Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖИТИЕ МИЛОСТИВОГО МУЖА ФЕДОРА РТИЩЕВА




 

Федор Михайлович Ртищев (1625—1673)» видный государственный деятель России XVII века, принимал активное участие в куль­турной жизни страны. На его средства было построено училище в Андреевском монастыре в Москве, в котором преподавали видные киевские ученые. Поклонник «киевского партесного» пения, Ртищев в спорах о единогласии или многогласном пении безусловно поддерживал сторонников единогласного осмысленного пения. Автор написанного в житийной форме жизнеописания Ртищева изображает его инициатором борьбы за единогласие. Хотя это не соответствует действительности, из «Жития» очевидно, что высокое государственное положение Ртищева способствовало окончательному торжеству единогласия.

От истиннаго разума, света души словесныя, познав устав церковный не по древнему чину святых отец исполняем быти; глаголаху бо в церквах чтение и пение пояху двоегласно, троегЛасно и многогласно и ради купнаго многоглаголания никий же глагол речения предстоящим бе знаем. О сем же он, имея немалую печаль, промышляше благоразсудне, како бо во первое благочиние сие возвратити и тихо и безмятежно исправити. Долгим бо временем всего народа во обычаи укрепися и от многих лет обыкновения не полезно мняху, оно оставя на первобытное благочиние возвратитися. Тем же от благопохвальныя ревности непрестанно о добром своем начирании нача подвизатися и в разныя времена ово к цервопрестольнику святыя божия церкви ко святейшему патриарху и прочим архиереем, ово царския палата к первоседателем о сем чинно и благоразсудно глаголаше и от божественных писаний о устроении в церквах божиих по древнему святых отец чину единогласия приличная тому словеса воспоминаше.

Градских же церквей ко освященному чину предпосыла о оном увещания чрез советника своего и на сие дело благое поборника Иоанна Неронова, бывша протопопа церкви Пречистыя Богородицы Казанския, яже во граде Китай. Весьма бо той кроткий муж Феодор, желаше в сем древнее благочиние церковное от святых отец преданное, познав, по оному и совершати, во еже бы возмощи в церкви глаголемым умом внимая и полезная в делех производити, последуя святому апостолу Павлу, иже рече: «В церкви хощу пять словес умом моим

 

 

глаголати, да и ины пользую, нежели тьмы словес языком». И оное любомудрое мужа желание совершися вскоре, ибо повелением царским сие единогласие соборне церквам утвердися, о нем же он зело душею возрадовася, паче всяких приобретений века сего.

Истинным разумом и словесным светом своей души он познал, что церковный устав не исполняется по древнему порядку святых отцов, чтение произносят в церквах и пение поют в два голоса, три Голоса и много голосов, и из-за одновременного звучания многих голосов стоящим [в церкви] непонятно ни одно слово. Весьма печалясь об этом, он рассудительно думает, как вернуть это к первоначальному состоянию и тихо и без волнений исправить. За долгое время многогласное пение утвердилось в обычае народа, и, привыкнув [к этому] за многие годы, люди почитали первоначальный порядок вредным, он же хотел оставить это и вернуть первоначальный порядок. И непрестанно побуждаемый своей похвальной ревностью, он усердно стал трудиться в своем добром начинании и в разное время, обращаясь либо к главе святой божией церкви — к святейшему патриарху и прочим архиереям, либо к восседающим в царской палате, говорил об этом как подобает и рассудительно, вспоминая относящиеся к этому слова из божественных писаний об устройстве в божиих церквах единогласия по древнему обычаю святых отцов.

Духовенству же городских церквей он посылал об этом увещания через своего советника и поборника в этом благом деле Иоанна Неронова, который был протопопом церкви Пречистой Богородицы Казанской, что в Китай-городе. Ибо этот кроткий муж Феодор весьма желал, познав древнее благочиние церковное, переданное от святых отцов, исполнять его, дабы было возможно, внимая умом звучащему, делать добрые дела, следуя в этом святому апостолу Павлу, который говорит: «В церкви хочу пять слов произнести своим умом, дабы помочь иным, нежели множество слов произнести языком». Это исполненное любви к мудрости желание мужа вскоре осуществилось, ибо по царскому повелению единогласие в общем согласии утвердилось во всех церквах. И он возрадовался душой о нем больше, чем о любом приобретении сего века.

Приводится по изданию: «Древняя Российская Вивлиофика», ч. XVIII. Изд. 2-е. М., 1791, с. 402—403.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных