Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее понятие о синтаксическом строе




Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодноЯ испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; СветаетСвет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Фонетика участвует в общем деле построения высказываний своими интонационными конструкциями. Интонация – средство выражения грамматической категории коммуникативности. Интонация указывает на цель высказывания – сообщить, спросить, побудить к действию. Кроме того, высказывание любой коммуникативной направленности может сопровождаться выражением эмоций. Тогда на основную интонацию накладывается интонация восклицания. Чем больше выражены грамматические отношения, тем меньшее значение имеет интонация. При грамматической неопределенности роль ее возрастает. Бывают случаи, когда смысл фразы полностью зависим от интонации. Лексический материал Деньги пришли на телефон может быть оформлен в виде сообщения, просьбы и вопроса.

Словосочетание

Термин словосочетание не имеет однозначной трактовки. В узком смысле словосочетание – это минимум два знаменательных слова, свободно связанных подчинительной связью. При таком подходе не относятся к словосочетаниям предложно-падежные конструкции (одно из слов незнаменательное – на дороге), сочетания слов на основе сочинительной связи (синий и красный) и фразеологизмы (несвободные сочетания слов – ворон считать). В авторитетном «Лингвистическом энциклопедическом словаре» подчинительные словосочетания делятся на свободные и несвободные[156]. В еще более широком понимании словосочетанием признается и сочетание слов с сочинительной связью[157].

Критерием разграничения словосочетания и сложного слова служит ударение: вялотекущая шизофрения и шизофрения, вяло текущая вначале, начала прогрессировать; англ. black-cock ‘тетерев’ (одно ударение), black cock ‘черный петух’ (два ударения).

Словосочетание имеет двойственную, морфолого-синтаксическую природу. Грамматическое значение словосочетания – отношение между компонентами, а средство выражения – частеречная принадлежность компонентов. Например, грамматическое значение словосочетания читать книгу – «действие и предмет», средство выражения – глагол и существительное в винительном падеже.

Лексики и морфологии недостаточно для создания нормального словосочетания. Лексика не видит аномальности словосочетания * мягкий булочка, а для морфологии приемлемым будет * волевая булочка. В словосочетании слова связываются не только как лексические и морфологические единицы. В словосочетании появляется и синтаксическая особенность. Между словами устанавливаются синтаксические смысловые отношения, определяемые по вопросу и выражаемые определенными синтаксическими конструкциями: футбольный мяч и мяч для футбола – разное строение, обусловленное разными видами синтаксической связи, но одинаковые смысловые отношения.

Словосочетание выполняет номинативную функцию. В расчлененной номинации понятие обычно уточняется (рубашка – белая рубашка), но бывает и наоборот (декабрьзимний месяц).

Одно и то же понятие может передаваться в разных языках по-разному – словом или словосочетанием: венг. panaszkönyv ‘книга жалоб’; англ. railway ‘железная дорога’; англ. motor ship ‘теплоход’; болг. писáлище ‘письменный стол’; кататься на коньках – фр. patiner; кататься на лыжах – нем. schlitschulaufen.

 

Предложение.

Предложение – коммуникативная единица, грамматически оформленная по законам данного языка и выражающая законченную мысль. Предложение – главная единица языка, т.к. выполняет его основную функцию – коммуникативную. Кроме коммуникативной предложение участвует в мыслеобразовании и номинации.

Предложение – форма субъектно-предикатного типа мышления. В мышлении предложению соответствует логическое соединение двух понятий – суждение. Двучленность структуры мысли обусловливает двусоставность предложения. Сложная структура предложения позволяет ему номинировать не частный фрагмент действительности, а целую ситуацию, событие. Даже односоставные предложения описывают ситуацию, а не отдельные предметы и процессы: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок). Содержание подобных предложений всегда включает подразумеваемый смысловой компонент «здесь и сейчас» происходит (или «там и тогда» происходило) определенное событие (или переживается определенное состояние): Вечерело; Его лихорадит. Данные компоненты отражают важнейшую особенность предложения – предикативность.

Под предикативностью понимают отнесенность информации предложения к действительности через специальные языковые средства. Они позволяют представить событие как реальное или нереальное, а реальное событие отнести к одному из временных планов – прошлому, настоящему или будущему. Иначе говоря, средством выражения предикативности являются наклонение и время. Данное понимание предикативности представлено в работах академика В.В. Виноградова (1895-1969).

Более узкая трактовка предикативности видит в ней свойство сказуемого связываться с подлежащим. Предикативность в этой концепции рассматривается как отношение бытийного признака (сказуемого) к грамматически независимому предмету (подлежащему). В этой концепции соотнесенность предложения с действительностью называется модальностью.

Предикация – приписывание предикативного признака субъекту. Предикация всегда совершается определенным образом. Предикат мыслится как реальный, возможный или желательный признак, а если реальный, то в каком-то временном плане. Конкретный способ предикации и есть модальность. Кроме объективного указания на время, высказывание может осложняться субъективным выражением отношения его автора к обозначаемой ситуации. Поэтому следует различать объективную и субъективную модальность.

Объективной модальности не может не быть, т.к. говорящий обязан выразить отношение высказывания к действительности. Субъективная – выражается далеко не всегда. Говорящему по-русски необходимо указать, является событие реальным (изъявительное наклонение), желательным (повелительное) или возможным (сослагательное). Для реального события еще нужно сообщить: было оно в прошлом, есть в настоящем или произойдет в будущем. Точки зрения на событие гораздо разнообразнее трех русских наклонений. В нахских языках[158] 10 наклонений: изъявительное, повелительное, безотлагательно-повелительное, желательное, просительно-желательное, категорически-повелительное, понудительное, сослагательное, потенциальное, неопределенное[159]. То, что по-русски выражается лексически (чтобы сделал! немедленно извинись! пожалуйста, помоги) или инфинитивом (всем оставаться на местах) в дагестанских языках имеет регулярные грамматические показатели.

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к действительности и реализуется посредством модальных слов: наверное (неуверенность), конечно (уверенность), к сожалению, к счастью и т.п.

Помимо предикативности и модальности, грамматической категорией предложения является коммуникативность, под которой понимают информацию о завершении одного речевого акта. Выражается коммуникативность особой интонацией – интонацией конца предложения.

Через предложение проходит граница языка и речи. З.Д. Попова вслед за другими авторами считает, что элементарное сложное предложение (т.е. состоящее из двух простых) – единица языка, а все остальные сложные предложения – свободно конструируемые единицы речи (текста): «В системе языка наличествуют только двухкомпонентные построения, имеющие достаточно определенную структуру, так называемые элементарные сложные предложения. Части таких предложений находятся в конкретных логико-семантических отношениях, для выражения которых наработаны конкретные языковые средства, их репрезентирующие. <…> Все другие комбинации простых частей в сложные предложения относятся к синтаксису текста…»[160].

Предложение (языка) – модель построения конкретных речевых актов. Реализованное в речи предложение называется высказыванием (фразой). По модели одного предложения можно построить потенциально бесконечное количество высказываний: Дети идут в школу. Птицы улетают на юг. Студенты опаздывают на занятия и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Опишите в целом предмет изучения синтаксиса.

2.Какие точки зрения высказываются по поводу словосочетания?

3. В рамках узкого понимания термина «словосочетание» среди данных языковых конструкций укажите словосочетания: белая ворона, отличная погода, очень хороший ответ, утром подморозило, в столе.

4. Назовите и охарактеризуйте грамматические категории предложения.

5. Что такое субъективная модальность?

6. Через какую единицу проходит граница между предложением и речью?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных