Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели национальной экономики.




Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Изучение этих моделей имеет практическое значение при выборе модели экономического развития государства.

Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Проиллюстрируем это на примере экономики некоторых развитых стран.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения ее установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% валового внутреннего продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, увязывающая расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смяг­чающей недостатки рынка. В германской экономической модели го­сударство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а со­здает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможнос­тей и правовой защите). Они фактически состоят из двух ос­новных частей: гражданского и хозяйственного права, с од­ной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечи­вать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Японская модель - это модель регулируемого корпоратив­ного капитализма с особым социальным значением корпоративного на­чала. Японская модель характеризуется определенным отстава­нием повышения уровня жизни населения (в том числе уровня заработ­ной платы) от роста производительности труда. За счет это­го достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора.

Американская модель – это либеральная рыночная мо­дель, предполагающая приоритетную роль частной собствен­ности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистиче­ских мотиваций, высокий уровень социальной дифферен­циации. Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры.

Белорусская модель экономики формируется как социалъно ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной эконо-мики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной эко-номики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и дру-гих особенностей нашей страны.

Характерными чертами белорусской модели эко-номического развития являются:

1. Равноправное функционирование государствен-ного и частного секторов экономики.

2. Повышение конкурентоспособности и эффек-тивности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспектив-ных областях.

3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ.
На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является создание для каждого трудоспособного гражданина усло-вий, позволяющих ему своим трудом и предприим-чивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности со-циальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориен-тация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культур-ного развития.


10. Перспективная модель национальной экономики Беларуси.

Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; тесная взаимосвязь Беларуси и России; размещение значительной части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; односторонняя зависимость от России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы; доминирование государственной формы собственности; «социалистический» менталитет народа; несоответствие структуры производства потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции.
В качестве перспективной модели национальной экономики Республики Беларусь была выбрана социально ориентированная рыночная экономика.
При выборе данного направления развития опирались на следующие предпосылки:
- принадлежность в течение длительного периода времени к социалистической системе;
- вера в необходимость сильного государства;
- традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность белорусского народа обусловили выбор эволюционного пути перехода;
- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации.
Типовая модель социально ориентированной рыночной экономики отличается следующими признаками:
- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государства;
- государство осуществляет макроэкономическое регулирование не только на уровне денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и в других сферах экономики (инвестиционная политика), трудовые отношения (регулирование занятости);
- поддержание конкурентных отношений в экономике;
- развитая система социальной поддержки и социальной защиты населения со стороны государства.
Перспективная модель экономики Республики Беларусь включает следующие принципы и направления государственной политики:
- общую социальную ориентацию экономической системы;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого потенциала;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- повышение эффективности производства, конкурентоспособности страны;
- интенсивное внедрение наукоемких технологий;
- следование экологическому императиву.
Однако государство не может совершить переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок. К позитивным предпосылкам перехода можно отнести: выгодное экономико-географическое положение Беларуси; наличие системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы.
В качестве барьеров выступают: несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократии; недостаточное развитие конкурентной среды; критический уровень износа активной части основных средств; недостаточный уровень менеджмента; чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.
Также выделяют внутренние и внешние предпосылки. К числу внешних относят мировые процессы глобализации и информатизации, интеграцию и сотрудничество в мировом и региональном масштабах. К числу внутренних - мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, которые позволяют обеспечить формирование рыночной чреды, развитой конкуренции, устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения при сохранении окружающей среды.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных