (дуб)

· Вроде сосен,

Вроде ёлок,

А зимою без иголок (лиственница)

· Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

· Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (дерево)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА

 

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет принесем.

(шагают по столу среднем и указательным пальчиками)

 

Упражнение на развитие речевого дыхания «Береза»

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

(идут хороводом, взявшись за руки)

Береза кудрявая.

(меняют направления)

Стоишь ты березонька,

(встали, подъем рук вверх, вдох)

По середь долинушки.

(опустили руки, выдох)

На тебе, березонька,

(подъем рук вверх, вдох)

Листья зеленые.

(опустили руки, выдох)

Под тобой, березонька,

(подъем рук, вдох)

Трава шелковая.

(опустили руки, выдох)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

· «Принеси лист березы»

Цель: закрепление знания детей о листьях разных деревьев, развитие внимания

· «Поймай листок»

Цель: развитие у детей ловкости, быстроты реакции

· «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист»

Цель: закрепление знания цветов, развитие внимательности

· «Мы листочки»

Мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

(присели)

Дунул ветер – полетели.

(побежали)

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок –

Все уселись в кружок

(присели в кружок)

Цель: действовать в соответствии с текстом.

· «Листопад»

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

(бегают в разных направлениях)

Кружатся красивые желтые листочки!

Кружатся красивые красные листочки!

(покружились)

Сели!

(сели)

Прилетел легкий ветерок, подул

Поднялись листья, разбежались

(бегают)

Закружились, закружились!

(кружатся)

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и листочки медленно

Опускаются на землю!

(сели)

Цель: действовать в соответствии с текстом игры, развивать внимательность, умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь и не мешая друг другу.

· «Кто быстрее добежит до березы (клена, рябины)»

Цель: развивать быстроту движений.

· «Раз, два, три – к дереву беги»

Цель: учить детей действовать по сигналу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

· «Листья»

Листья осенние тихо кружатся

(кружатся на цыпочках)

Листья нам под ноги ложатся

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

(движение руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся)

· «Ветер»

Ветер дует нам в лицо

(поднимаем руки вверх)

Закачалось деревцо

(движение руками в вправо-влево)

Ветер тише, тише

(амплитуда размаха уменьшается)

Деревце все выше, выше

(тянемся на цыпочках вверх)

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

· «Узнай дерево по листьям»

Цель: закрепить у детей знание листвы разных деревьев, названия деревьев.

· «Лист, с какого дерева»

Цель: закрепить у детей знание листвы разных деревьев, названия деревьев.

· «Найди такой же листочек»

Цель: закрепить у детей понятие «одинаковые».

· «Сколько в руке листьев?»

Цель: закрепить понятие количества предметов.

· «Какого цвета лист?»

Цель: закрепить знание цвета.

· «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине)»

Цель: Закрепить знание детьми основных признаков предметов.

· «Разложи листья»

Цель: чередование по разным признакам (цвет, размер, форма)

· «Соберем гирлянду из листьев»

Цель: чередование по разным признакам (цвет, размер, форма)

· «Собери пирамиду из листьев»

Цель: уметь раскладывать предметы по возрастанию – убыванию.

· «Найди дерево по описанию»

Цель: уметь определять нужное дерево по каким-либо признакам.

· «Закончи предложение»

Цель: развитие речи, слуховой памяти

«Летом листья зеленые, а осенью...? Летом листья на дереве висят, а осенью…?»


ПРИЛОЖЕНИЕ №10

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Художественное творчество (Аппликация) «Осень».

Коллективная работа. Аппликация из собранных листьев.

Материалы: ватман, листья разных деревьев, клей, кисти.

Цель:

· формировать эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

· воспитывать любовь к природе;

· закрепить знание детей о листве разных деревьев;

· полюбоваться красотой осенних листьев.

Предварительная работа: сбор листьев различных деревьев.

2. Художественное творчество (Лепка) «Гроздь рябины».

Лепка (пластелинография)

Материалы: листы картона по количеству детей, пластилин, салфетки для рук, рябина.

Цель:

· закрепление увиденного на прогулке – грозди ягод рябины;

· вызвать у детей желание запечатлеть красоту осенних ягод, передать все краски осени: красные ягоды, желтые, бардовые, зеленые листья рябины;

· закрепить у детей знание строения листьев рябины: листиков на веточке много, они овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга;

· вызвать у детей эмоции радости от участия в творческой работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

БЕСЕДА «ИСТОРИЯ РЕКИ ЧЕПЦА»

На севере Удмуртии начинает свой путь крупный приток реки Вятки Чепца – самая большая и полноводная река нашего края. Её длина ровно один километр.

Откуда такое название, Чепца? Есть легенда, что однажды царица уронила в реку чепец. Но это только легенда. На самом деле, слово чепца (в переводе с местного наречия) - река, текущая меж холмов.

Характер у Чепцы капризный. Почти 400 лет назад, когда в этих местах появились первые русские, Чепца поменяла русло. Текла себе раньше широко, спокойно, а потом возьми, да и сделай резкий изгиб. Правда, на месте старого своего русла река оставила целый каскад «детей» - озёр стариц. Все они между собой и Чепцой соединены протоками. О таком удивительном явлении люди, конечно же, сложили легенду. Давным-давно жили в этих краях два богатыря. Один - на Тютрюмской горе, второй – на Низевской. И все никак они не могли решить, у чьих берегов должна плескаться река Чепца. Не получалось у них мирно договориться. Спорили, спорили, и в итоге, решили силой выяснить, кто на речку больше прав имеет. В назначенный день вышли на поединок. Тютрюмский богатырь три раза ударил огромным мечом по Низевской горе и разрубил ее на три части. А Низевский богатырь сумел отрубить только один край Тютрюмской горы. Испуганная битвой Чепца бросилась было бежать, но Тютрюмский богатырь заступил ей путь и заставил течь возле своего берега. С тех пор река покинула Низевскую гору. Осталось возле неё только ожерелье озёр, соединенных тонкой нитью протоков.

Прежде Чепца была судоходная, по воде сплавляли лес для Слободской и Вятской спичечных фабрик. Чепца издавна кормила людей рыбой. А знаменитую местную стерлядь подавали даже к царскому столу.

Да и сейчас к живописным берегам Чепцы едут любители рыбной ловли со всех концов страны. Водятся здесь и щуки, и окуни, и судаки.

ПРИЛОЖЕНИЕ №12

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «РЕЧКА» Э. МОШКОВСКОЙ

- Маленькая-маленькая речка,

Куда ты бежишь?

- Далечко!

- Страшно бежать далечко,

Маленькая-маленькая речка!

Ямы пойдут,

Овраги,

Камни пойдут,

Коряги,

Может и зверь случиться!

- Я ему дам напиться!

- Встретишься с пнем рогатым,

Старым да бородатым,

С древней кривой сосною!

- Я им ноги омою!

- В полночь бежать придется…

В полночь Яга крадется!

Если она обидит?

- Обидит?

Никто не увидит!

- Маленькая-маленькая речка,

Зачем ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там далечко?

- Море!

Обсуждение стихотворения.

Обсудить с детьми ответ речки, отметить, что все реки бегут, вода в них течет, не стоит на месте. Раз реки - и большие, и маленькие – бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и, в конце концов, попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №13

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (РИСОВАНИЕ) «РЕКА»

Коллективная работа.

Материал: ватман (большой лист бумаги, краски, кисти)

Цель: закрепление пройденного материала

Воспитатели рисуют на большом листе бумаги большую речку, а затем каждый ребенок рисует свой ручеек, который в нее впадает. По желанию, можно нарисовать рыб в реке, водную растительность, придумать названия реке и ручейкам.

ПОЗНАНИЕ (КОНСРУИРОВАНИЕ) «РЕКА»

Материал: голубые полоски ткани (или ленты) разной длины и ширины.

Цель: закрепление пройденного материала

Воспитатель предлагает детям создать свою речную систему: самая широкая и самая длинная полоса ткани превратится в главную речку, остальные - в ручейки.

Задача детей - разложить голубые полосы так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

Выводы по теме: на Земле много разных рек - больших и маленьких. Все они куда-то бегут: некоторые – в другие речки, некоторые - в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких и средних речек и ручейков. Все они связаны между собой.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №14

НАДЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ «ЛЕД»

В ноябре (поздняя осень) наблюдаем с детьми на прогулках за изменениями в лужах, сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть дети попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращаем внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

«Первый мороз»

Мне серая лужа простудой грозила,

Расхлюпалась грязь,

И весь день моросило,

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

По грязи хожу, не запачкав ботинки,

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.

(С. Махорин)

Обсуждение стихотворения (при обсуждении текста дети будут использовать результаты своих наблюдений).

- Почему герой стихотворения смог ходить по грязи, не запачкав ботинки?

- Почему лужа «дрожит, трещит, хрустит»?

- Что с ней произошло?

«Речка зимой»

Нашу речку - рыбий дом

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки –

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке.

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

(В.Фетисова)

Предлагаем детям совершить экскурсию к нашей реке Чепце и посмотреть на изменения, произошедшие с ней с приходом холодов.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №15

ЭКСКУРСИЯ К БЕРЕГУ РЕКИ ЧЕПЦА

Цель: Показать детям красоту реки поздней осенью, сравнить с летом – что изменилось; раскрыть перед детьми новое качество и свойство в природном объекте – река: вода покрыта льдом, через него ничего не видно, в проруби ловят рыбаки рыбу, вся растительность по берегу реки увяла и покрыта снегом (инеем), берега пусты, все замерзло; обобщить знание детей о животных и растениях реки, которые приспособились к этим условиям; познакомить детей с улицей, пролегающей вдоль реки.

Ход: Улица, по которой мы идем к реке, называется Чепецкая, так как пролегает вдоль реки Чепца и названа в ее честь.

На берегах реки мало растительности. Насекомых, птиц, земноводных около реки нет, так как стало холодно.

Что произошло с водой в реке? Она покрылась льдом. Лед – это замерзшая вода. Лед появляется на реках, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка будет становиться все толще, но подо льдом есть вода.

А как вы думаете, ребята, что произошло с обитателями реки?

Все животные впали в спячку, птицы улетели в теплые края.

Я уже говорила, что подо льдом есть вода, там живут рыбы. Водяные жители – рыбы, раки – благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от зимней стужи. Многие рыбы, раки зарылись в ил и уснули. Но зимой, когда лед станет очень толстым, рыбы могут задохнуться, потому что под лед не проникает воздух, кислород, необходимый рыбам для дыхания. Поэтому на реках делают проруби, лунки. В этих лунках рыбаки зимой ловят рыбу.

Воспитатель предлагает еще раз полюбоваться на осеннюю Чепцу, как бы «сфотографировать» то, что детям понравилось, а когда вернутся в детский сад, проявить свои фотографии в рисунках.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №16

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (РИСОВАНИЕ)

Тема: «Речка, которую я видел»

Цель: Подвести итог экскурсии к берегу реки Чепца; побудить детей выразить свои впечатления в рисунках; развивать воображение, творческие способности.

Материал: листы бумаги, краски, кисти.

Сравнить работы детей: чем нарисованные речки похожи и чем отличаются друг от друга? Подчеркнуть, что одну и ту же речку люди воспринимают по-разному.

Создание выставки детских изобразительных работ «Река Чепца глазами детей», как итоговое мероприятие по теме знакомства с Чепцой.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №17

ЗНАКОМСТВО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ

Пояснительная записка. Актуальность.

В настоящее время все больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины.

Приобщение детей к государственной символике РФ – одна из приоритетных задач. Патриотические чувства формируются с рождения ребенка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, к родному городу, к родной природе, соотечественникам, осознания себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.

Беседа «Государственный флаг России», ручной труд «Флажки».

Цели и задачи:

· Обобщить знание детей о Государственном флаге;

· Познакомить со значением цветов, изображенных на флаге;

· Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой;

· Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

· Закреплять умение работать ножницами, умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру), аккуратно наклеивать изображения в определенной последовательности.

Материал: изображение Государственного флага, заготовки прямоугольной формы для флажков (из ватмана), цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти, палочки для флажков (трубочки).

Ход: Показ Государственного флага России.

Ребята, посмотрите, как выглядит флаг России. Это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос трех цветов: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного.

Каждый цвет имеет свое значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный цвет – цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Скажите, а где вы видели Государственный флаг в нашем городе?

Флаг развивается над администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях.

А где еще можно увидеть государственный флаг?

Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле президента, боевых кораблях и самолетах российской армии, космических кораблях. Под российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, Олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют российскими флагами.

Я предлагаю вам изготовить маленькие частички Российского флага – флажки. С такими флажками можно идти и на спортивные соревнования, и на городские праздники, и на демонстрации, гордо поднимая символ России.

В своей работе мы будем использовать заготовку (основу из плотного ватмана), шаблоны, цветную бумагу.

Какого цвета бумага нам понадобиться? Выберите необходимые цвета и вырежьте из них по шаблону 3 полосы.

После того, как полосы наклеены, нужно перевернуть работу и в такой же последовательности наклеить следующие 3 полосы с обратной стороны. Затем с помощью клея прикрепить флажки к палочкам.

Предложить детям поднять готовые флажки над головами и под торжественную музыку помахать ими.

Читаем стихи о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все что в сердце бережем

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №18

БЕСЕДА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ УДМУРТИИ»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «ФЛАГ УДМУРТИИ»

Цель:

· Обобщить знание детей о нашей малой Родине – Удмуртии;

· Обобщить знание детей о Государственной флаге Удмуртии;

· Вызвать у детей чувство гордости, восхищение красотой Государственного флага Удмуртии;

· Вызвать у детей желание самим изготовить маленькие флажки с Государственной символикой Удмуртии.

Материал: изображение Государственного флага Удмуртии, листы бумаги 10х20 сантиметров, кисти, краски.

Ход:

Есть большая страна на планете, это Россия. А в этой стране России есть наша маленькая республика Удмуртия. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. Несмотря на это, по величине она превосходит такие страны как Бельгия, Нидерланды, Швейцария. Площадь Удмуртии 42,1 тысяча квадратных километров. Сегодня Удмуртию называют родниковым краем, так как здесь более семи тысяч родников.

В Удмуртии, конечно, есть свой государственный флаг (показ государственного флага Удмуртии).

Посмотрите, на флаге Удмуртии три полосы трех цветов.

Черный цвет является символом земли и стабильности.

Красный цвет – цвет солнца и символ жизни.

Белый цвет – символ космоса и чистоты нравственных устоев.

На белой полосе изображен восьмиконечный солярный знак – «толэзё» (лунный) – один из самых распространённых орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, по приданию, ограждающий человека от всяческих невзгод. Я предлагаю вам самим нарисовать флаг Удмуртии, использовав черную, белую, красную краски.

По окончании работы – чтение стихов об Удмуртии.

Стихи об Удмуртии:

· В любой чащобе

Лишних нет деревьев,

И если даже вырубить кусты,

То и тогда леса лишатся древней,

Естественной и дивной красоты.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще сильней.

И для меня бы

Не было России

Без маленькой Удмуртии моей

(Флор Васильев)

· Я здесь все сразу узнаю,

Здесь каждый встречный мне знаком.

И я со всеми говорю

На языке своем.

Иду ли в лес, бегу к реке –

С листвой беседую, с волной,

И на удмуртском языке

Колосья шепчутся со мной.

Родник так чисто скажет: «Пей!»

Коса приветствует: «Живи!»

И по-удмуртски соловей

Поет мне песни о любви.

И в воздухе звенят слова,

Как удалые бубенцы.

И речь удмуртская жива

На берегу родной Чепцы.

(Флор Васильев)

· Наши сосны высокие самые,

Наши ягоды сладкие самые,

Наши люди добрые самые.

Это я говорю про свои края.

Вы, конечно, вправе не верить,

Дескать, хвалит кулик свое болото,

Но подтвердит вся моя деревня,

Но подтвердит вся моя родня:

Наши сосны высокие самые,

Наши ягоды сладкие самые,

Наши люди добрые самые,

Такая уж Родина у меня.

(Флор Васильев)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №19

I. ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ребята, послушайте гимн России.

Слова С.В. Михалкова

Музыка А.В. Александрова.

 

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!

Одна ты такая –

Хранимая богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, - так есть и так будет всегда!

Припев.

Гимн – это не просто музыка, это торжественное музыкально-поэтическое произведение, главная песня.

Обратить внимание детей на слова песни, в которой отражены любовь к Родине, красоте ее природы, гордость за страну, надежды на будущее. Обращаясь к личному опыту детей, предложить вспомнить моменты, когда они слышали гимн.

Знакомство с гимном проводить поэтапно:

1. Люди,создавшие Гимн:

Все дети знают и любят такие произведения для детей, как «Дядя Степа», «А что у вас?», «Мой щенок» и другие. Знают, что автором этих замечательных книг является детский писатель Сергей Михалков. Но как же они удивятся, когда узнают, что и слова гимна написал Сергей Михалков.

Гимн – это песня, а в старшем дошкольном возрасте дети знают, что в песне, кроме слов, есть музыка. Рассказать детям, что музыку для гимна написал композитор, организатор и руководитель единственного во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской Армии, Александр Александров.

2. Как слушают Гимн:

· Исполняют и слушают Гимн стоя, повернув голову в сторону флага.

· Мальчики и мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

· Слушают Гимн молча или подпевая.

Объяснить детям, что во время официального исполнения Гимна нельзя сидеть или лежать. Каждый день в нашей стране начинается и заканчивается Гимном, который звучит по радио и телевидению.

В каких же случаях еще исполняется Гимн?

· При поднятии Государственного Флага

· Во время новогоднего обращения президента к народу

· При вручении государственных наград

· При возложении венков

· Во время принятия присяги

· Открытие и закрытие Олимпийских игр

· На школьных линейках первого сентября

· На выпускных вечерах в школах

Очень важно дать детям почувствовать, что они являются частью огромной страны, что они - граждане России.

II. ГИМН УДМУРТИИ

У Удмуртской Республики тоже есть свой Гимн.

Ребята, послушайте Государственный Гимн Удмуртии.

Слова Алексея Шепталина

Музыка Александра Корепанова

 

Солнце горит в алых гроздьях рябин,

Новый день встречает земля,

Реет твой флаг над простором равнин,

О, Удмуртия моя!

Припев:

Воссияй, Отчизна моя,

Счастьем путь нам озаряй!

Да хранит Господь тебя,

Расцветай любимый край!

Краше тебя нет на свете земли,

Широки леса и поля,

Весть о тебе вдаль несут журавли,

Славься, Родина моя!

Припев.

Каму и Волгу питала века

Родников живая вода,

В горе и славе с Россией всегда

Ты, Удмуртия моя!

Припев.

III. ГИМН ГОРОДА ГЛАЗОВА.

Посреди лесов и рек

Ты стоишь который век

Легкий и прозрачный

Над водою ты

И не важно, сколько лет

Видишь этот белый свет

Все равно ты будешь вечно молодым!

Припев:

Город Глазов белой птицей над рекой,

Город Глазов – мой любимый и родной,

Яркою звездой освещаешь путь земной

Город Глазов, ты всегда со мной.

Островки твоих дворов

Словно крыльями домов

Укрываешь город от лихих ветров

И куда бы ни вели

Все дороги всей земли

Маленький наш Глазов

Ты – наш вечный зов!

Припев.

IV. Прослушав музыкальное произведение (Государственный Гимн России, Государственный Гимн Удмуртии, Гимн города Глазова), попросить детей своими словами рассказать об услышанном то, что им особенно запомнилось.

V. Художественное творчество (рисование) «Гимн»

Цель: отобразить в своих рисунках содержание текста гимнов, как дети его понимают.

Оформление выставки детских рисунков «Россия – любимая наша страна».


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №20

ЗНАКОМСТВО С ГЕРБОМ РОССИИ

Материал: монеты, листы бумаги, простые карандаши.

Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах.Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы.

Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, зданиях, где работает правительство.

Посмотрите на герб России. Что вы видите? На гербе России вы видите птицу – это орел, орел с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей.

Например, как в нашей группе. Какие национальности у детей нашей группы? Русские, удмурты, татары. Но нас всех связывает одна Родина, она у нас общая. Вот эта лента как раз говорит об этом, связывает две разные головы.

Обратите внимание на значок в центре орлов – этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади с копьем в руках. Этим копьем он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Герб страны печатают на российских монетах. Как вы думаете зачем?

У вас на столах лежат монеты, посмотрите на них внимательно, что на них отпечатано? Двуглавый орел символизирует мощь и могущество нашего государства, символ единства России. Короны – союз республик, входящих в состав России. Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства. Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Возьмите белый лист бумаги и накройте монетку. Простым карандашом производим штриховку. Что у вас получилось? (двуглавый орел с поднятыми крыльями).

Нашему российскому гербу более пятисот лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава (шар) напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Кто догадался, почему он расположен здесь? Москва – столица России.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №21

ЗНАКОМСТВО С ГЕРБОМ УДМУРТИИ

Материал: изображение герба Удмуртии

Герб Удмуртии был официально утвержден в 1994 году, то есть по сравнению с гербом России совсем недавно.

Рассмотрим герб Удмуртии. Что он означает?

На гербе изображено:

· Лебедь. У удмуртов лебедь был священной птицей. Его никогда не употребляли в пищу. Человек-лебедь в обрамлении раскрытых белоснежных крыльев воплощает чистоту помыслов, мечты удмуртского народа о свободе и стремлении к полету.

· Круглый щит герба – это наша земля, луна, солнце и вселенная.

· Солярный знак – очень распространенный оберег среди удмуртов, который имеет несколько значений. Он охраняет наше счастье от невзгод. Также солярный знак связан с символами плодородия. На удмуртском языке его называют «толэзе» (в переводе –«лунный») – материнский оберег-талисман или «шудо кизили» - счастливая звезда.

· Черный цвет символизирует основу, землю.

· Красный цвет - это торжество, солнце и символ жизни.

· Белый цвет - это космос, свобода и чистота нравственных устоев.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №22

ЗНАКОМСТВО С ГЕРБОМ ГОРОДА ГЛАЗОВА

Материал: изображение герба города Глазова

У нашего города тоже есть герб. Он очень необычный. Посмотрите, как он выглядит.

В верхней части герба в золотом поле из бело-голубого облака выглядывает рука, держащая натянутый лук. Она обозначает верность и борьбу.

Над рукой изображен красный крест, символизирующий мужество, смелость и великодушие.

Золотой цвет поля показывает постоянство, знатность и богатство.

В нижней части герба в лазоревом (голубом) поле изображен глаз.

Голубой цвет обозначает честность, верность и безупречность.

Изображение глаза – это название города.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №23

ГЕРБ СЕМЬИ (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)

Еще в начале ХХ века герб семьи не был диковинкой и воспринимался, как часть культуры общества. Сегодня в России мало кто может похвастаться фамильным гербом. Но это не значит, что геральдика совсем ушла из нашей жизни.

Герб семьи, эмблему с определенными символическими фигурами, можно составить самим.

Памятка – инструкция для родителей «Как составить герб семьи»:

1. Главной и неизменной частью герба является щит. Выберите наиболее подходящую форму щита для вашего герба. Сложность его формы зависит от ваших предпочтений и общего плана будущей эмблемы. На самом простом треугольном щите можно будет уместить только необходимые элементы, тогда как более замысловатая конфигурация даст возможность представить на ней все геральдические символы. Наиболее распространённой является французская форма щита, напоминающая прямоугольник. Изобразите посередине щита меч, тот, которым, возможно, сражались ваши предки.

2. Поместите над щитом шлем: золотой или серебряный

3. Над шлемом обязательно должен присутствовать надшлемник, который может изображать:

· Рога

· Крылья

· Фигуры человека, животных

· Перья и флаги

· Головные уборы

4. По сторонам щита можно поставить фигуры – щитодержатели (львы, грифоны, орлы, единороги, ангелы, воины)

5. Внизу щита расположите основание - платформу, на которой будет стоять и сам щит, и щитодержатели. Это может быть зеленый холм, льдина, морской остров и т.д.

6. Вместо основания можете включить в герб девизную ленту. Девиз у семьи должен быть обязательно, изобразите его на ленте.

Герб должен быть как бы символом семьи, а поэтому очень важно узнать у ребенка, что у него ассоциируется с их дружной семьей. Не берите задания полностью в свои руки, дайте ребенку пофантазировать. Пусть детские мысли покажутся вам слишком простыми и наивными и даже не подходящими, зато они будут собственные, а значит, цениться будут намного больше, чем заумные мысли взрослых!


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №24

БЕСЕДА «УЛИЦЫ – РЕСНИЦЫ»

Материал: карта города Глазова.

Ребята, посмотрите на карту города Глазова. В других городах улицы как улицы. А в Глазове, словно ресницы у глаза, правда? Я расскажу вам, почему так получилось.

Раньше ведь Глазов деревней был. Дома – все деревянные, и стояли, как попало. Захотелось царице Екатерине, чтоб в новом городе Глазове все удивительно и красиво было, не хуже, чем у иностранцев. Позвала она самого лучшего архитектора по имени Иван Лем и приказала, чтоб город Глазов построить по новому плану, по-заграничному, как во Франции, в Версале.

Долго думал архитектор. Ночи не спал. И вдруг понял: название города-то на глаз похоже! Значит, будет все в городе, как у настоящего глаза: и веки, и зрачок, и ресницы. Взял и сделал чертеж. И получилось, как задумал. Русло реки Чепцы – это нижнее веко Глаз-города. Городская площадь Свободы – сам глаз. Зрачок – это собор, находящийся посреди площади. Семь ресниц – это улицы, которые отходят от глаза – площади в разные стороны.

Давным-давно, когда наш город был еще молодым, улиц в нем было всего семь. Некоторые из них назывались так: лежит улица на берегу реки Чепцы, значит, быть ей Чепецкой; если улица ведет в Сибирь, то называли ее Сибирская. Эти улицы до сих пор так и называются.

Рос город – росло число улиц. Названия у них самые разные. Улицам дают имена замечательных людей: героев, ученых, писателей, музыкантов. Называют улицы и в честь важных событий. Например, есть в нашем городе улица Революции.

Послушайте стихотворение (смотри приложение №4). Какие названия достопримечательностей вам знакомы? На каких улицах они находятся?


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №25

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА ГЛАЗОВА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных