Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖИТИЕ ИОАННА (ГРИГОРИЯ) НЕРОНОВА




 

Иоанн (в монашестве Григорий) Неронов — один из видных деятелей среди московского духовенства в сороковые годы XVII века. Он был ключарем Успенского собора, а затем настоятелем Казанского собора на Красной площади. Являясь в этот период также членом кружка «ревнителей благочестия», в состав которого входили будущий патриарх Никон и царский духовник Стефан Вонифатьев, Неронов вел рьяную борьбу с народным искусством скоморохов, представлявшихся ему «языческим глумлением», а также за упорядочение церковного пения (введение единогласия). Впоследствии, с 1653 года, Неронов резко выступает против реформ Никона и становится одним из активных деятелей раскола. Его Житие и возникло в этой среде.

Бе же в граде том научением диавольским множество скомрахов, иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно запрещаше им, да останутся таковаго злаго обычая и смехотворных игралищ, яже не суть угодна богу, и сокрушаше их бубны и домры. Они же гнева нань и ярости исполняющеся, бияху божия иерея. И многа страдния от скомрахов онех, яко от слуг сотанинских подъемлюще; а иные, видяще терпение его и непрестанную по бозе ревность, оставляхуся от того злаго дела, и в покаяние прихождаху, и припадающе к служителю господню Иоанну, просяху прощения и притекаху к святей церкви. Многажды же исхождаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими во время Рождества Христова и святаго Богоявления, и в тыи дни, иже нарицаются святки: понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи. Того ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града и сражахуся с бесовскими слугами, и повелеваше учеником своим орудия игр бесовских разбивати и сокрушати. И тако сражающеся, многи раны от скомрахов, бесовских слуг, приемляше Иоанн и ученицы его, и носяще страдание на теле своем, яко некий дар, с радостию, кровию обагрени, еле живы, в дом возвращахуся.

...И егда царь сопряжеся законному браку... тогда честный оный протопоп Стефан и молением и запрещением устрой не быти в оно брачное время смеху никаковому, ниже кощунам., ни бесовским играниям, ни песнем студним, ни сопелному, ни трубному козлогласованию. И совершися той законный брак благочестиваго

 

 

царя в тишине и страсе божий, и в пениих и песнех духовных.

...Некто же от ближних царского сиглита муж, чином постельничей, именем Феодор Михайлович, прозванием Ртищев, зело благочестив и любовь к нему имея, во многия нощи в дом его приходя, беседоваше, советуя, дабы установлено было в святых церквах единогласное пение по благочинию. Ибо в оная времена от неразумеющих божественная учения внийде в святую церковь смущение велие, яко чрез устав и церковных чин не единогласно певаху, но в гласы два, и три, и в шесть церковное совершаху пение, друг друга не разумеюще, что глаголют, и от самех священников и причетников шум и козлогласование в святых церквах бываше странно зело: клирици бо пояху на обоих странах Псалтирь и иныя стихи церковныя, не ожидающе конца лик от лика, но купно вси кричаху, псаломник же прочитаваше стихи не внимая поемым, начинаше иныя, и невозможно бяше слушающему разумети поемаго и чтомаго; еще же пояху речи не яко писани суть, но изменяюще речения, ради козлогласования своего, восприемше обычай древних безчинников, и вместо еже глаголати: бог, Христос, Спас, они пояху: бого, Христосо, Спасо и прочия речи изменяюще, яже ныне странно зело слышати. Протопоп же Стефан, добр совет благочестиваго онаго мужа прием, начат с ними купно о том пещися и первее уставиша в своих домех единогласное и согласное пение, таже потщашася и благочестиваго царя молити, дабы утвердил благочинное в церквах правило, еже бы в един глас, а не во многия пети.

И в том городе, по дьявольскому наущению, было множество скоморохов, которые ходили по городским улицам с бубнами, домрами и медведями. Иоанн же все время запрещал им это, требуя, чтобы они бросили столь дурной обычай и увеселительные зрелища, Которые не угодны богу, и разбивал их бубны и домры. Они же, преисполняясь на него гнева и ярости, били божьего иерея. И он испытал много страданий от этих скоморохов, как от сатанинских слуг. А некоторые, видя его терпение и непрестанную ревность об угождении богу, оставляли это злое дело, и приходили к покаянию, и, припадая к господню служителю Иоанну, просили прощения и обращались к святой церкви. Многократно выступал против скоморо-

 

 

хов Иоанн со своими учениками ёо время рождества Христова и святого богоявления в те дни, которые называются святками, ибо тогда бывает множество игрищ, вечером и ночью. И поэтому Иоанн поздним вечером и в полночь ходил по улицам города, и сражался с бесовскими слугами, и повелевал своим ученикам разбивать н уничтожать орудия бесовских игр. И так сражаясь, Иоанн и его ученики получали многие раны от скоморохов, бесовских слуг, и претерпели страдание своего тела, как некий дар; с радостию и обагренные кровью, еле живые, они возвращались домой.

...А когда царь сочетался законным браком... тогда этот достойный протопоп Стефан, и прося и угрожая, устроил так, чтобы во время свадьбы не было никакого смеха и кощунства, ни бесовских игрищ, ни непристойных песен, ни сопельного, ни трубного козлогласия. И этот законный брак благочестивого царя совершился в тишине и страхе божием, с песнопениями и песнями духовными.

...Некто из ближних людей царского совета по имени Федор Михайлович, по прозванию Ртищев, постельничий, весьма благочестивый, имел любовь к нему (Стефану. — А. Р.) и, многократно при­ходя к нему в дом, ночью беседовал, говоря [с ним] о том, чтобы во святых церквах было установлено единогласное пение, как подобает. И это потому, что в то время, из-за не понимающих божественное учение, во святую церковь проникло большое смущение, так как, вопреки уставу и церковному порядку, стали петь не единогласно, а в два, три и в шесть голосов исполняли церковное пение, не понимая друг друга; и от самих священников и причетников во святых церквах начинался крайне странный шум и козлогласие, ибо певчие пели на обоих клиросах псалтырь и иные церковные песнопения, один не ожидая пока кончит другой, и кричали все вместе; псаломщик же прочитывал стихи, не слушая поющиеся, и начиная свои, и было невозможно слушающему понять, что поется и читается. И еще пели не то, что было написано, а изменяли слова ради своего козлогласия, следуя обычаю древних бесчинствующих людей, и вместо того, чтобы произносить «бог, Христос, Спас», они поют: «бого, Христосо и Спасо» и прочие слова изменяя, так что теперь все это звучит весьма странно. И протопоп Стефан добрый совет этого благочестивого мужа принял и стал вместе с ним об этом заботиться; и прежде всего они установили в своих домах единогласное и согласное пение и поспешили просить благочестивого царя, дабы он утвердил должное правило в церквах, чтобы петь в один, а не во многие голоса.

Приводится по публикации б журнале: «Братское слово», 1875. кн. 2, с. 260—261, 272—275.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных