Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Особенности трубопроводного транспорта.

2. Проблемы развития трубопроводного транспорта.

 

ВВЕДЕНИЕ

Трубопроводный транспорт развился за последние 50 лет в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22 %, доля нефти и газа, наоборот, увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля, и в 3 раза выше, чем при добыче нефти.

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод».

 

ОСОБЕННОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов – водоводы по бамбуковым трубам – известны с древнейших времен. Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870–90-х годах по проекту русского ин­женера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100–200 мм, а про­тяженность свыше 1 тыс. км.

Строительство газопроводов начато в основном в 1920–30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и пере­качка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического ви­да груза.

Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изме­нениями в топливно-энергетическом балансе страны, повыше­нием в нем доли нефти и газа до 70–75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Себе­стоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти.

Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в Рос­сии находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Се­вера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень ве­лико. Его доля в работе транспортной системы страны постоян­но возрастает, и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7 % (включая нефте- и газопроводы). В 2000 г. доля трубопроводных магист­ралей в перевозках увеличилась до 11 %.

Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием. Через каждые 100–140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. Груз в трубопроводе перемещается под давлением. При перекачке газа на линии устанавливаются компрес­сорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К уст­ройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересе­кающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в ча­стности, для ремонта).

Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопрово­ды магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозя­щие и промысловые линии, показаны в табл. 1.

Таблица 1

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояни­ях. Он используется преимущественно для газообразных и жид­ких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубо­проводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, око­ло 95 % сырой нефти, весь природный газ. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети. Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн т-км/км. Естественно, необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа. Характерной особен­ностью работы трубопроводного транспорта является непрерыв­ность транспортного процесса.

Основными экспортными трубопроводными системами, по­строенными на территории бывшего Советского Союза, являют­ся: крупнейший нефтепровод мира «Дружба» длиной 5116 км, ко­торый из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой–Помары–Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод Туймазы–Иркутск длиной 3700 км; «Союз» (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км; Средняя Азия–Центр длиной около 3000 км; Ямбург–западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсацион­ной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогре­вом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Построены новые трубопроводные ли­нии Западная Сибирь–Центр, Ямал–Запад и др.

К основным технико-экономическим особенностям и пре­имуществам трубопроводного транспорта относят:

- возможность повсеместной прокладки трубопроводов;

- массовость размеров перекачки;

- самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100 %, то на трубопроводном транспорте она составит 30 %, на железнодорожном – 80 %, на автомобильном – 1600 %);

- полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и ко­личества грузов;

- полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке;

- меньшие капитальные первоначальные вло­жения;

- независимость от климатических условий, а также отсут­ствие отрицательного воздействия на окружающую среду при со­ответствующей изоляции;

- самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано не в последнюю очередь с небольшим количеством людей, необходимых для выполнения перекачки;

- большая эффективность работы на любых расстояниях перевозки, по сравнению с другими видами транспорта.

Основные недостатки:

- узкая специализация по ви­дам грузов;

- возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема).

Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов. Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия. Например, сорт парафинистой нефти подогревается до 50°С, различные газы требуют разной температуры для сжижения (бутан сжижается при - 48°С, пропан – при - 45°С, а аммиак – при - 33 °С).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. Основными задачами по развитию автомобильного транспор­та в России являются: совершенствование конструкции и тех­нических характеристик автомобилей и их | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных