ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СПОРЫ О ПАРТЕСНОМ ПЕНИИ
ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ В СМОЛЕНСК К МИТРОПОЛИТУ СИМЕОНУ «ДЛЯ ВЕЛИКИХ ДУХОВНЫХ ДЕЛ»
В 1685 году по указу патриарха Иоакима в Смоленск была послана комиссия в составе архимандрита Новоспасского монастыря Игнатия и знаменитого справщика Печатного двора, поэта и просветителя Кариона Истомина. Помимо прочих проступков, смоленскому митрополиту вменялось в вину партесное пение и введение ряда дополнительных песнопений, как он сам объяснял, для того чтобы было «стояти не скучно». Крайне охранительно настроенного патриарха Иоакима все это пугало; однако митрополит справедливо указал комиссии на то, что партесное пение давно уже исполняется и в самой Москве. Этот источник, таким образом, проливает свет на трудности, с какими прививалось на Руси партесное пение. И владыка сказал...: «а — которыя стихи в литургии прибавлены перед Херувимскою песнию, и после киноника и то де поют ради праздности времени, что поставленный стихи суть кратки, и пропев стоят праздны, и людем стоять без пения скучно. А во иные дни перед Херувимскою песнию поют певчие с партес молитву, читаемую во олтари тайно: «Никто же достоин от связавшихся». И та де молитва ради умиления вся у мене распета. А «Ныне отпущаеши» по отпустве велю пети, что уже де я того стиха не говорю. И людем, ждущым архиерейскаго исшествия, покаместа разоблачится священных одежд, с пением стояти не скучно». ...Да тебеж указал святейший патриарх говорити: для чего ты от прочих архиереев пение в церкви имееши отменное, поют у тебе с партес, а не русским согласием. А в нынешния времена и в Черкаских городех, яко не сличное ко умствованию и благополучию, твое пение не токмо кто иной, но и гетман заказал того пения и согласием тем пети в той стране всюду. И владыка сказал: надобно де было святейшему патриарху оное пение истребляти, аще не годно, во первых в церквах близ себе, а то де пение в здешней стране прилично, и людем любезно; а там де повелевает, а зде запрещает. И владыка сказал: «а те стихи, которые в литургии прибавлены перед Херувимской песнью и после киноника, поются из-за празд-
ного времени, так как существующие стихи кратки и, пропев их, певцы стоят без дела, а людям стоять без пения скучно. А иногда певчие перед Херувимской песнью поют на голоса молитву, которая тайно читается в алтаре: «Никто не достоин из связавшихся». И эта молитва у меня вся распета, дабы молящиеся умилялись. А «Ныне отпущаеши» я приказываю петь после отпуста и уже не говорю сам этой молитвы. А людям, ожидающим выхода архиерея, пока он разоблачится из священных одежд, при пении стоять не скучно». ...И еще святейший патриарх велел сказать тебе: «Почему у тебя в церкви пение отличается от того, которое у других архиереев, и поют у тебя многоголосно, а не русским согласием. А в наше время даже и в украинских городах это пение, как несообразное смыслу и порядку, запретил никто иной как гетман и не разрешил им петь нигде в этой стране». А владыка сказал: «Надо было святейшему патриарху это пение уничтожить, если оно непригодно, прежде всего в церквах поблизости от себя, а здесь это пение соответствует назначению и нравится людям. А то [патриарх] там разрешает, а здесь запрещает». Приводится по публикации Н. П. Попова «О поездке в Смоленск к митрополиту «для великих духовных дел». — «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1907, кн. 2, с. 42—43.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|