Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации. Студенты должны усвоить понятие логичности речи и законы логики; уметь пользоваться логическими законами при построении высказываний и связных текстов;




Студенты должны усвоить понятие логичности речи и законы логики; уметь пользоваться логическими законами при построении высказываний и связных текстов; научиться определять виды логических ошибок.

Готовясь к этому занятию студенты должны обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте предложения. Определите, в чем их нелогичность (затемнение, искажение смысла, употребление слова в несвойственном ему значении, пропуск или употребление лишнего слова и т. д.).

На столе лежали отобранные книги. Речь героев Толстого отличается от героев других писателей. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. Имя Анны Ивановны пользуется у нас большим авторитетом. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов питания. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. Последнее место работы – водитель гендиректора. Причина увольнения – ликвидация гендиректора. Продаю коляску для новорожденного синего цвета. К сотрудничеству приглашается персонал любой профессии: администраторы, преподаватели, ИТР, переселенцы, пенсионеры, менеджеры, офицеры запаса, торговые работники, экономисты. Производятся все виды работ, кроме детей дошкольного возраста. 11. Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках. В связи с ремонтом парикмахерской укладка женщин будет производиться в мужском зале. Принимаются заказы на изготовление детских кофточек из шерсти родителей. Правом бесплатного проезда в общественном транспорте пользуются: участники Великой Отечественной войны; инвалиды 1 группы по зрению; инвалиды 1 группы по общему заболеванию; проездные билеты. В заповеднике живут звери, которые уже вымерли.

Задание 2. Определите, чем вызвано нарушение логики в предложениях.

1. Вы будете сдавать зачет в декабре, ближе к маю. 2. Л.Н. Толстой достоверно описал весь образ жизни праздной и светской молодежи в романе «Война и мир». 3. Наша гимназия имеет три направления. 4. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вечером возможен небольшой дождь. 5. В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения.

Задание 3. Сохранят ли тождество суждения, если выделенные в них слова заменить синонимами?

При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения). Виновность Петрова установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами). За время работы он показал себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным). Через несколько дней преступник был задержан (арестован, взят). Вскоре он свернул в какой-то безлюдный переулок (пустынный, глухой).

Задание 4. В приведенных доказательствах найдите тезис, аргументы, определите форму доказательства.

«По-моему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в комнате, где пищит ребенок, которого нельзя посыпать персидским порошком; у меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья» (рассуждение Пигасова в романе И.С. Тургенева «Рудин»).

«Позвольте вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишком лет, но благодаря Бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше» (рассуждения Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

Задание 5. Проанализируйте логическую и образную структуру суждений.

1) Это политика, в которой интернационализм перестаёт быть дежурным словом или заклинанием сверху, а прорастает снизу: прежде всего как понимание подлинной выгоды совместного ведения народного хозяйства.

2) Засилие импортных продуктов в недавнем прошлом сейчас уравновешивается возрастающим спросом на отечественные товары.

3) Мы нуждаемся в подпорке неформалов.

4) Будущее замечательно тем, что оно неопределённо, то есть не определено никем, кроме нас.

5) Мы выбрали универсальность и пришли к ней, идя за своим клиентом: ему всегда нужен весь возможный спектр услуг. Мы идём за клиентом – и более того, мы идём к нему.

Задание 6. Укажите в приведенных ниже предложениях алогизмы. Выделите сопоставленные слова, определите их значение и объясните, почему их сопоставление невозможно.

1. Одну из важнейших особенностей музыкального ритма русской песни, равно как и многих других народов, составляет его неподчиненность привычным для нас закономерностям тактового ритма. 2. Характеру Аркадия Кирсанова – «либерального барича», как и его отцу, свойственна сентиментальность и мягкость. 3. Семена капусты (мелкие) являются основным способом размножения. 4. Мы убеждены, что полезное применение чайного гриба далеко еще не исчерпано приведенным списком заболеваний.

Задание 7. Расположите предложения в приведенных абзацах из книги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, 1999) в соответствии с требованиями логичности.

1.

Чтобы решить эту фундаментальную проблему, был выработан целый ряд понятий: «врожденные идеи», «космическое бессознательное», «космическое сознание», «коллективные представления», «бессознательные структуры», «бессознательное как речь другого», «архетипы коллективного бессознательного».

Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике на пороге XXI века, о чем писал в на­чале нашего столетия Р. Бекк.

Все они связаны с революцией в психике человека, формирующимися новыми межличностными отношениями между индивидами.

Это предвидение уже начинает сбываться, ибо сейчас внимание акцентируется на целостном подходе к исследованию реально существующего класса ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретности-непрерывности сознания и взаимоотношения функционирования человеческого мозга и психики (стр. 294).

2.

Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой топор), похожие на каменные, относятся ещё к энеолиту, т.е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.).

Переход от каменных орудий к металлическим и соответственно от возделывания растений к земледелию имел колоссальное значение в истории человеческого общества.

«Основными достижениями эпохи неолита, — отмечается в «Хронике человечества», — являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов».

Археологические материалы свидетельствуют, что для изготовления орудий и оружия человек прежде всего стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал ещё раньше.

Начало обработки металлов, другого важнейшего открытия, восходит к VIII тысячелетию до н.э. (стр. 78).

3.

Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах».

В большинстве своем эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы нашей повседневной жизни.

С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки.

Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием.

Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года.

Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.

4.

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное — порох — имело наиболь­шее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение её вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае.

В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет (стр. 196).

5.

Согласно подсчетам писателя-фантаста Г. Альтова, из 86 частных предсказаний «дилетанта» Г.Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если же взять таких фантастов, как Жюль Берн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах (стр. 311).

6.

Закон плавучести тел по сей день носит имя Архимеда.

Наибольший вклад эллинистическая наука внесла в механику, причем первый импульс, вероятно, исходил из области техники.

Им введено понятие центра тяжести и разработаны методы его определения для различных тел, дан математический вывод законов рычага; ему приписывают слова: «Дай мне, где встать, и я сдвину Землю».

Архимед (287-212 гг. до н. э.) являлся одной из величайших фигур греческой математики и механики и последним из действительно самобытных греческих ученых.

В частности, он определил соотношение объемом шара и описанного около него цилиндра, оказавшееся равным двум третям.

Архимед положил начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

Будучи первоклассным математиком и механиком, Архимед решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов (стр. 160).

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных