Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словообразование: производящая и производная основа. Способы словообразования. Словообразовательный тип.




Главной единицей словообразования является производное слово. Большинство слов в языке являются производными (приблизительно 88 %). У производного слова особое значение – словообразовательное. Оно, как правило, не совпадает с суммой морфемных значений. Коровник ‘помещение для коров’, а не, например, человек, ухаживающий за коровами. Словообразовательное значение – это общее для ряда производных слов значение. Слова с одинаковыми аффиксами могут иметь разное словообразовательное значение: коровник, курятник – помещение для того, что названо производящей основой; курортник, выпускник – люди, имеющие отношение к тому, что названо производящей основой; чайник, кофейник – посуда для того, названо производящей основой.

Важно разграничивать синхронический и диахронический аспекты словообразования. С точки зрения реального источника слов в языке – все слова производные, т.е. откуда-то произошли. Просто производность одних слов находится в другом языке или неизвестна, производность других со временем перестает осознаваться или переосмысляется. Диахроническое словообразование включает этимологию и историческое словообразование в рамках данного языка. Этимология устанавливает первичный источник слова, который может быть и в другом языке: помада из лат. pomum ‘яблоко’ > фр. pommade, ит. pomata (Первоначально помада изготавливалась из яблок). В любом случае диахроническое словообразование выясняет реальное происхождение слова.

Синхроническое словообразование выясняет не реальный источник происхождения слова, а то каким он представляется современным носителям языка. Синхроническая производность имеет системный характер. Для синхронии важно уяснить, какому слову противопоставлено анализируемое слово. Слово ложка, образованное, по данным истории языка, от утраченного слова лъжа, в современном русском языке воспринимается как не мотивированное. В слове вилка тоже не выделяется суффикс -к-, хотя даже рядовому носителю языка понятно, что оно происходит от вилы. В синхронии производным является слово, осознаваемое как более сложное с формально-семантической точки зрения.

Итак, диахронически производное – это образованное в реальном времени, порожденное слово. Синхронически производное – слово, мотивированное чисто логически; логика обусловлена не реальными словообразовательными процессами, а системой языка.

Словообразование в узком смысле – производство слов на базе существующих. Если рассматривать широко, как область ономасиологии, то в словообразование должны включаться семантические дериваты, заимствования, кальки.

Производящее слово обычно проще формально и семантически. Бывает и наоборот. Что проще радовать или радоваться? Радовать проще с формальной стороны, но семантически сложнее, поскольку в его толковании есть отсылка к радоваться: радовать – «делать так, чтобы кто-либо радовался».

Морфологические (точнее, морфематические) способы словообразования в национальном языке определяются набором его словоообразовательных аффиксов. В соответствии с ними выделяются префиксальный, суффиксальный, трансфиксальнный, инфиксальный, флексийный способы и т.д. Словообразование осуществляется и аффиксальными комбинациями, которые могут быть весьма изощренными: венг. meg-szent-ség-telen-ít-hetetlen-ség-es-kedés-e-i-tek-ért. Приблизительный перевод этого слова ‘по причине [вашего] постоянного стремления быть неоскверняемыми’. Слово образовано присоединением к корню - szent- ‘святой’ префикса meg- с грамматическим значением продолжительности действия и 11 суффиксов, выражающих различные значения (предмета, отношения к лицу, повторяющегося действия и т.п.).

Специфика словообразования зависит от общей специфики строя языка. В английском языке основными способами словообразования являются суффиксация и префиксация: natural ‘естественный’ > naturally ‘естественно’, usual ‘обычный’ > unusual ‘необычный’; decryptor ‘расшифровщик’. Продуктивно в английском и словосложение. Здесь оно без соединительной гласной, обычно с ударением на первом слове: handbook ‘справочник’– hand ‘рука’ и book ‘книга’. Гораздо продуктивнее, чем в русском, конверсия. Наиболее частотная модель « существительное > глагол»: a test ‘испытание’ > to test ‘испытывать’.

В древнекитайском языке вообще не было служебных морфем. Соответственно словообразование в нем могло быть только неморфологическое. Современный китайский язык, наряду с неморфологическими способами, использует и морфологические. Основным способом словообразования в нем является словосложение. Слово dàxuéуниверситет ’ складывается из слов ‘большой’ и хuéxí ‘изучение’.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных