ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практические задания. 1. Как вы понимаете слова известного французского ученого Антуана Мейе: «Два языка называются родственными1. Как вы понимаете слова известного французского ученого Антуана Мейе: «Два языка называются родственными, когда они оба являются результатами двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше»? Почему же праязык, рассматриваемый как реальное целое, является научной фикцией? 2. Почему при установлении родства языков сравниваются слова лишь определенных тематических групп: термины родства, названия частей тела, времен года, частей суток, некоторых растений и животных, древнейших трудовых процессов, орудий и продуктов труда, личные местоимения, числительные первого десятка и сто? [Реформатский 1996, с. 404–411]. 3. Что такое генетическое тождество слов? Почему при его установлении необходимо доказывать, что они находятся в закономерных фонетических, структурных и семантических соответствиях? [Кодухов 1979, с. 308–309; Реформатский 1996, с. 404–405]. 4. Реконструируйте историю гласных у, а(я) в приведенных далее русских словах. Рус. рука – ст.-сл. р@ка, лит. ranka; рус. путь – ст.-сл. п@ть, др.-инд. pathas, лат. pons – род. п. pontis – «мост»; рус. мясо – ст.-сл. м#со, др.-прус. мensa; рус. пять – ст.-сл. п#ть, лит. penki, греч. pente. 5. Сравните приведенные ниже слова родственных индоевропейских языков. Какой гласный звук соответствовал в индоевропейском праязыке русскому ы? Рус. мышь – лат. mus, греч. mus, др.-инд. mus, гот. mus; рус. ты – лат. tu; рус. быть - лит. buti; рус. сын – лит. sunus, др.-инд. sunus. 6. Установите, какой язык был языком-основой для следующих языков: а) польский, русский, старославянский, полабский, украинский, словенский, хорватский, словацкий, македонский; б) русский, немецкий, французский, испанский, украинский, литовский, румынский, армянский, датский; в) русский, украинский, белорусский. 7. Используя таблицу, укажите основные языки индоевропейской семьи.
8. Используя контурные карты мира, обозначьте на них: а) государства, в которых говорят на языках индоевропейской семьи; б) страны, в которых распространены германские языки; в) страны, в которых распространены славянские языки; г) семьи языков, распространенных в современной России. 9. Почему финно-угорская семья языков имеет составное название? Назовите языки этой семьи, распространенные в Российской Федерации. 10. Какие языки называются балтийскими? 11. Почему одна из самых крупных ветвей индоевропейских языков называется романской? Назовите романские языки и укажите, в каких странах каждый из них используется. Почему Центральная и Южная Америка называется Латинской? 12. Исключите пятое лишнее: а) польский, кашубский, чешский, словенский, сербохорватский; б) французский, португальский, испанский, фризский, провансальский; в) английский, немецкий, шведский, шотландский, норвежский; г) санскрит, латинский, кельтский, скифский, половецкий. 13. Какой язык – таджикский или узбекский – является дальним родственником русского языка и почему? Литература Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. – М., 1979. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. – М., 1996. Щеулин, В.В. Краткое изложение истории и теории языкознания до XXI века / В.В. Щеулин. – Елец, 2011. Раздел II Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|