Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ




 

Диадический характер человека очевиден. Более, чем какое-либо другое существо, которое мы знаем или предполагаем существующим, человек вовлечен в две сферы: Факт и Ценность. Двузначность одинаково неизбежна, верим ли мы в естественное или сверхъестественное происхождение человека. Если человек всего лишь продукт материальной трансформации, осознание им Ценности необъяснимо. Если же он результат сверхъестественного творения, его подчинение материальным законам кажется не имеющим причин. Этой двойственности должно быть уделено должное внимание в любой приемлемой антропологии.

Мы можем вновь напомнить об этом в терминах различения между Сущностью и Существованием (глава 25 Второго тома). Есть два пути рассмотрения человека: первый - видеть его как то, из чего он состоит; второй - видеть его как то, что он есть. В первом случае, который мы называем его существованием (экзистенцией), он участвует в мировом процессе, в котором он имеет свое место и функцию для исполнения. Во втором - в том, что мы называем Сущностью (Эссенция) - человек является чем-то уникальным, что известно и непознаваемо, поскольку это не факт, и беспредельно, потому что это зеркало, в котором отражается бесконечность всего мира. В предыдущем томе мы подошли к утверждению: Существование беднее по своему содержанию, чем Сущность, - идентифицируя Существование с Фактом и Сущность - с Ценностью.

Теперь мы должны пойти дальше и заявить, что в нас имеет место противоположность конечного и бесконечного. Человек, как часть существования, есть актуальный факт, который не может быть другим, чем он есть. Человек, как Сущность, есть Бытие -и как таковое может расти или убывать. Он может быть в согласии со Вселенной или же быть поглощенным ею. Экзистенция ограничена пределами Жизни и Смерти. Сущность пребывает в других пределах - между Реальностью и Нереальностью.

Человек противоречив. Это хорошо известная дилемма. Наша связь с Существованием непрочна - и, однако, это все, что мы знаем. Наша Сущность надежна, но знать ее мы не можем. И все же мы глубоко сознаем разделенность собственной природы. Мы сознаем двумерное беспокойство, представляющее нашу главную заботу; и, однако, мы столь же не способны постичь нашу главную заботу, нашу разделенность и нашу противоречивость, что бессильны перед ними.

Человеческая природа разделяется на два исключающих друг друга поля. Первое сосредоточено вокруг неизбежных нужд нашего существования, оно может быть названо "ограниченным беспо койством", так как остается в пределах познаваемых миров и, сверх того, в областях, примыкающих к самому человеку. Второе -поле тотального беспокойства, устремленного к тайне Целого. Мы все испытываем это тотальное беспокойство. Мы можем повернуться от него к ограниченным задачам нашего повседневного существования, но беспокойство останется в качестве неразрешимого противоречия, ощущаемого всем нашим существом.

В некотором смысле ассоциирование Существования с Фактом, а Сущности - с Ценностью является правильным. Факт - это то, что мы можем узнать путем существования. Ценность - это то, о чем мы выносим суждение и с чем мы соглашаемся посредством нашего сущностного качества. Тем не менее мы должны быть осторожны и не рассматривать их как идентичные. Существование не ограничивается Фактом: Ценности входят в него и трансформируют его. Мы видели это при изучении нами Классов Сущности (глава 35), где обнаружили также, что Ценность реализуется благодаря своей связи о Фактом.

Две стороны человеческой природы неразделимы; подобно сиамским близнецам, ценой их разделения, вероятно, была бы смерть одной из них или даже обоих. Мы должны принять взаимодополнительность двух терминов человеческой диады и научиться жить с этим. Мы испытываем нашу двумерную природу как если бы на нас действовали две противоположные силы. Имеет место центробежное действие, которое устремляет нас как в сторону великих миров, так и внутрь, в недоступные глубины нашей собственной сущности. Есть и центростремительное действие, удерживающее нас в непосредственно осязаемом настоящем моменте, в котором мы живем. Каждое из этих действий нашей натуры предъявляет к нам бескомпромиссное требование. Существование ненадежно, Сущность еще не реализована. Ограниченный в своих действиях и безграничный в своей жажде познавания человек должен принять эту несовместимость двух натур не как слабость, но как основное условие своей реальности. Он должен выйти за диаду; но он окажется способным к этому, лишь согласившись с ней. Если он ищет пути игнорировать диаду, он теряет свой контакт с Реальностью.

Диада натур является проекцией в человеческую ситуацию дуализма универсального, который присущ самой природе существования. В свою очередь, этот дуализм проецируется в структуру человеческих существ: мужской и женский пол формируют диаду, которая репродуцирует фундаментальное деление людей. Говоря в общем, мужчина центробежен и стремится к творческой активности, уводящей его из непосредственного и актуального. Женщина, в основном, центростремительна - с тенденцией к консервативной, деятельности, коренящейся в актуальном. Эти различия затемняются сравнительной редкостью завершенных, законченных как мужчин, так и женщин. Большинство людей представляет смесь двух характеров. Это - не дефект, поскольку обе природы - одна в качестве активной, другая скрытая - присутствуют во всех человеческих существах.

Дополнительность полов - их полная взаимозависимость и в то же время полная противоречивость - также должна быть принята. Противоположный взгляд, которого сегодня многие придерживаются, утверждающий, что различие является только физиологическим, в корне ложен. Но столь же ошибочно и убеждение в том, что мужской пол превосходит женский и призван доминировать над ним. Принцип дополнительности включает в себя равенство, но не идентичность. Равенство мужчин и женщин состоит в их взаимной необходимости друг для друга. Ни мужчина, ни женщина, сами по себе, не могут быть завершенными существами. Эта истина, столь очевидная в физиологическом смысле - в акте воспроизводства, - не менее справедлива для всех других областей. Мужчина и женщина думают и чувствуют по-разному, понимают по-разному, судят по-разному; и кроме как в своей совокупности они не обладают ни объективным мышлением, ни чувствованием, ни пониманием или суждением. Парадокс состоит в том, что, будучи противоположны по природе, они должны не соглашаться, -однако именно их несогласие является условием их взаимопонимания.

Гармония диады состоит в принятии противоречия вместе с осознанием дополнительности. Это должно служить основанием союза между полами - только таким путем становится возможной завершенная человеческая структура. Сексуальная природа человека является следствием его двойственной природы. Она отлична от сексуальности животных, хотя и предвосхищается в моногамном спаривании определенных видов. Различие проистекает из глубокой потребности человека стать лицом к лицу с собственным противоречием и принять их. Он не может быть удовлетворен тем, что он есть, и он не может отказаться от этого. Он не может достичь того, к чему стремится, и в то же время не может перестать стремиться к этому.

Путем распределения противоречия между полами возникает сила, уникальная по своему качеству. Она может быть описана как свадьба Сущности и Существования, посредством которой преодолевается их разделение без разрушения их различия. Одно из следствий этого союза - преображенная ситуация, касающуюся времени и пространства.

Человеческая диада манифестируется в полах; в то же самое время она присутствует в непроявленном виде в каждой человеческой Самости. Это - воистину человеческая характеристика, поскольку Семейство Самостей человека колеблется между Сущностью и Существованием, с одинаковым притяжением к каждому из полюсов. Принятие этой рискованной и ненадежной ситуации является первым условием узнавания Себя как потенциальной Души, несущей внутри себя семя Индивидуальности.

 

ЧЕЛОВЕК КАК ТРИАДА

 

Человек, как конкретная реальность, должен участвовать в фундаментальной триаде Функции, Бытия и Воли (см. главу 3 Первого тома). Каждый из этих трех элементов обладает своей характерной структурой; и поскольку они различны по существу и несводимы к какому-либо общему понятию, невозможно дать удовлетворительного объяснения человеческой природы, если не проводить их отчетливого различения. Это не означает, что мы сможем удержать их разделенными, так как все три элемента входят в любой возможный опыт. Например, мы переживаем реальность человеческого организма одновременно как функционального механизма и формы бытия; но мы также осознаем, что он проявляет свою волю к жизни и исполнению своей природы. Точно так же мы можем видеть, что наша жизнь исходит из актов воли, которые могут быть сильными или слабыми; но что мысль является в то же время и функцией и, как таковая, обусловлена состоянием нашего бытия.

Хотя фундаментальная Триада входит в любой опыт, она не порождает структур, обеспечивающих связность нашего опыта -такие структуры более сложны, чем триады, и изучение их поведет нас к системам с большим числом членов. Пока же мы исследуем три элемента Триады в том виде, как они входят в наш опыт.

 

Элемент Бытия

Весь опыт содержится в пределах Настоящего Момента - это единственная непосредственная и несводимая определенность. Настоящий момент - это не безразмерная точка, но конечная область опыта, которая никогда не меняется в силу того, что всегда присутствует, и, однако, всегда изменяется, поскольку находится в текучем состоянии (состоянии потока).

Содержание Настоящего Момента охватывает три основных вида опыта: непосредственное " здесь и теперь ", следы прошлого. или содержание памяти, и ожидания, или осознание того, что не присутствует. Настоящий момент постоянно изменяется не только по содержанию, но и по протяженности и продолжительности.

Мы сознаем настоящий момент как целостный непосредственный опыт. Мы не знаем, кто или что такое "мы" в этом содержании; но мы не знаем, что "что-то" является месторасположением этого целостного, но ограниченного опыта. Мы будем использовать слово Ум, чтобы определить это "что-то".

Мы будем различать три модуса такого опыта в пределах Ума. Назовем их автоматическими, чувствительным и сознательным и будем идентифицировать их с тремя типами энергии, описанными ранее под теми же названиями: автоматическая энергия Е6, чувствительная энергия Е5 и сознательная энергия Е4. Их можно рассматривать в качестве энергий нашего обычного человеческого опыта, а их комбинация в состоянии соприсутствия представляет собой "ординарный ум человека". Из других комбинаций энергии могут возникнуть модусы нечеловеческого опыта - в этом смысле можно постулировать умы животных и даже растений. В самом человеке мы также можем предположить наличие "ментальных областей", каждая из которых переживает настоящий момент, не обязательно связанный с другими областями.

Таким образом, мы можем представить себе УМ как область переживания настоящего момента, которая не только расширяется сужается и изменяется по содержанию и состоянию, но также имеет суб-области и может перестраиваться.

Все эти внутренние флюктуации позволяют уму осознать, что это еще не вся тотальность возможного опыта. Так приходит осведомленность о других умах, а также способность интерпретировать следы, или воспоминания, оставленные содержанием, выходящим за пределы "здесь и теперь", Нет нужды говорить о том, что такая интерпретация происходит только благодаря функциональным возможностям восприятия, мысли, т. п.; но отличить сам ум от способностей и инструментов помогает такое его простое и, однако, решающее свойство: именно ум дает нам переживание непосредственного присутствия здесь и теперь.

Сам ум способен к трансформации. Он может дегенерировать и утратить свою связанность, но может также развиться до стабильной структуры. В пределах флюктуаций настоящего момента развивается неизменное ядро опыта, позволяющее уму узнавать собственную идентичность. Дальнейшая концентрация и сращение ведет к стабильной энергетической структуре, которую мы будем идентифицировать с понятием Души.

Таким образом, душа развивается из ума, а ум, выделяется из настоящего момента опыта благодаря взаимодействию и сращению энергий.

Мы можем предположить, что душа не является фиксированным состоянием, но структурой, способной к дальнейшему развитию. Это расширяет область настоящего момента опыта, а также привносит энергии более высокого порядка, начиная с Творческой Энергии Е3.

Концепции, введенные в этом подразделе: энергии, настоящий момент, следы и ожидания, ум, душа, трансформация и эволюция (развитие) - принадлежат к элементу Бытия. Это согласуется о понятием Бытия как относительного и допускающего трансформацию, что было рассмотрено в предыдущих главах, - особенно описание Бытия как близости, единения /togeetherness/.

 

Элемент функции

Осознание функции приходит вслед за осознанием ума. Это становится очевидным из наблюдения за новорожденными и совсем маленькими детьми, у которых, очевидно, есть опыт и, следовательно, ум (как мы его определили), но нет еще осознания собственных функций. Из этого не следует, что функции вторичны, а бытие первично, Функции могут существовать при наличии сколь угодно мизерного ума и даже, вероятно, при полном его отсутствии. Так, топор или копье обладают функциями, но следует хорошенько подумать, прежде чем наделить их умом. Топор обладает бытием постольку, поскольку продолжает существовать в настоящем моменте нашего сознания, но его бытие лишь немногим больше, чем у материальной структуры, выполняющей свою функцию.

Поэтому мы можем наше описание функции у человека начать с материальной структуры, относящейся к нему, то есть с его физического тела.

Наше тело обладает конечностями и органами, и все они имеют хорошо определенные функции, которые мы узнаем по тому, как они влияют на наше осознание настоящего момента. Это предполагает различие между материальными функциями, жизненными функциями и психическими функциями.

Материальные функции прежде всего обеспечивают квазиустойчивую и вместе с тем гибкую и адаптивную структуру, связанную с настоящим моментом осознания. Материальная структура, состоит из ряда механических устройств (рычагов, твердых частей, полуэластичных и пластичных соединительных элементов) и машин по преобразованию энергий (метаболическая и дыхательная системы, нервы и мускулы). Они, в свою очередь, управляются и поддерживаются биохимическими структурами и жизненными процессами. Эти чрезвычайно сложные взаимосвязанные функции являются объектом изучения анатомии, физиологии, биофизики и биохимии. Все они зависят от энергий в диапазоне от дисперсной энергии тепла (Е12) до жизненной энергии (Е7). Мы обнаруживаем последовательную интеграцию функций от отдельных механизмов до организма как целого. Интегральная функция включается в некоторой точке и порождает три основных модуса психической функции, испытываемой посредством ума.

Психические функции, следовательно, распадаются на три группы в соответствии о видом опыта, сопровождающего их, а именно: ощущение, чувство, мысль.

Итак, мы имеем:

 

Внутренние ощущения: Инстинктивные жизненные процессы тела

 

Внешние ощущения: Перцепции, движения и действие тела на другие тела

 

Чувства: Эмоции, нравится - не нравится, желание и отвращение

 

Мысли: Ментальные образы и символы. Следы и воспоминания. Ожидания

 

Секс: Связь между двумя телами и умами

 

Рис.39.2. Психические функции.

 

Эти различные функции координируются мозгами, или функциональными Центрами, связанными с нервной системой, кровеносной системой и органами восприятия и действия.

Каждая из функций обладает способностью вызывать "состояния ума". Способностями, или силами /powers/ мы будем называть три главных связи между функциями и умом. Ощущение обладает способностью вызывать переживание Присутствия.

Чувства обладают способностью продуцировать переживание Силы /Force/.

Мысль способна выходить за пределы настоящего момента, связывая нас с восприятием, следами или содержанием памяти, а также ожиданиями и ментальными образами. Такая совокупная функциональная активность обеспечивает способность Направления.

Степень координации функциональной активности зависит от активизирующей их энергии. Здесь мы имеем:

 

Жизненная энергия Е7. Функции работают ниже порога ума и активизируются лишь своей конструкцией.

 

Автоматическая Энергия Е6. Функции находятся у нижнего порога ума. Они координируются паттернами привычек.

 

Чувствительная Энергия Е5. Функции находятся в центре ума. Обычно это называется "сознательным функционированием". Координация осуществляется чувствителъностью (сенситивностью).

 

Сознательная Энергия Е4. Функция находится в верхней границе ума, где мир Жизни соприкасается с миром универсальных энергий. Сознательная энергия обладает способностью - силой интегрировать все функции в состояние Самосознания или Сознание Я.

 

За этим пределом мы можем постулировать два следующих уровня функционирования, возможных для человека, но лишь при условии трансформации ума в душу.

Когда Творческая Энергия Е3 входит в настоящий момент, имеет место пробуждение того, что мы будем называть Высшим Персональным Разумом. Это - высочайшая способность, которая может быть испытана в пределах настоящего момента человеческой личности, и которая позволяет уму постигнуть целостное настоящее - это то есть судьбу как Провидение - конкретной человеческой личности. Это предполагает и требует пробуждения души. Пока работа пробуждения не завершена, Высший Персональный Разум проявляется, косвенным образом, как Совесть.

Высочайшая степень функциональной интеграции приходит от Объединяющей Энергии Е2, которая связывает Персональную Индивидуальность с Космической Индивидуальностью. Ограничения Ума превзойдены - Высший Объективный Разум воцаряется на место способностей Присутствия, Силы и Направления, которые соотнесены с ним так же, как тело соотнесено с ними - то есть как инструменты.

 

Элемент Воли

 

В своем простейшем выражении Воля есть активный элемент в триаде Функция - Бытие - Воля. Это немногим больше, чем определение: что-то заставляет мир двигаться и мы называем это "что-то" Волей. Однако здесь кроется важнейшая гипотеза, а именно: не только весь мир, но и каждая отдельная часть его движется своей собственной волей, и все частичные "воли" являются фрагментами единой Тотальной Воли[60].

Первоначальный опыт переживания Воли человеком - это множественность. Даже в пределах настоящего момента мы наблюдаем отдельные воли: воли, связанные с различными функциями, конфликтующие воли отдельных центров (мозгов), изменяющиеся воли наших воспоминаний, привычек и ожиданий. Это может быть выражено следующим образом: человек не обладает единственным неразделенным "Я", он имеет множество "я", находящихся в постоянном изменении, входящих и покидающих настоящий момент подобно актерам на сцене.

Более тщательное рассмотрение показывает, что эти беспрестанные меняющиеся воли группируются в более или менее постоянные "волевые паттерны". Их можно назвать личностями, если они связаны с устойчивой памятью прошлого, и чертами, если они связаны с бессознательным и состоят скорее из следов, чем воспоминаний.

Некоторые "личности" существуют столь долго, что приводят к характерным паттернам поведения. Тогда они начинают занимать определенные области ума, приобретая собственные устойчивые энергетические паттерны и другие свойства ума.

В паралогических случаях эти волевые паттерны могут вести отдельные жизни в пределах одного телесного организма, так что ум становится разделенным на закрытые области, каждая со своим собственным настоящим моментом. Различные виды шизофрении являются наиболее общими проявлениями такого положения.

Даже у относительно нормальных мужчин и женщин единство воли отсутствует, пока ум не разовьется в душу; вместо этого, они обладают Семейством Самостей, порожденным специфическими комбинациями воли и бытия[61]. Четыре Самости: Материальная, Реагирующая, Разделенная и Истинная Самость - представляют собой различные уровни сращения Воли с энергетическими паттернами организма.

Неразделенное состояние Воли - личное, но уже свободное от экзистенциальных ограничений - называется Индивидуальностью. Персональная Индивидуальность рассматривается как прямое самоограничение Воли (эссенциальной космической) и поэтому отличается по своей природе от "экзистенциальных воль", сращенных с личностями и самостями[62]. В человеке Воля разделена на фрагменты его изменчивого Настоящего Момента и в то же время сконцентрирована и объединена в его Персональной Индивидуальности, которая может войти в его настоящий момент только при условии обретения стабильности и постоянства в пределах Самости.

Итак, каждый из рассмотренных нами трех элементов, человеческого опыта связан с его настоящим моментом, варьируясь в очень широком диапазоне форм и структур, понять которые возможно только тогда, когда сделан переход от триады к тетраде, позволяющей изучать человека в его активности: как агента порядка и цели.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных