Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык как предмет языкознания, различные определения понятия «язык». Функции языка.




Языкознание (языковедение, лингвистика) как наука, круг проблем, исследуемых языкознанием. Язык как предмет языкознания, различные определения понятия «язык». Функции языка. Структура языкознания как науки: общее языкознание и частные лингвистики, синхронная и диахронная лингвистика, внешнее языкознание и его разделы, внутренняя лингвистика и ее разделы. Связь языкознания с другими науками.

Языкознание (языковедение, лингвистика) как наука, круг проблем, исследуемых языкознанием.

Языкознание-это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех язы­ков мира.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соот­ношение языка и мышления, языка и объективной действительно­сти, типы языков, организация их языковых уровней, функциони­рование и историческое развитие, классификация языков и др.

Язык как предмет языкознания, различные определения понятия «язык». Функции языка.

Язык - это важнейшее средство человеческого общения. Рассмотрим предложенное определение по частям.

1) Язык - средство общения. Это значит, что коммуникативная функция, функция общения (от лат. communicare - общаться) является важнейшей функцией языка, определяет его сущность. Общение - это обмен мыслями. Поэтому можно сказать и иначе: важнейшей функцией языка является когнитивная (мыслительная, мыслеформирующая) функция (от лат. cognitio - познание). Не случайно язык определяют еще как орудие мышления. Коммуникативная и когнитивная функция - это не разные функции языка, а две стороны одной функции. Действительно, если общение - это обмен мыслями, «мышление вслух», направленное на других, то можно сказать, что коммуникативная функция - это мыслительная (когнитивная) функция, выплеснутая вовне. С другой стороны, мышление - это «разговор с самим собой», «про себя» (внутренняя речь), автокоммуникация, т. е. это коммуникативная функция, опрокинутая вовнутрь. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), основатель Харьковской лингвистической школы, назвал эту функцию языка речемыслительной. Тем не менее, в истории языкознания одни языковеды («коммуникативисты») абсолютизировали коммуникативный аспект языка, другие («менталисты») - когнитивный, мыслительный. В зависимости от этого лингвистами разных школ и направлений по-разному определялась сущность языка и предлагались разные определения языка, по-разному решались и все остальные фундаментальные проблемы языкознания. «Менталистов» называют еще «гумбольдтианцами», а «коммуникативистов» - «соссюрианцами», по именам крупнейших языковедов XIXв., представлявших во многом противоположные направления в языкознании, - немецкого языковеда, философа и естествоиспытателя Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835) и швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913).

2) Язык - средство человеческого общения. Языковая способность присуща только человеку; так называемые «языки животных» носят инстинктивный характер и не оплодотворены мыслью. Язык, следовательно, не относится ни к биологическим, ни к психическим явлениям (так как не передается по наследству, не является врожденным свойством человеческого организма, не может развиваться у отдельного человека независимо от влияния окружающих людей, общества). Язык - социальное явление, он возникает и существует только в человеческом обществе. Отдельный индивид овладевает языком в процессе социализации, т. е. в процессе становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

3) Язык - важнейшее средство человеческого общения. Наряду с языком существуют другие средства общения - различные вспомогательные знаковые системы, с помощью которых, как и с помощью языка, можно передавать различную информацию (напр., язык жестов, мимика, сигналы светофора, флажки на корабле и другие сигнальные системы). В отличие от всех этих вспомогательных систем, язык - универсальное средство общения, с помощью языка можно передать любую информацию, тогда как сфера действия других средств общения (других знаковых систем) ограниченна.

 

Структура языкознания как науки: общее языкознание и частные лингвистики, синхронная и диахронная лингвистика, внешнее языкознание и его разделы, внутренняя лингвистика и ее разделы.

Внутри языкознания условно можно выделить общее языко­знание и частное. Предметом изучения общего языкознания яв­ляются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с це­лью выявления общих закономерностей их развития и функцио­нирования.

Частное языкознание обращено к изучению отдельных языков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.).

Ча­стное языкознание может быть описательным (синхронная лингвистика < др.-греч. syn 'вместе' и chronos 'время', т.е. относящийся к одному вре­мени), описывающим факты языка в какой-либо момент его исто­рии (причем не только современный, но и взятый в каком-либо ином временном отрезке) или историческим (диахронная лингвистика < др.-греч. dia 'через, сквозь' и chronos 'время', т.е. относящийся к дви­жению во времени), прослеживающим развитие языка на протяже­нии большего или меньшего отрезка времени (например, древне­русского языка на протяжении ХН-ХШ вв.). К диахроническому языкознанию относится и сравнительно-историческое языкознание, обращенное к изучению исторического прошлого языков.

Подразделение лингвистики на «внутреннюю» и «внешнюю» восходит к идее Ф. де Соссюра о том, что язык можно изучать «изнутри», как замкнутую систему, вне связи с другими общественными явлениями, и можно изучать «внешние связи» языка с другими явлениями. Однако следует учитывать, что подразделение лингвистики на внутреннюю и внешнюю достаточно условно, и изучение внутреннего устройства языка не может быть полным без рассмотрения его «внешних связей».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных