Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА ТРЕТЬЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ




Здесь имеется в виду поведение священнослужителя вне храма. Деятельность пастыря — это постоянное общение с очень широким кругом людей, это его друзья, сослуживцы, пасомые, знакомые, незнакомые, случайные собеседники-совопросники и др. Всегда и со всеми священнослужитель должен быть на высоте своего звания, своего сана. Такт священника — это особый вид его общения с людьми.

Свидетельствование веры Христовой — вот что такое жизнь священнослужителя в этом мире. Самая действенная проповедь, самая убедительная апологетика — это живой пастырь, живущий глубокой верой в Бога с любовью к человеку, с большими знаниями и культурой, пастырь убежденный и принципиальный. Общение с людьми — дело трудное. Служение спасению всех людей — дело величайшей трудности, немыслимое без молитвы и помощи Божией, невозможное без Церкви. Опыт Церкви и, прежде всего, благодать, действующая в Церкви, дают пастырю великие силы, если сам пастырь стремится воплощать в своей жизни и в своем служении заветы Господа нашего Иисуса Христа и все установления Церкви. Послушание Церкви, любовь к Церкви и всецелостная отдача себя делу пастырства — вот то, что делает пастыря всегда пастырем и в храме и вне его.

Священнослужитель призван быть духовно тонким человеком по самому существу своего служения. Знание человека, человеческих отношений, человеческих слабостей и человеческих трудностей священнослужитель должен сочетать с прекрасно усвоенными нормами человеческих правил приличия и общежития.

Общение с братьями-священнослужителями, естественно, должно носить добрый истинно христианский братский характер. Не формальное подставление друг другу щек или брадокасательство и бездушное целование рук при встрече, а действительная приветливость, откровенная радость общения. Священнослужитель всегда обязан с особым почтением относиться к епископу и старшим священнослужителям.

Уважение к старшим, опытным пастырям — важнейшая сторона пастырской жизни. Уважение к своим предшественникам по приходу, хранение их добрых традиций должны быть нормой для молодого начинающего священника.

Взаимоотношения с сослуживцами очень сложная, но и необходимейшая часть пастырского делания. Умение, хранить, как великую ценность, добрые, христианские чувства друг к другу, прощать и взаимно помогать друг другу призваны все священнослужители. Совершать службу Божию, жить можно и должно только в мире и взаимопонимании.

 

* * *

Вежливость украшает каждого человека и вместе со скромностью и тактом является необходимым качеством священнослужителя. Умение начать, вести и развивать интересные и полезные темы в разговоре. Содержательная беседа всегда показывает духовный уровень собеседника, его знания, его интересы. Умеренный и умный юмор без желчи и злости украшает речь. Стремление быть в обществе „душой", весельчаком, „сыпать" остротами и не совсем свежими и тонкими анекдотами, „перемывание костей" кому-то из отсутствующих, сплетни и т.п. -ржавчина души не должна иметь места у священнослужителя.

Достоинство, честь сана требуют от священнослужителя большой осмотрительности и в выборе друзей и собеседников и в поведении с совершенно незнакомыми людьми.

Умная, интересная речь может сделать многое, но всегда следует помнить евангельское изречение о бисере и свиньях. Нельзя затевать споры, диспуты о вере с людьми неизвестными и в местах, для этого совсем неподходящих.

Выставлять свое „я", свои знания, заслуги, знакомства всегда и везде глупо.

Нельзя дичиться людей, отвечать сухо и даже грубо на их вопросы. Всегда нужно говорить правду и с человеком быть искренним и честным, очень важны точность, аккуратность[2] и умение вести себя в обществе. Общество может быть разное и священнослужитель должен уметь в любом обществе, если он вынужден в нем оказаться, быть именно православным священнослужителем. Не маскировка, а честное и прямое сознание своего положения, своего сана. Уронить собственное достоинство, достоинство Церкви, честь священника легко, но заслужить настоящее уважение, авторитет бывает не просто.

Священнику нельзя „играть роль", вести себя по-разному при различных обстоятельствах, всюду он должен быть самим собой. Всякая напускная елейность, фальшивый тон будут звучать и восприниматься окружающими с отвращением.

Если пришел в дом, уважай его хозяев, их порядки, их гостеприимство. Никогда нельзя брезговать хлебом-солью, предложенным с чистым сердцем. Но всегда надо помнить в какой дом входишь или кого вводишь в свой дом. Ям и опасностей на этом пути много!

Культура речи необходима священнослужителю, он должен говорить ясно, правильно, литературным языком, без всякой языковой „ржавчины". Речь — очень большой показатель культуры всякого человека.

Умение выслушать человека и умение слушать другого человека необходимые для священнослужителя качества. Выслушать человека, дать ему высказаться — большое дело. Слушать не перебивая, не отмахиваться от доводов другого человека даже если они и не совпадают с личными взглядами слушающего.

Вмешиваться в чужие разговоры, перебивать собеседников, подтрунивать над ними — грубо и некультурно. Нельзя говорить за столом, когда рот занят пищей. Не следует стремиться в обществе, чтобы все присутствующие слушали только тебя, соглашались только с тобой. Нельзя навязывать себя, всех учить, критиковать, подшучивать над присутствующими, делать грубые указания.

Грубость вообще должна отсутствовать в поведении священнослужителя. Грубое слово, движение, жест, окрик никогда не украсят священнослужителя. Всякая грубость всегда признак очень низкой, убогой культуры.

Гневливость, вспыльчивость, мелочность, злопамятство, естественно, являются отрицательными качествами культурного и, тем более, духовного человека.

Слово священника должно быть правдивым, честным и, произнося слова, пастырь должен всегда помнить, что он несет за каждое из них ответственность, так как неправильное поведение, гнилое слово священника может соблазнить многих.

Следует быть осторожным с юмором. И если старый семинарский анекдот понятен в кругу священников-однокашников, то он может прозвучать соблазнительно и даже гадко в другом обществе.

Если сугубо церковные, приходские темы бесед понятны для церковных людей, то они совсем непонятны, а часто и не полезны для людей нецерковных, а интересующихся церковью только издали. Умная, тактичная речь священника не должна никого обижать или смущать или вводить в уныние. Надеждой на любовь Божию, на милосердие Божие должно звучать слово пастыря и с амвона, и в личной беседе.

Не отпугивать, а звать к перерождению, покаянию и спасению призван священнослужитель.

Приветливость, сердечность, простота, любвеобильность и доступность пастыря — необходимейшие положительные качества священнослужителя.

Гордость, высокомерие, сановитость, самомнение — всегда отвратительны. Большой бедой священнослужителя является местничество и строгий учет наград.

Очень важным и ценным человеческим качеством является чувство благодарности. Благодарить за внимание, за услугу, за чуткость — прямая необходимость культурного человека. Помнить, ценить, уважать людей за оказанное внимание, за доброе отношение.

Высокая нравственная обязанность каждого человека живо помнить родителей, наставников, благодетелей, с благодарностью молиться и говорить о них.

Прекрасное христианское слово — пожелание „спасибо" — Спаси Бог! украшает нашу жизнь.

* * *

Умение вести себя в обществе, умение сидеть, стоять, менять положение — все это дело культуры, т.к. все это можно и должно делать изящно, легко, не обижая и не задевая окружающих. Кстати, надо стремиться, чтобы в обществе всегда ни к кому не быть спиной.

Такт поведения, настоящая вежливость, учтивость -неотъемлемые качества культурного человека.

Не надо забывать очень хорошие, вежливые слова: „разрешите", „позвольте", „пожалуйста" или „простите", „извините", „будьте любезны".

Нельзя в обществе громко чихать, сморкаться, икать, отхаркиваться, греметь стулом, дверью или посудой.

Кстати, неприлично священнослужителю плевать на пол или на улице на землю. Неприлично также складывать носовой платок после пользования им.

Нельзя слишком громко говорить или обращаться через стол или к далеко сидящему собеседнику, нельзя указывать пальцем или вилкой на кого-либо или при разговоре размахивать ножом.

Есть надо тихо, очень аккуратно, умело, не набивая едой рот, не заготавливая на тарелке кусочки еды, не откусывая хлеб от целого куска; рыбу, котлеты и всякие мягкие кушанья не принято резать ножом.

Не следует просить добавки, помня об умеренности в еде и особенно в напитках.

Пользоваться вилкой, ножом, салфеткой надо умело, естественно, без напускной рисовки.

Полезно смотреть, как поступают старшие за столом, и знать, какие традиции в доме.

Разговоры за столом не должны касаться тем, отравляющих настроение и аппетит. Никогда не следует делать критических указаний в адрес кушаний, сервировки, подачи — это оскорбляет хозяев. Никогда не надо замечать оплошностей хозяев или соседей по столу. Есть надо то, что подают и, конечно, не говорить о болезнях своих и близких или запретах врачей.

В нашей Церкви не принято, чтобы священнослужители курили. Курящий батюшка или диакон — явление отталкивающее для наших верующих.

Садиться и вставать из-за стола нельзя раньше старших. Если вы старший, садитесь по приглашению хозяев и вставайте, когда увидите, что все потрапезовали. Хороню завершать трапезу с согласия хозяев.

Если вам надо уйти раньше — извинитесь и, простясь общим поклоном, уходите. С хозяевами надо проститься отдельно. Не разрешайте особенно ухаживать за вами, подавать пальто и т.д. Лучше всего всегда пользоваться самообслуживанием.

Если вы хозяин, встречайте своих гостей, сразу же знакомьте, если гости нс знакомы друг с другом, притом, следует называть полные имена и отчества, также представьте и своих домочадцев.

Важно, чтобы всем гостям было оказано внимание хозяев и велась интересная для всех беседа.

Нельзя сразу приглашать к столу, следует какое-то время вести разговор.

Усадить гостей должен хозяин. Не принято супругов сажать за столом вместе, также и хозяину занимать председательское место.

Угощать надо радушно, иногда настойчиво, но без насилия и назойливости, чтобы не получилась „демьянова уха".

Важно уделять внимание дамам и пожилым людям. Не следует замечать промахи гостей или делать кому-либо назидание или замечание.

Стиль приема определяется составом гостей и характером приема. Но всегда в доме священника должен царить и определять все свой особенный стиль, не допускающий излишеств, бурного шума, грохота музыки и т.п.

Радость общения не только в этом и не только таково! Культура поведения у себя дома и в гостях всегда одинакова. Только дома она требует еще большей тонкости, внимания и широты от хозяина.

Конечно, во всех случаях нельзя держать локти на столе, толкать собеседника локтем, обнимать его или похлопывать по плечу.

Надо всегда учитывать место и характер беседы, состав общества. Следует знать, когда о чем и с кем говорить. Вовремя смолчать — великое искусство! Говорить так, чтобы никого не обидеть, не задеть, говорить интересно, умно — дело такта и способностей человека.

Громкий хохот никогда не украшает беседу. Хохочущий без меры — глуп! Также и умышленною унылый, молчаливый, рисующийся собеседник вызывает недоумения.

Ношение часов на руке давно стало для многих необходимостью, но иногда часы выглядывают из-под поручей или четок во время богослужения — это нехорошо.

Слушая кого-либо, неприлично посматривать на часы, т.к. это значит, что вам недосуг слушать человека.

Плохо и за богослужением глядеть на часы. Но если назначил кому-либо время встречи — будь точен, это первейшая необходимость вежливого человека.

Умение владеть временем, находить его и правильно использовать — тоже вопрос культуры. Необходимо менять занятия, виды труда — это лучший отдых. Досуг должен быть деятельным!

Большего внимания требует общение с иностранцами: здесь следует соблюдать большой такт и осмотрительность. Конечно, прекрасно, если священнослужитель владеет иностранными языками, знает историю, литературу, быт народа многих стран.

Внимание к человеку — очень важная черта культурного человека. Приветливо встретить, побеседовать, проводить, поздравить в памятный день, навестить в болезни, поинтересоваться жизнью, здоровьем, поздравить с праздником, написать письмо, во время ответить на письмо, не забыть пригласить к себе и т.д. Видов внимания очень и очень много и все они замечательные проявления тонкости человеческого сердца.

Особое место принадлежит подарку. Дарить можно что-либо, как знак уважения, дружбы, любви к близкому, родному человеку. Подарок должен быть выбран со вкусом, с тактом. Вещь изящная, полезная, памятная, вещь, украшающая жизнь, — прекрасный подарок!

Подарок-взятка — явление низкое, отвратительное и недопустимое. Нельзя дарить начальству. Дарить от сердца близкому человеку — это радость!

Нельзя принимать подарки от подчиненных, от лиц мало знакомых, чужих. Подарок этот может стать взяткой, авансом, залогом... Такой подарок может связать вас.

* * *

Отношение священнослужителя к святыне, к своему сану и сослуживцам, к своему долгу, своим обязанностям, к старшим и своему начальству — важные стороны его бытия и делания. Отношение к семье, к окружающим, к человеку вообще — важный показатель его духовного богатства. По моему мнению, также очень характеризует человека его отношение к женщине, детям и животным.

Показателем культуры человека является и его отношение к книге, искусству, к знаниям, к сегодняшнему дню и к прошлому. Умение жить — это умение быть среди людей, быть полезным, нужным, значительным.

Священнослужителю всегда должен помогать голос пастырской совести, его внутренний строгий контролер. Самокритичное, строгое отношение к себе, к своему поведению, к своим знаниям и поступкам помогут священнослужителю избегнуть отставания, промахов, успокоенности на достигнутом, беспечности и лени.

У пастыря должно быть постоянное живое чувство своего долга и сознание своего недостоинства. Им также должно владеть желание преодолевать с помощью Божией все трудности, вести борьбу с недостатками, совершенствоваться, расти.

Пастырь сегодня — это не „поп", это не поповское место в обществе, а это свидетельство и служение в мире. Пастырь — это носитель любви Христовой к человеку, это человек, не похожий во всем на других, но имеющий все самые высокие и лучшие черты человека и служащий спасению людей.

В храме, дома, среди людей православный священнослужитель всегда один и тот же, убежденный, цельный труженик и, конечно, подвижник; пусть никого не пугает это слово, ибо без подвига нет христианства, тем более не может быть без подвига и пастырства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных