Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Для студентов 1 курса очной формы обучения




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Для студентов 1 курса очной формы обучения

Специальность ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Обсуждено на заседании кафедры Составитель:

общего и классического языкознания Д.ф.н., профессор

------------------ Протокол № ------------------- Ю.Н. Варзонин

Зав. кафедрой

------------------ А.А. Романов

 

 

Тверь, 2007

 

Пояснительная записка

 

Курс «Введение в языкознание» традиционно входит в программу подготовки специалистов лингвистического профиля. Предметом языкознания является сам язык, рассматриваемый как конкретный представитель (экземпляр) множества естественных и искусственных языков на планете и как общечеловеческий феномен («язык вообще»). Основные цели и задачи дисциплины заключаются в том, чтобы:

а) систематизировать первичные представления и знания о языке (языках), полученные на ранних ступенях образования;

б) познакомить студента с основными понятиями современной лингвистики, необходимыми для профессионального освоения избранной лингвистической специальности, включая чтение научной литературы по языкознанию;

в) способствовать формированию профессиональной и общекультурной компетенции студента через ознакомление с основными направлениями современной лингвистической науки и используемыми в языкознании научными методами.

«Введение в языкознание» преподаётся на начальном уровне обучения в вузе и представляет собой теоретическую платформу для всех читаемых лингвистических курсов, что определяет его особую значимость в системе лингвистического профессионального образования.

Курс «Введение в языкознание» изучается в течение одного семестра, состоит из лекционных и практических занятий. Формы контроля – рейтинг-контроль (три этапа) и экзамен в конце курса.

 

 

Учебная программа

 

  1. Вводный теоретический курс

1.1. Объект науки о языке. Для чего служит язык? Общие свойства человеческого языка. Общее и частное языкознание. Прикладное языковедение. Стыковые науки. Из истории языкознания.

1.2. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение языковое и неязыковое. Биокоммуникация. Специфика человеческого вербального общения. Искусственные системы общения. Функции языка.

1.3. Язык. Речь. Речевая деятельность. В каком виде существует язык? Речевой акт. Языковая система. Инвентарь и грамматика. Как создаётся владение языком? Языковая компетенция. Языковое употребление. Языковой материал. Тексты.

1.4. Язык и сознание. Язык и мышление. Вербальное и невербальное мышление. Картина мира. Языковая картина мира. Языковые и логические категории.

1.5. Язык и общество. Происхождение языка. Территориальное и социальное варьирование языка. Литературный язык. Подъязыки. Стилистические различия в языке.

1.6. Язык – своеобразная знаковая система. Знаковые ситуации. Свойства знаков. Знаковая природа различных языковых единиц.

  1. Фонетика и фонология

2.1. Фонетика- наука о звуковом материале языка. Аспекты изучения звуков речи. Акустические свойства звуков. Биологический аспект звуков речи. Классификация звуков. Звуковые процессы. Фонология – наука о звуках в системе языка.

2.2. Фонема. Функции фонем. Дифференциальные и интегральные признаки. Варианты фонем. Фонологические оппозиции. Чередование фонем. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

2.3. Слог. Теории слога. Силлабема. Просодические явления языка. Словесное ударение. Фразовая интонация. Исторические изменения в звуковой стороне языка.

  1. Лексикология

3.1. Слово- основная номинативная единица языка. Слово в системе языка и в употреблении. Лексема – аллолексема – лекса. Лексическое значение. Концептуальное ядро лексического значения. Понятие денотата, сигнификата, десигната. Значимость.

3.2. Системные связи между значениями слов. Семантические поля. Компонентный анализ значения. Семная структура слова. Сема. Семема.

3.3. Значение слов и различие между языками. Гипотеза лингвистической относительности. Ближайшее и дальнейшее значение слов. Фоновое значение.

  1. Грамматика

4.1. Предмет грамматики. Грамматическое значение. Формальный показатель. Грамматические способы. Понятийные и грамматические категории. Сравнение грамматических категорий разных языков. Типы грамматических категорий. Граммема. Сложнозначность граммем.

4.2. Морфология. Морфема. Типы морфем.Части речи. Конверсия. Транспозиция.

4.3. Синтаксис. Синтаксическая связь. Подчинительная связь. Типы синтагм. Предикативная связь. Синтаксические функции.

4.4. Предложение. Формальная и содержательная сторона предложения. Семантика предложения. Грамматическая структура простого предложения. Актанты. Сирконстанты. Атрибуты. Предикативность. Модальность. Коммуникативная структура предложения.

  1. Историческое развитие языков

5.1. Проблема происхождения языка. Исторические изменения в словарном составе. Исторические изменения в грамматическом строе. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Звуковой закон.

  1. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание

6.1. Принципы классификации языков. Генеалогическая классификация языков. Понятие праязыка. Генеалогическое древо. Основные семьи и ветви языков. Типологическая классификация языков. Фонологическая, морфологическая и синтаксическая типология.

  1. История и теория письма

7.1. Этапы в истории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Транскрипция и транслитерация.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных