Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения звуков в потоке речи




При образовании звук проходит три стадии артикуляции: экскурсия (приступ) – начало артикуляции, экспозиция (выдержка) и рекурсия (отступ) – завершающая фаза артикуляции. В потоке речи звуки произносятся не изолированно, следовательно, звуки, особенно соседние могут влиять друг на друга, когда экскурсия последующего звука может воздействовать на рекурсию предыдущего. Позиционные изменения возникают, когда звуки испытывают влияние общих условий произношения (положение в начале или конце слова, положение по отношению к ударному слогу и др.). В русском языке к позиционным изменениям гласных относится редукция, к позиционным изменениям согласных, например, – оглушение звонких на конце слова.

Комбинаторные изменения вызваны взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве.

1. А к к о м о д а ц и я – это приспособление артикуляции гласных под влиянием согласных и согласных под влиянием гласных. Прогрессивнаяаккомодация наблюдается в случае, когда рекурсия предшествующего звука влияет на экскурсию последующего (мал – мял, нос – нёс). Регрессивнаяаккомодация происходит при влиянии рекурсии последующего звука на экскурсию предыдущего. Например, в русском языке слово брат произносится с [т] на конце, а слово брату с огубленным [тº].

2. А с с и м и л я ц и я – это приспособление артикуляции гласного к гласному же (вокалическая ассимиляция) или артикуляции согласного к согласному (консонантная ассимиляция). Ассимиляция бывает следующих видов:

- Прогрессивная/регрессивная. При прогрессивной ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий, при регрессивной - последующий звук влияет на предшествующий. Для русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция. Прогрессивная ассимиляция – явление крайне редкое и встречается в основном в просторечии или диалектах Манькя;

- Полная/неполная ассимиляция. Примером полной ассимиляции могут служить русское слово сшить [шшыт’], отдать [Λтат’]. При неполной ассимиляции звук теряет лишь часть своих признаков: ложка [лошкΛ];

- Контактная/дистантная ассимиляция. При контактной ассимиляции уподобляются друг другу звуки, находящиеся в непосредственном соседстве, при дистантной – звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга.

3. Д и с с и м и л я ц и я – это расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков. Как и ассимиляция, диссимиляция бывает прогрессивная/регрессивная, полная/неполная, контактная/дистантная. Контактная, неполная, регрессивная диссимиляция: легко – [л’ехко].

 

Фонология

1. Понятие фонемы. Функции фонемы[1].

Выше были рассмотрены акустические и артикуляционные характеристики звуков. Однако далеко не все звуки, которые может произносить человек, являются членораздельными, способными различать смысл сказанного. Центральная задача лингвистики состоит в том, чтобы выделить из многообразия произносимых звуков такие, которые используются для различения звуковых оболочек слов. Эта задача не может быть решена в рамках артикуляционно-акустических классификаций. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т.д.) материализуются в звуках. Звук выполняет определенные функции в языке, и именно эта функциональная сторона является самым важным, собственно лингвистическим аспектом изучения звуков. Звуки, взятые в функциональном аспекте, называются фонемами (полное определение мы дадим чуть позже). Задача фонем – строить экспоненты значимых единиц, так чтобы они различались на слух. Таким образом, две основные функции фонем это: 1) конститутивная (функция строительного материала в составе экспонентов морфем) и 2) дистинктивная или различительная (функция различения этих экспонентов). Ср.: том, дом, ром, ком, лом и др.

Какие именно звуки из естественного диапазона избранны языком, определяется традицией, а то, как избранные звуки уложены в систему, определяется структурной организацией данного языка. Что именно избрано традицией, решается простым наблюдением. Так, наблюдения показывают, что русское [р] нёбное, а не язычковое (увулярное), как французское [R], что в русском языке нет носовых гласных, как в польском, португальском или французском и т.д. Ненужная часть диапазона универсальных звуков отсекается легко. Но как выделить в оставшейся части основные элементы, то есть фонемы? Мы видели, что, например, звуки в потоке речи претерпевают различные видоизменения, обусловленные смещением артикуляции под влиянием соседних звуков, можно ли найти инвариант этих звуков?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных