Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единицы фонетического уровня.




Термин фонетика употребляется в трех значениях: 1) звуковой состав языка; 2) раздел языкознания, изучающий фонетический уровень языка; 3) название конкретной книги («Общая фонетика», «Фонетика современного русского языка»). Подчеркнем, что предметом фонетики являются не только звуки, но и другие единицы фонетического уровня, включая суперсегментные (ударение, интонацию), а также отношение звуков и букв.

Все языки мира звуковые. В. Гумбольдт считал, что синтез звука и мысли в языке предопределен самой природой человека. Некоторые лингвисты считают звуковой характер несущественным свойством языка. А.А. Потебня, И.А. де Бодуэн де Куртенэ и Ф. Соссюр отрывали звуковую материю от смысла, считая звук чисто случайным явлением в языке. Ф. Соссюр пишет: «…Язык – условность, и природа условного знака безразлична. Вопрос о голосовом аппарате, следовательно, вопрос второстепенный»[122]. Такие представления не различают язык и другие семиотические системы, в которых материальный носитель смысла действительно может быть незвуковым.

Принципиально возможно построение языка на основе одного из органов чувств (осязание, обоняние, вкус, зрение, слух). Даже если допустить невероятную биологическую чувствительность человеческого организма и способность общаться с помощью изменения температуры или запаха тела, цвета глаз или кожи, всё равно звуковой язык останется вне конкуренции. Любые другие языки будут очень ограничены. Разрешающая способность глаз полагает предел на возможность общения в темноте, осязательный язык не возможен при отсутствии непосредственного контакта, вкусовой – по чувству брезгливости и гигиеническим соображениям.

Кажется, что принципиально не отличается от звукового языка передача информации по каналу «запах – нос». Запах, как и звук, не имеет запретов и ограничений зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Однако у человека должен быть еще орган, способный по заказу, в любое время издавать запахи и невероятная обонятельная чувствительность. В общем, это должен быть не известный нам человек, а принципиально иной антропологический тип.

Звуки любых языков относительно однотипны, что обусловлено физиологически: речевой аппарат у всех одинаков. Очень своеобразна речь народов южной Африки – бушменов (гол. bosjesman «лесной человек»). Европейцу она напоминает щелканье, бульканье, хрюкание, свист. В бушменских языках есть так называемые киссаунды (kissound) – очень специфичные билабиальные, напоминающие звук поцелуя. Бушменские языки, видимо единственные, где есть звуки, произносимые на вдохе. Часть из них произносится с помощью мышц живота. Процент щелкающих звуков в бушменских языках ниже, чем в готтентотских. Так, в бушменском языке кунг – 18% щелкающих, а в готтентотском языке кора (корана) – 44%.

Звук – главная фонетическая единица и минимальная единица речевого потока. Уточним, что звук не является минимальной произносительной единицей. Он выделяется специальной аналитической процедурой. Реально произносятся сразу несколько звуков (См. ниже – о слоге). Звуки объективирут (овеществляют, материализуют) языковые абстракции. Звук сам по себе не имеет смысла, но служит строительным материалом для всех знаковых единиц языка – от морфемы до предложения.

Комплексные фонетические единицы:

а) Слог. Единой теории слога нет. Он описывается с разных сторон. С позиций акустики слог представляет собой сочетание более звучного звука с менее звучным. Слогом может быть и один звук. Обычно это гласный. В русском языке функцию слогоносителя иногда выполняют сонорные. В словах типа рубль, октябрь перед ль и рь возникает призвук гласного, поэтому подобные слова хорошо рифмуется со слогами с полноценным гласным: рубль – Врубель. В некоторых языках слоговые сонорные являются нормой, а гласный вообще может отсутствовать: чеш. vlk, серб. трг. Слоговым может быть даже глухой согласный, если он окружен паузами, например, в междометии т-с-с.

Звуки не произносятся изолированно. Речевой аппарат в процессе нормальной речи производит не звуки, а слоги. С точки зрения артикуляции слогом будет минимальная произносительная единица, цельновоспроизводимый артикуляционный комплекс. Наконец, с аэродинамической точки зрения слог – это результат дыхательного импульса, минимальный отрезок речи, на протяжении которого происходит нарастание и спад воздушного потока.

б) фонетическое слово – группа слогов, объединенных общим ударением. Фонетическое слово часто совпадает с лексическим. В русском языке возможны два случая несовпадения: 1) одно фонетическое – два лексических (предложно-падежные сочетания – в окне, на столе) и 2) одно лексическое – два фонетических (сложные слова типа диван-кровать, чудо-юдо).

в) речевой такт – группа фонетических слов, объединенных интонацией неконца предложения. Часто на письме выделяется знаками препинания. В транскрипции выделяется косой чертой /.

г) речевая фраза – группа тактов, объединенных интонацией конца предложения. Обычно (но не всегда) совпадает с пунктуационным концом предложения. В транскрипции выделяется двумя косыми чертами //.

Пример деления на такты и фразы:

«Еще одно, последнее сказанье / –

И летопись окончена моя, //

Исполнен долг, / завещанный от Бога /

Мне, грешному. // Недаром многих лет /

Свидетелем Господь меня поставил /

И книжному искусству вразумил; //

Когда-нибудь монах трудолюбивый /

Найдет мой труд усердный, / безымянный, //

Засветит он, как я, свою лампаду – //

И, пыль веков от хартий отряхнув, /

Правдивые сказанья перепишет, //

Да ведают потомки православных /

Земли родной минувшую судьбу, //

Своих царей великих поминают /

За их труды, за славу, за добро //

А за грехи, / за темные деянья /

Спасителя смиренно умоляют //» (А.С. Пушкин, «Борис Годунов).

Суперсегментные единицы фонетического уровня

Ударение – выделение в речи какого-либо ее отрезка фонетическими средствами. В зависимости от этих средств различают:

1) силовое ударение (динамическое, экспираторное) – ударный элемент (слог) звучит сильнее;

2) тоническое (музыкальное) – ударный элемент получает бóльшую или меньшую высоту тона;

3) количественное (квантитативное) – ударный слог звучит дольше. Количественное ударение выделяют условно, т.к. в чистом виде оно не зафиксировано ни в одном языке мира. Иногда примером такого языка называют новогреческий.

Обычно в языке один тип ударения. Силовое ударение в английском, французском, чешском. Русское ударение – квантитативно-динамическое, сербское – музыкальное. Шведский язык – довольно редкий случай совмещения всех трех типов ударения, причем часто в одном и том же слове. При этом, первый слог, как правило, выделяется силой и длительностью, а один из последующих – тональным изменением. Ударный звук в русском языке более длителен, чем безударный, поэтому русским кажется, что в чешском языке, где безударный гласный может быть длиннее ударного, два ударения. Ударение в чешском фиксированное – на первом слоге, а долгие обозначаются диакритическом знаком «секунда»: komár ‘комар’, motýl ‘бабочка’.

Есть языки без ударения (так называемые палеоазиатские языки Сибири и Дальнего Востока: енисейские, чукотско-камчатские, юкагирские, нивхский, айнский).

Интонация – единство мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра речи. Иногда в интонацию включают и паузы. С точки зрения акустики интонация представляет собой изменение основного тона по высоте и интенсивности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных