Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИМЕОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ




 

Ценнейшим памятником московского летописания XV века является так называемая Симеоновская летопись. В ней, в частности, содержатся сведения о знаменитом Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, на котором обсуждался вопрос о церковной унии с Римом. В соборе принимали участие и представители русской церкви. Их впечатление от церковного пения в западных странах и особенно от сопровождавшей его инструментальной музыки изложены в форме обличения, вложенного в уста сторонника чистоты православия и его традиций Марка, митрополита Эфесского. В своем обращении к византийскому императору Иоанну Палеологу Марк критикует эту музыку за то, что в ней нет красоты и она подобна бесовским игрищам, резко осуждаемым церковью.

...Что убо, царю, в Латынох доброе увидел еси? Не сиа ли есть почесть в них Божией церкви, еже възвысять в ней гласы своя, яко безумии, и мног кличь и плищ, и зело велик вопль пениа их. Или се есть красота их церковная, еже ударяют в бубны, и трубы же, и в арганы, руками пляшуще и ногами топчуще, и многая игры деюще, ими же бесом радость бывает?

...Что ты, царь, увидел доброго у латинян? Не то ли у них является воздаванием чести [богу] в божией церкви, когда они возвышают в ней свои голоса, как безумные, и пение их звучит с многочисленными выкликаниями и бесчинием и очень громким воплем. Или такой предстает их церковная красота, когда они ударяют в бубны, и в трубы, и в органы и, прихлопывая руками и притоптывая ногами, устраивают многочисленные игрища, которые, доставляют бесам радость?

Приводится по изданию: Полн. собр. русских летописей, т. 18. Спб., 1913, с. 184.

Максим Грек

 

Ученый Максим Грек (в миру Михаил Триволис), приехавший в Россию в 1518 году,—один из образованнейших людей своей эпохи. Он учился в Италии и был близко знаком с деятелями Возрождения. Однако под влиянием своего учителя Савонаролы он еще в Италии становится приверженцем строгих аскетических церковных правил. Их он придерживается и в России. Поэтому, как и другие русские книжники, Максим Грек видит в народной музыке и пляске, живо им описанных, действия бесов, отвлекающих «верных» от внимания звукам «трубы церковной».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных