Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Обжалование судебных актов вступивших в законную силу




 

Цель изучения темы:

Формирование у обучаемых основных представлений о перспективах развития гражданского процессуального права.

 

Задачи изучения темы:

· изучение особенностей обжалования судебного акта в кассационном порядке;

· изучение особенностей обжалования судебного акта в надзорном порядке.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление:

· об особенностях кассационного обжалования судебного акта, вступившего в законную силу;

· об особенностях обжалования судебного акта в порядке надзора.

Будете знать:

· порядок кассационного обжалования судебного акта, вступившего в законную силу;

· порядок обжалования судебного акта в порядке надзора.

Вопросы темы:

1. Порядок кассационного обжалования судебного акта, вступившего в законную силу.

2. Порядок обжалования судебного акта в порядке надзора.

 

Вопрос 1. Порядок кассационного обжалования судебного акта, вступившего в законную силу.

 

В целях судебного контроля за правильностью и обоснованностью вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, предусмотрена проверка таких актов, после вступлениях их в законную силу, в кассационном порядке.

ГПК РФ (ст. 376) устанавливает, что вступившие в законную силу судебные постановления, могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными обжалуемыми постановлениями. Это правило не распространяется на судебные постановления Верховного Суда Российской Федерации.

Срок для подачи кассационной жалобы составляет 6 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. Вместе с тем, лица участвующие в деле не могут обратиться с кассационной жалобой до тех пор, пока они не исчерпали всех иных способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Таким образом, обязательным условием для приобретения права на кассационное обжалование является прохождение лицом стадии апелляционного обжалования судебного постановления до момента вступления его в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

Предметом кассационного обжалования могут являться:

· апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

· апелляционные определения районных судов;

· вступившие в законную силу судебные приказы;

· решения и определения районных судов и мировых судей.

 

Кассационная жалоба на указанные судебные акты подается в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Если дело рассмотрено военными судами то предметом кассационного обжалования будут:

· апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;

· вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

 

Кассационная жалоба, в этом случае, подается в президиум окружного (флотского) военного суда.

Также, предметом кассационного обжалования могут являться:

· постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

· апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

· вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

 

На указанные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

Если дело рассматривалось военными судами, то предметом кассационного обжалования могут служить:

· постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

· апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;

· вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

 

В этом случае указанные акты обжалуются в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, законодатель установил в ГПК РФ возможность кассационного обжалования вступивших в законную силу решений судов по гражданским делам, в две кассационные инстанции - президиум суда субъекта РФ и Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ. При этом срок кассационного обжалования остается единым - 6 месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

Представляется, что такой подход законодателя является достаточно спорным. Подача одновременно двух кассационных жалоб в две разные кассационные инстанции создает двусмысленное положение, поскольку одна инстанция может вынести одно решение (например удовлетворить требования кассационной жалобы и отменить принятые по делу решения нижестоящих судов), а другая- наоборот, может оставить принятые ранее судебные решения в силе, а кассационную жалобу без удовлетворения. Кроме того, такое положение существенно затрудняет реализацию права граждан и юридических лиц на своевременную, полную и объективную проверку принятых в отношении них судебных актов, поскольку ими, по независящим от них причинам, может быть пропущен срок на подачу кассационной жалобы в одну из кассационных инстанций. Кроме того, нарушается принцип последовательности прохождения стадий гражданского процесса.

Реформа кассационного производства проведенная с момента вступления в силу новой редакции ГПК РФ (с 01.01.2012) поставила кассационную инстанцию на уровень надзорной инстанции, поскольку предоставила кассационной инстанции изучать поданные кассационные жалобы, что характерно прежде всего для надзора.

Поданные кассационные жалобы, изучаются:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.

 

Вводя институт изучения кассационной жалобы, законодатель по сути подменил кассацию надзором. Однако, на протяжении всей истории своего существования, целью кассационного судопроизводства, кроме проверки судебных актов нижестоящих судов, является и установление единой практики толкования и применения законодательства для нижестоящих судебных инстанций и для участников гражданского оборота. Такая деятельность кассационной инстанции направлена на создание «опоры для законодателя» в виде «образца» правоприменения или «прецедента», обеспечивающего единый режим правопорядка в государстве и экономике.

Сущность кассационной проверки судебных постановлений в свое время ярко охарактеризовал Наполеон I в речи 15 августа 1801 г.: «Кассационный суд, представляя судебным местам разыскание истины в фактах и толкование условий в договорах, подчиняет эти элементы решения силе закона и не позволяет, чтобы под предлогом справедливости, часто произвольной, судья отступал от предписанных правил и освобождал себя от исполнения воли законодателя. Дозволять судебным местам преступать законы и обходить их исполнение - все равно что уничтожить законодательную власть. В этом смысле кассационный суд - необходимая опора законодателя. Если точное исполнение закона есть непременное условие для устройства и поддержания порядка в государстве, то в кассационном суде нельзя не видеть учреждения, укрепляющего государственную власть и упрочивающего незыблемость государства».

Необходимо отметить, что именно для такой цели создана кассационная инстанция в системе арбитражных судов. Представляется, что и кассационное производство по гражданским делам должно строиться аналогично устройству такого производства в системе арбитражных судов.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

 

Вместе с тем, Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Кассационные жалоба, представление, поданные в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ или в Военную коллегию ВС РФ на судебные постановления, в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции вместе с делом направляются соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

В суде кассационной инстанции, за исключением ВС РФ, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В ВС РФ кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяц.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 ГПК РФ.

 

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

При передаче дела на новое рассмотрение указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

 

Вопрос 2. Порядок обжалования судебного акта в порядке надзора.

 

Единственной надзорной инстанцией является Президиум ВС РФ Именно эта инстанция обладает правом на пересмотр в порядке надзора судебных актов вступивших в законную силу. Надзорное производство может быть возбуждено на основании жалоб лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

 

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС РФ. Срок для обжалования судебного постановления в порядке надзора составляет 3 месяца со дня вступления его в законную силу.

Надзорные жалоба, представление, изучаются судьей ВС РФ.

Жалоба изучается как по материалам изложенным в жалобе, так и по материалам дела, если оно истребовано. В случае истребования дела судьей ВС РФ может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

 

Срок рассмотрения надзорной жалобы, представления в ВС РФ не может превышать два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

 

Судебные постановления, вступившие в законную силу подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

 

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

Президиум ВС РФ, по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления принимает постановление большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

О принятом Президиумом ВС РФ постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Заинтересованное лицо может обратиться к Председателю ВС РФ с жалобой на вступившее в силу судебное постановление. Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Жалоба или представление прокурора, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Дело по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя рассматривается Президиумом ВС РФ.

Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии соответствующих оснований.

 

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных