ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позиционные изменения гласных звуков
Транскрибирование текста делится на два этапа: подготовку текста к транскрипции и запись текста. Подготовка текста начинается с внимательного его чтения и расстановки знаков ударения над каждым ударным слогом. Этим обозначается сильная позиция гласных. Далее обозначаем фонетические слова, состоящие из одной, двух и редко трех лексем, из которых только одна ударная, а остальные безударные: обругáл, кто ́ же, ни за что ́́. Для обозначения их как одного фонетически комфортного целого, объединенного одним словесным ударением, используем надстрочные дужки: кто же, ни за что. Препозитивными безударными словами (проклитиками) обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы. В фонетическом слове ни за что частица ни и предлог за –проклитики. Примеры фонетических слов с проклитиками: У меня на столе не лежит ничего – в предложении, состоящем из 7 лексем, только 4 фонетических слова; А ты не боишься? –2 фонетических слова. Постпозитивными безударными словами бывают чаще всего постпозитивные частицы: бы, де, же, -ка, ли, мол, -либо, -нибудь, В некоторых русских предложно-именных сочетаниях ударение переходит на предлог, и знаменательное слово становится безударным. Это явление атонации, не наблюдаемое ни в одном славянском языке. Примеры: и ́ з лесу, по ́ полю, на́ гору, за́ руку, по ́ д ногу. Здесь возможны случаи семасиологизации вариантов: на до ́ м сели птицы и задание на́ дом. В случаях атонации имя существительное фонетически выступает энклитикой по отношению к ударному предлогу. Ср. не на руку, где не – проклитика, руку – безударная энклитика [н’иэ на́ руку]. Элементы проклитического и энклитического типа, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но со́нцъ]; ср.: на солнце [нÙ со́нцъ]. Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым и обозначается знаком (`). Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы: ч̀ерез окно, ̀ около дома, вокр̀уг стола, ̀ если сможешь, потом ̀ у что холодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, отк ̀ уда мы вышли; письмо, кот̀орое послали; простые числительные в сочетании с существительными: дв̀а часа, д̀есять рублей; некоторые местоимения: теб̀я искали, он ̀ а приехала, ег̀о сестра; связки быть и стать: утро б̀ыло морозное, он ст̀ал учителем; слова с модальными значениями: знай себ̀е нахв̀аливает; собирался б̀ыло уехать, придёт быв̀ало и молчит. В некоторых словах в тексте, наряду с основным ударением, возникает дополнительное ударение, которое обычно бывает слабым и стоит ближе к началу слова. Такое ударение называется побочным. Побочное ударение встречается обычно у многосложных слов. Таким ударением могут выделяться части сложных и сложносокращенных слов: др̀евнерусский, п̀единститут, стр ̀ ойматериалы; некоторые приставки: ̀ антикоррозийный, п ̀ ослеобеденный, пр̀оамериканский. Побочное ударение появляется, главным образом, у слов редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющимися частями: зв ̀ ероферма, в ̀ одонепроницаемый, ст ̀ арославянский (ср. широкоупотребительные слова зверобо́й, водопрово́д, старомо́дный). При трех и четырех основах в слове возможны три ударения – два первых побочные, а последнее – основное: ̀ аэроф ̀ отосъёмка, М ̀ ос ̀ облфинотде́л. В транскрипции непременно обозначаются паузы. Противополагаясь звукам, паузы играют в нашей речи существенную роль наравне со звуками. Они второй, после ударения, важнейший признак фонетического слова и аналогичны пробелам между графическими словами. Паузы можно назвать, по словам Д.Н. Кудрявского, звуками нулевой звучности. Пауза, насыщенная эмоционально-психологическим содержанием, одно из характерных свойств русской речи. «Московский Художественный театр гениально культивировал паузу, поэтому он национален; Чехов – чисто русский писатель, ибо он весь – в паузах»! (В.В. Суренский). Пауза – принадлежность высокого стиля, она может сопровождать устную речь. Сообщение по радио некролога, например, всегда предваряется и заключается более длительной паузой, которая настораживает в начале и дает возможность обдумать информацию в конце, в целом выделяя это сообщение из массы других. Паузы в предложении, между словами и группами слов, т.е. между отрезками фразы – синтагмами, отмечаются одной вертикальной (в скорописи наклонной) чертой. Более длительные паузы, отделяющие предложения, т. е. между фразами, обозначаются двумя параллельными вертикальными чертами, что заменяет точку конца предложения в пунктуации. Кроме того, в фонетической транскрипции сохраняются вопросительный и восклицательный знаки в конце фразы. Нужно запомнить, что в конце стихотворных строк почти всегда делается большая пауза (большая цезура) и обозначать ее надо двумя вертикальными линиями. Очень часто примерно в середине стихотворной строки имеется малая пауза (малая цезура), которая обозначается в фонетической транскрипции одной вертикальной чертой. Таблицы и схемы Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|