Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы спортивной тренировки в плавании




Многолетняя спортивная тренировка в плавании охватывает период в 10—12 лет. В соответствии с закономерностями роста и развития организма детей и подростков она подразделяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи и содержание.

Этап предварительной спортивной подготовки. Основное содержание этапа составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с акцентом на игровых методах обучения. Количество учебно-тренировочных занятий постепенно увеличивается с 3 до 6 в не­делю, что ведет к увеличению объема физической подготовки и сопровождается некоторым повышением тренированности.

Этап базовой подготовки. Этап очень важен для развития аэробных потенций организма. Для него характерно прогрес­сирующее от года к году увеличение общего объема плаватель­ной подготовки, а также широкое использование средств ОФП.

Объем плавания за сезон на последнем году этапа может дос­тигать у девочек 1000—1200 км, у мальчиков — 1200— 1400 км. 60—65 % общего объема нагрузок на данном этапе составляют упражнения аэробной направленности, 25—30 % — упражне­ния аэробно-анаэробной и анаэробно-аэробной направленности и 2—3 % гликолитические и алактатные нагрузки.

На протяжении всего этапа увеличиваются пульсовая мощ­ность и скорость плавания.

На данном этапе приступают к обучению технике выполне­ния силовых упражнений. Упор делается на воспитание общей силовой выносливости. Упражнения с небольшими отягощени­ями в основном выполняются на суше. В воде специальную силу развивают в процессе технической подготовки за счет сознатель­ного контроля темпа и шага. Возможно небольшое дополнитель­ное сопротивление.

Этап углубленной специализации. На данном этапе должна осуществляться индивидуализация тренировки с учетом инди­видуальных темпов биологического созревания. С момента вступ­ления пловцов в собственно пубертатную фазу объем и интенсив-


ность нагрузок могут увеличиваться скачкообразно. До 12— 13 лет у девочек и до 14—15 лет у мальчиков применение нагру­зок аэробного характера сопровождается улучшением спортив­ных результатов и на длинных, и на коротких дистанциях. В дальнейшем аэробные нагрузки стимулируют рост достижений толькона длинных дистанциях, а на коротких и средних дистан­циях факторами, лимитирующими работоспособность, становят­ся анаэробная производительность и силовые способности.

К моменту завершения этапа суммарный объем может дос­тигать 1600—1900 км за один сезон, при этом на долю аэробной и аэробно-анаэробной работы может приходиться 65—85 %, а на долю анаэробно-аэробной, гликолитической и алактатной работы — от 15 до 35 %.

Наиболее эффективным средством становится непосредствен­но плавание в полной координации, меньше используются дру­гие виды физической активности.

К концу этапа наибольшего развития достигает силовая вы­носливость. Постепенно в тренировку включаются упражнения с предельными усилиями, выполняемые в преодолевающем, уступающем и изокинетическом режимах.

Этап спортивного совершенствования. Прирост двига­тельных способностей и функциональной производительности идет низкими темпами.

Увеличивается интенсивность подготовки на суше и в воде. Используются специальные тренажеры, лидирующие устрой­ства, гидроканалы.

Объем плавания в анаэробно-аэробной зоне может достигать 30—35 %, в гликолитической — 15—18 %, в алактатной — до 3—4 %. Суммарный объем к концу этапа может достигать 2200 км в год для спринтеров, 2600 км — для средневиков и 3500 км — для стайеров.

Наиболее «подвижным», тренируемым компонентом трени­ровки становятся силовые способности. Большой объем сило­вой подготовки позволяет сделать запас силы. Для того чтобы ее реализовать в воде, нужен большой объем плавательной подготовки. Используются все индивидуальные особенности спортсмена и модельные характеристики. Спортсмен достига­ет своих максимальных результатов.

Средства обучения и тренировки.

При обучении плаванию и в спортивной тренировке исполь­зуются следующие средства:

1) общеразвивающие упражнения;

2) подготовительные упражнения;


 




3) специальные упражнения;

4) игры и развлечения на воде;

5) упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания.

Указанные средства используются на суше и в воде.

Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения)

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специ­фическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это проис­ходит потому, что при погружении рот ребенка остается откры­тым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необ­ходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая при­вычка следить за этим самостоятельно.

Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно уда­лить. Для этого — склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте). Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повы­шенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно — с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой.

Большие проблемы возникают при соприкосновении слизис­той носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой. В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизи­стую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закры­вают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с пер­вых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами.


Другой трудностью является то, что все предметы в воде рас­плывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже 1ужно привыкнуть.

Такой же трудностью становится неопределенность звука. 5вук с высокой скоростью распостраняется во все стороны од­новременно. Соответственно возникают неприятные ощущения.

Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду.

Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ре­бенком, требуют сосредоточения, а с другой — длительное на­хождение в одной позе, ограничение движений быстро вызыва­ют озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи. Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач.

Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с осво­ением с водой, они, безусловно, будут, — но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.

При знакомстве с водой нужны последовательность и посте­пенность. Обучение можно начинать уже в домашних условиях. Упр. 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде сво­бодно стекать, не стряхивая ее с лица. Упр. 2. То же, что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать

возможность воде свободно стекать с лица. Упр. 3. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду,

поливать себе шею. Дать воде свободно стекать. Упр. 4. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по за­тылочной части. Упр. 5. И. п. — то же,. Произвольно поливать водой голову, да­вать ей свободно стекать.

Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина.

Здесь особенно нужны внимание и забота старших. Их на­хождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребен­ка уверенность и желание выполнять задания.

Как правило, эти упражнения выполняются во время гигие­нических процедур.

Такие же упражнения можно проделать, стоя под душем. Для начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли


 




по голове, лицу, по поверхности тела. Вода должны быть теплая и приятная, располагающая к комфорту. С помощью кранов можно отрегулировать напор воды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных