Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАНИЕ




 

В соответствии с принципом структуры каждое полное целое должно иметь семь различных качеств. Переход от третьей ступени знания к четвертой соответствует точке, в которой внутреннее развитие процесса исчерпывает первичный стимул и может обрести новый характер только с помощью свежего импульса от внешнего источника.

Первые три ступени знания могут быть названы "субъективными", поскольку объект знания находится вне акта познавания. Эти три ступени могут быть определены следующим образом:

 

(а) знание, ведущее к реакции

(б) знание, ведущее к различению

(в) знание, ведущее к отношению

 

В терминах триады первое, неразличающее знание может рассматриваться как знание "с одной силой" – субъект пассивен, активным принципом является внешнее впечатление или импульс, а согласующей силой – общие условия окружения. Таким же образом полярное знание, очевидно, может рассматриваться как знание "с двумя силами", ибо разделение активного и пассивного принципов входит в субъект. Лишь на третьей ступени все три силы триады входят в субъективный опыт знающего.

Хотя речь идет о трех ступенях знания, необходимо понимать, что лишь во вторичном смысле это шаги, идущие друг за другом во временной последовательности. Каждая ступень знания имеет собственные внутренние различия, и непризнание этого привело бы к весьма ложной картине. Реактивное знание может быть очень примитивным – как в упорядочении молекул при росте кристалла, но оно может также быть средством, благодаря которому полностью развитое существо узнает и занимает свое место в универсальном порядке. Между этими крайностями находятся градации, соответствующие уровню сознания. Из этого следует, что рост знания происходит по меньшей мере в двух направлениях, из которых одно соответствует последовательности категорий, другое – расширению сознания. Есть, однако, и третий фактор в знании, зависящий от воли, который можно назвать "способностью участвовать". Знание может расти двумя путями. Один – простой прирост, как прибавление карточек в картотеке. Это не ведет ни к какому изменению качества. Переход к другой ступени возможен только при соответствующем изменении сознания и понимания. Таким образом, рост знания, отличный от простого накопления, не может быть независимым процессом. Качество знания зависит прежде всего от качества знающего, т.е. от уровня его бытия и формы его воли.

Чтобы выразить различные способы, которыми знание может быть испытываемо, мы используем такие слова как "ощущение", "восприятие", "познание", "интуиция", "вдохновение", "озарение", значение которых обычно остается неопределенным или в лучшем случае определяется по отношению к какой-либо искусственной теории знания. В таких определениях постоянно присутствует смешение знания с элементами, которые принадлежат сознанию и пониманию. По этой, равно как и по другим причинам, невозможно дать последовательный отчет о пределах и возможностях человеческого знания без введения более точной классификации, основанной на опыте, который не является исключительно человеческим. Абсурдность любой попытки свести все знание к одной или даже к нескольким формам мысли, может быть обнаружена, если мы вспомним, что должно быть семь качеств знания и что в каждом из этих семи качеств должно быть семь уровней сознания, и что каждая из получающихся сорока девяти комбинаций примет различные формы в зависимости от семи возможных проявлений воли.[64]

Необходимо настаивать на этих различениях, чтобы устранить предположение, что первые три ступени знания характеризуют лишь низший уровень существования. Термины "растительное", "животное" и "человеческое" знание представляют собой различения, применимые лишь к определенного типа функциональному опыту, а именно – к опыту многоклеточных организмов, живущих на поверхности земли, но они не соответствуют биологическим классам. Возможно, например, чтобы растение имело знание такого рода, которое недоступно никакому животному или человеческому существу. Есть много растений, способных синтезировать субстанции, обладающие биохимической активностью, такие, как витамины и алкалоиды – способностью, требующей знания, которое ни одно животное и очень немногие человеческие существа могут обрести.[65]

Необходимо провести фундаментальное различение между субъективным и объективным знанием. Это различение возникает из-за того, что, в соответствии с принципом структуры, переход между третьей и четвертой ступенью возможен лишь с помощью посторонней силы. На всех ступенях субъективного знания есть разделение между знающим и знаемым, в то время как на всех ступенях объективного знания это различие отсутствует. Тем не менее, объективное знание само имеет различные качества, в соответствии с четырьмя шагами, которые следуют за первым интервалом или точкой разрыва непрерывности. Все знание есть упорядочение функции, но в то время как субъективное знание может быть обретено без изменения бытия, объективное знание возникает посредством существенного изменения – как бытия, так и воли его обладателя – и укрепляет это изменение. Вслед за тремя ступенями субъективного знания мы можем определить дальнейшие ступени объективного знания следующим образом:[66]

 

(г) ценностное знание,

(д) эффективное знание,

(е) трансцендентальное знание,

(ж) истинное знание,

(з) знание посредством откровения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных