Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выбор стимулов по аналогии




Животным, у которых сформировано обобщение по при­знаку «соответствие», можно предлагать тесты и на более слож­ные когнитивные операции. К ним относится, например, оцен­ка способности выявлять наличие аналогии между образцом и одним из стимулов, которую считают проявлением индукции. Так, в опытах М. Томазелло и Дж. Колла (Tomasello, Call, 1997) шимпанзе оказались способны выбирать стимул, элементы ко­торого были объединены по такому же принципу, как и эле­менты стимула-образца. Например, образец состоял из двух идентичных фигур (одинаковой формы и размера — АА), а сти­мулы для сравнения — из других фигур также одинакового (ВВ) или разного размера (Сс). Единственным признаком соответ­ствия между образцом (АА) и одним из стимулов (ВВ) была аналогия в соотношении размеров элементов. В этом случае жи­вотное должно использовать более отвлеченный смысл понятия «соответствие» как организованный по тому же принципу (re­lational matching).

Основу для изучения этого аспекта когнитивной деятель­ности животных заложили работы Д. Примэка (Premack, 1983). Он рассматривал способность к построению ана­логий как базовую характеристику индуктивного мышления че­ловека и считал необходимым выяснить, есть ли зачатки этой когнитивной функции у животных. В опытах на шимпанзе Саре, обученной общению с помощью пластиковых жетонов, исполь­зовалась не методика выбора по образцу, а другой способ срав­нения. Ей предъявляли две пары стимулов, а она оценивала их с помощью специальных символов «одинаковый» или «раз­ный» (Gillan et al., 1981). Сара делала это успешно не только при выяснении аналогий в соотношении элементов в парах геометрических фигур, но и при оценке предметов разного назна­чения, не имевших никакого внешнего сходства.

В одном из опытов ей показывали замок и ключ, рядом распола­гали банку с гуашью, между ними помещали хорошо знакомый Саре знак тождества, а для выбора предлагали консервный нож и кисть — предметы, которыми она также умела пользоваться. В этом случае она без колебаний выбрала консервный нож, потому что он выполнял функцию, аналогичную ключу, — тоже «открывал» (бан­ку). Однако когда ей продемонстрировали лист бумаги и карандаш, предложив выбрать из тех же двух предметов «подходящий» для банки с гуашью, Сара столь же уверенно указала на кисть, которая по своим функциям в данном сочетании была аналогична каран­дашу.

Наряду с выявлением «функциональных» аналогий между предметами шимпанзе продемонстрировали также понимание отношений пропорций разнородных предметов. Например, они выбирали из нескольких возможных вариантов 1/4 яблока, как стимул, аналогичный стакану, на 1/4, наполненному водой.

Шимпанзе, а также макаки обладают способностью к выявлению / аналогий; они используют отвлеченные представления о соотноше­нии и функции предметов и составляющих стимулы компонентов. У других животных эта когнитивная функция пока не исследована.

 

Резюме

 

У животных разных видов, начиная с рептилий, обнаруже­на способность к операциям обобщения и абстрагирования, ко­торая используется в анализе и обработке признаков разного характера и модальностей. Диапазон уровней обобщения и аб­страгирования у разных животных также достаточно широк. Существовало две точки зрения по вопросу о том, какие уров­ни обобщения доступны животным.

• «Допонятийный» уровень обобщения: животные (включая человекообразных обезьян) способны только к абстракции in concrete, т. е. «выделению признака в наглядно представ­ленных конкретных объектах» (Протопопов, 1950; Ладыги­на-Котс, 1963). Истинная абстракция животным не доступ­на, поскольку они «не способны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбини­рованию в образы» (Фабри, 1976).

• «Довербальные понятия»: согласно альтернативной точке зрения (Yerkes, 1943; Koehler, 1956), не только шимпанзе, но и ряд других позвоночных способны к высоким степеням обобщения и даже зачаткам «символического мышления человека».

Вторая точка зрения получает все новые подтверждения в современных исследованиях. Способность к высшим степеням абстрагирования свойственна не только человекообразным обе­зьянам, но и представителям других отрядов млекопитающих (дельфины), а также некоторым видам птиц (врановые, попу­гаи). Этот факт подтверждается данными о способности этих животных и к решению ряда элементарных логических задач.

Подтверждается гипотеза, что способность к обобщению яви­лась основой возникновения речи человека в процессе эволюции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных