Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ




 

§ 1. Криминалистическая характеристика

дорожно-транспортных происшествий

 

Автотранспортное средство является одним из видов техногенных источников повышенной опасности. Резкий скачок автомобилизации и совершенствование механических транспортных средств привели не только к существенному улучшению жизнедеятельности общества, но и к негативному социальному явлению - дорожно-транспортной аварийности. Такое положение дел отрицательно сказывается даже на демографической ситуации в стране. Рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит на фоне снижения качества их расследования.

Дорожно-транспортное происшествие (с позиций криминалистики) - это уголовно-релевантное событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

а) столкновение движущихся автотранспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;

б) опрокидывание движущегося автотранспортного средства;

в) наезд движущегося автотранспортного средства на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

г) наезд движущегося транспортного средства на неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

д) наезд на пешехода или велосипедиста;

е) падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.;

ж) падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

К элементам криминалистической характеристики преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, интерпретирующим обстоятельства предмета доказывания, обычно относят: механизм происшествия, непосредственные (ближайшие) и основные причины ДТП, обстановку совершения преступления, особенности следообразования, личность правонарушителя.

Механизм ДТП следует рассматривать как длящийся многоэтапный процесс, каким бы скоротечным он ни был. При таком подходе механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых "участвовал" в возникновении и развитии преступного деяния. Это способствует более глубокому и полному расследованию этого преступного деяния. В криминалистической литературе выделяют семь основных стадий развития дорожно-транспортного происшествия:

1) исходная стадия, позволяющая устанавливать первоначальное состояние автомобиля, водителя и окружающей среды;

2) начальная стадия ДТП, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности;

3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями;

4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки;

5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП;

6) неуправляемая аварийная обстановка, в которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности повлиять своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий;

7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями дорожно-транспортного происшествия.

Познание механизма ДТП способствует установлению его причинно-следственных связей. Данные происшествия могут происходить по вине участников дорожного движения (водителя, пешехода, пассажира транспортного средства), лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, а также вследствие случайного стечения обстоятельств, непреодолимой силы природы (наводнение, обильный снегопад, землетрясение и т.п.).

Для установления истины по делу, возбужденному в связи с обнаружением дорожно-транспортного происшествия, основополагающее значение имеет получение доказательного знания относительно двух видов причин: а) о причинах, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть; б) о причинах, обусловивших само происшествие, т.е. о том, что привело к нему, в результате чего оно стало возможным.

Получению данного знания способствует последовательное решение задач по: собиранию информации, характеризующей место, время, механизм развития и другие обстоятельства общественно опасного происшествия; установлению непосредственной, а также основной причины этого события (т.е. действий или бездействия, обусловивших возможность реализации непосредственной причины); установлению личности виновного (виновных), мотива, цели и других обстоятельств содеянного.

Ключевое значение для выяснения истины по делу имеет выявление непосредственной причины ДТП. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями и пешеходами.

К наиболее распространенным нарушениям ПДД водителями относятся: превышение установленной скорости движения; несоблюдение очередности проезда транспортных средств на перекрестках; нарушение правил маневрирования при обгоне, перестроении, поворотах и т.д.; управление водителем транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

Нарушения ПДД пешеходами обычно состоят в неожиданном появлении из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля, припаркованного у тротуара или обочины); выходе на проезжую часть дороги в запрещенном месте или из неосвещенной зоны; непредсказуемом поведении, при котором водитель ошибочно уверен во взаимопонимании с пешеходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд транспортного средства, вдруг бежит наперерез ему).

Обстановка ДТП представляет собой комплекс условий, при которых возник источник опасности, сложилась аварийная ситуация и наступили вредные последствия. Важными элементами обстановки являются:

1) дорожные условия, связанные с конструктивными параметрами и качественным состоянием участка дороги, на котором произошло ДТП;

2) условия видимости, которые зависят от времени суток, погодных условий, искусственного освещения и т.п.;

3) интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, наличие средств регулирования движения (светофоров, линий разметки и т.д.).

Характерные следы дорожно-транспортных происшествий могут оставаться:

1) на дороге: а) следы транспортного средства: ходовой части; неходовой части (кузова, бампера, крыльев и др.); отделившиеся при столкновении с препятствием вещества, материалы и изделия (горюче-смазочные материалы, осколки стекла, части, детали узлов и агрегатов, осыпи перевозимого груза и т.д.); б) следы, оставленные пострадавшими: отпечатки и следы скольжения обуви (хорошо обнаруживаются на снегу и влажном грунте); волочения (пятна крови, волосы, фрагменты тканей человеческого тела, наслоения материалов одежды, царапины, оставляемые ее фурнитурой, и др.); личные вещи и т.д.;

2) на транспортном средстве: следы и повреждения, образовавшиеся при столкновении с преградой или в результате наезда на неподвижные объекты и пешеходов (следы, отображающие макро- и микрорельеф следообразующего объекта; наслоения различных материалов и веществ, принадлежащих другому транспортному средству либо объекту, на который был совершен наезд, и др.);

3) на объектах окружающей обстановки: следы воздействия транспортного средства и пострадавшего на опоры мостов и путепроводов, осветительные устройства и столбы электропередачи, придорожные сооружения и т.д. (наслоения лакокрасочных материалов и покрытий, нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов и др.; отделившиеся от транспортного средства осколки фар и стекол, частей декоративной решетки, бампера и др.);

4) на одежде, обуви и теле пострадавшего: следы при наезде и переезде тела транспортным средством (отпечатки рисунка протектора шин и частей транспортного средства, наслоения горюче-смазочных и лакокрасочных материалов и др.); следы контакта с частями салона (кабины) автомобиля (отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя; повреждения материала одежды в результате контакта с рулевым колесом, ручками дверей, рычагом переключения передач и др.; частицы ткани, из которой сшиты чехлы, обивки сидений, и т.д.).

 

§ 2. Основные направления первоначального этапа

расследования ДТП

 

В предмет доказывания по делам о ДТП входят следующие обстоятельства:

1) имело ли место преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств либо это несчастный случай или действие непреодолимой силы;

2) где, когда и в какой обстановке (погодные условия, состояние дорожного покрытия и т.д.) произошло ДТП;

3) имеется ли причинная связь между нарушениями нормативного характера и наступившими вредными последствиями;

4) кто совершил преступление и каковы обстоятельства, влияющие на степень его вины;

5) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП.

Поскольку уголовные дела данной категории возбуждаются по факту наступления общественно опасных последствий, то первый вопрос, стоящий перед следователем, касается установления причин происшествия. Процесс познания осуществляется на основе обратного причинного следования, т.е. от сведений о последствиях к сведениям о причинах последствий, от фактов-следствий к фактам-причинам. Реализация данного принципа предполагает последовательное установление обстоятельств, относящихся к характеристике происшествия, непосредственной (ближайшей) и основной причине случившегося.

На первоначальном этапе расследования преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств обычно возникают две типичные ситуации:

1) благоприятная ситуация (участники и очевидцы ДТП известны, имеются следы происшествия);

2) неблагоприятная ситуация (виновный водитель скрылся с места происшествия вместе с автомобилем или оставил угнанный автомобиль; очевидцы происшествия неизвестны; материальная обстановка нарушена).

В первой типичной ситуации действия следователя должны быть направлены на немедленное производство осмотра места дорожно-транспортного происшествия, самого транспортного средства с целью обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов расследуемого события, допросов всех осведомленных лиц, освидетельствования водителя на предмет установления состояния опьянения, судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и иных экспертиз, выяснения роли каждого участника происшествия и степени их вины.

Во второй типичной ситуации исключительно большое значение приобретают розыск скрывшегося водителя, транспортного средства и выявление свидетелей ДТП, поиск материальных следов преступления, а также их предварительные криминалистические исследования. При этом следователь организует преследование по горячим следам путем введения в действие плана неотложного оперативно-розыскного мероприятия "Перехват", дает отдельные поручения органам дознания, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства, участвовавшего в расследуемом ДТП.

Немаловажное значение для установления марки и типа разыскиваемого автомобиля, его цвета и иных примет имеет проведение предварительных криминалистических исследований, например следов ходовой и неходовой частей транспортного средства (базы и колеи автомобиля, рисунка протектора, осколков осветительных приборов и т.д.), повреждений на окружающих предметах, одежде и теле потерпевшего, остатков лакокрасочного покрытия, обнаруженных на месте происшествия.

На основе анализа полученной информации на первоначальном этапе расследования ДТП возможно выдвижение одной из трех типичных версий:

1) происшествие стало следствием нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

2) ДТП является следствием случайного стечения обстоятельств (непредсказуемой, непреодолимой силы);

3) преступное деяние совершено умышленно с целью сокрытия следов другого преступления.

 

§ 3. Особенности производства отдельных

следственных действий

 

Осмотр места происшествия является основным следственным действием, от полноты и качества которого зависит ход всего дальнейшего расследования.

Основными задачами осмотра места происшествия являются:

а) обнаружение, фиксация, изъятие и предварительное криминалистическое исследование следов преступления, возникших на транспортном средстве и иных объектах, связанных с ДТП;

б) определение технического состояния транспортных средств (тормозная система, рулевое управление, внешняя сигнализация и освещение, трансмиссия и ходовая часть), устанавливаемого визуальным осмотром, опробованием функциональных качеств на месте и ходовыми испытаниями;

в) установление механизма ДТП и причин произошедшего события.

Особенностью осмотра места дорожно-транспортного происшествия является то, что следователю нередко приходится осматривать относительно протяженные участки дорог, транспортные средства в условиях частичного или полного перекрытия движения транспорта на автомагистрали. Поэтому важное значение здесь приобретает оперативная фиксация (описание в протоколе, фотографирование, видеозапись, составление общих и частных планов или схем) точного местонахождения основных объектов места происшествия (трупа, транспортного средства, иных предметов, следов преступления), их взаимного расположения, а также конфигурации и профиля дороги (прямая, спуск, подъем, перекресток и т.д.), типа дорожного покрытия (асфальт, грунт, гравий и т.д.) и его состояния (мокрое, сухое, заснеженное, наледь), наличия и расположения дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров и т.д.

В первую очередь обследуются участки дороги, задержка с осмотром которых может привести к созданию опасной ситуации на проезжей части, и места, где имеется вероятность уничтожения следов. В ситуации, когда водитель скрылся вместе с автомобилем, осмотр целесообразно начинать с обнаружения, фиксации и предварительных криминалистических исследований следов, позволяющих установить наиболее вероятное направление движения разыскиваемого транспортного средства и его характерные приметы.

В процессе собирания и исследования материальных следов ДТП следователь должен мысленно представлять себе основные стадии его развития. Это позволяет произвести поиск и дифференциацию обнаруженных следов, их раздельное изучение и обеспечение сравнительного анализа в целях распознавания характера непосредственных и основных причин происшедшего.

Труп должен осматриваться по возможности на месте его обнаружения. При осмотре трупа следует фиксировать не только наружные повреждения тела, но и тщательно обследовать одежду и обувь пострадавшего, на поверхности которых могут находиться следы отдельных частей автомобиля (например, рисунка протектора, деталей ходовой части), микрочастицы стекла, лакокрасочного покрытия, тосола, грязи и др. Эти следы могут быть использованы для розыска автомобиля, определения направления его движения и в других целях.

При осмотре транспортного средства фиксируются марка, тип, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, способы крепления и т.д. Фиксацию механических повреждений (вмятин, задиров, царапин), следов наслоения и отслоения целесообразно проводить на ксерокопиях схемы кузова автомобиля (его проекций), имеющейся в инструкции по его эксплуатации или сервисной книжке. Не должны упускаться из виду даже кажущиеся на первый взгляд малозначительными факты, но которые в совокупности с иными доказательствами приобретают существенное значение. Например, положение переключателей фар (блок-фар), противотуманных фонарей может указывать, при каком свете двигался автомобиль, а чистота лобового и боковых стекол позволит установить видимость и обзорность с места водителя.

Если значительные повреждения на транспортном средстве не позволяют провести экспресс-диагностику (опробовать на месте и осуществить ходовые испытания), рекомендуется подробно описать характер этих повреждений, а само транспортное средство направить на экспертное исследование, причем в том состоянии, в котором оно находилось сразу же после ДТП.

Для полного и оперативного решения задач осмотра дорожно-транспортного происшествия в состав оперативно-следственной группы могут входить: следователь, сотрудник ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска (при необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий), специалист-автотехник, специалист-криминалист, судебно-медицинский эксперт (если происшествие повлекло гибель человека или существует необходимость изъятия следов биологического происхождения). В качестве понятых рекомендуется привлекать лиц, которые обладают познаниями в особенностях дорожного движения, а также имеют навык в управлении транспортными средствами.

Допрос свидетелей также является важным следственным действием, в процессе которого могут быть установлены сведения о различных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. В качестве свидетелей могут быть допрошены: а) очевидцы происшествия; б) работники автохозяйств и дорожных служб; в) медицинские работники, оказавшие помощь потерпевшему; г) сотрудники милиции, непосредственно осведомленные о происшествии; д) иные лица, могущие охарактеризовать участников ДТП. Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному уголовному делу.

В процессе допроса свидетелей-очевидцев должна быть получена полная информация об обстоятельствах, динамике и механизме ДТП, в частности об обстановке, предшествовавшей происшествию, имевшей место в момент ДТП и после него. Выясняются данные, которые характеризуют внешний вид виновного водителя и особенности его поведения до, в момент и сразу после совершения автоаварии (положение туловища, головы и рук, выражение и цвет лица, принимаемые меры по предупреждению ДТП или неожиданное изменение поведения, нарушение речевого контакта с потерей ориентировки ("отключение от ситуации"), попытка водителя оказать помощь пострадавшим или скрыться с места происшествия и др.). Уточняются условия восприятия преступного события свидетелем (видимость и обзор в направлении движения, освещение транспортного средства, проезжей части и т.д.).

При допросе следует учитывать, что дорожно-транспортные происшествия происходят неожиданно и скоротечно. Поэтому внимание очевидцев акцентировано зачастую только на последствиях ДТП, а не на обстоятельствах, приведших к этим последствиям. Кроме того, свидетели могут не обладать познаниями в области безопасности дорожного движения и управления транспортными средствами, необходимыми для полных и достоверных ответов на вопросы следователя, касающиеся, например, количественной характеристики механизма ДТП (точно указать скорость и расстояние).

В практике имеют место случаи искажения информации о механизме ДТП вследствие неправомерного воздействия родственников и знакомых виновного (уговоры, угрозы). В ходе допроса желательно, чтобы свидетель-очевидец сам составил схему места происшествия и воспроизвел на ней дорожную обстановку. Такая схема может быть приобщена к делу в качестве приложения к протоколу допроса.

В ходе допроса подозреваемого максимально полно и последовательно выясняются все обстоятельства ДТП, в частности, определяется момент возникновения дорожно-транспортной опасности, выясняются те действия, которые были предприняты водителем по ее предотвращению или минимизации. Учитывая заинтересованность подозреваемого в исходе расследования, к его допросу следует готовиться особенно тщательно, используя результаты осмотра места происшествия, показания свидетелей и иные актуальные сведения.

При допросе водителя выясняются его личность, состояние здоровья (переутомление длительной поездкой, перенесенные незадолго до совершения автоаварии соматические и инфекционные заболевания, алкогольная или иной природы интоксикация, прием лекарств, каких именно и др.), опыт вождения, обстоятельства происшествия, его действия до, во время и после ДТП, техническое состояние транспортного средства и т.д. Рекомендуется, чтобы водитель составил схему места ДТП.

Особую сложность представляет производство допроса в тех случаях, когда водитель во время происшедшего сам получает черепно-мозговую травму, сопровождающуюся потерей памяти и расстройством ее функционирования в последующем. При этом лицо с ретроградной амнезией сообщает непоследовательные сведения, изменяет свои показания, заполняя пробелы памяти догадками и вымыслами.

Следственный эксперимент. Особое место в деятельности следователя при расследовании ДТП занимает экспериментальный метод познания, позволяющий проверить и уточнить показания свидетелей, подозреваемых (обвиняемых) и потерпевших, эксплуатационные качества автомобиля как техногенного источника повышенной опасности, выяснить механизм ДТП (его отдельных элементов), а также установить механизм образования следов путем совершения необходимых опытов в условиях, максимально сходных с условиями, имевшими место в момент проверяемого преступного события. По уголовным делам данной категории наиболее часто производят следующие виды эксперимента:

1) следственный эксперимент, устанавливающий возможность наблюдения, восприятия какого-либо факта (например, возможность видеть появившееся препятствие (автомобиль, пешехода, дорожный знак и т.д.), определенный участок автомобильной дороги или иной объект в конкретной дорожной ситуации; возможность слышать звуковые сигналы транспортного средства, шум двигателя и иные исходящие от него звуки; возможность "ослепления" водителя светом фар встречного транспортного средства или иным источником света);

2) следственный эксперимент по установлению возможности совершить определенные действия (например, можно ли на данном транспортном средстве при соответствующих условиях развить определенную скорость движения, затормозить или объехать препятствие; можно ли на данном транспортном средстве с находящимся в кузове пассажиром такого-то роста, в таком-то положении въехать в арку, тоннель, под мост и т.п. так, чтобы пассажир не задел препятствие).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных