ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практические задания. 16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник, денница, ликбез, драгун, хладный, дилижанс. 16.6. (Н 4.186) Определите, из каких языков заимствованы слова: а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кавардак; б) вуаль, жакет, маникюр, сенсация, фельетон; в) фартук, слесарь, циферблат, концерн, лейтмотив, флигель; г) сейф, блюминг, аут, пуловер, джаз; д) ария, солдат, тенор, адажио. 16.7. Проанализируйте степень освоенности заимствований на разных уровнях языковой системы, сравните их с аналогами в языке-источнике (укажите отличия): митинг, имидж, бутсы, тайм, фрахт, штаб, пфенниг, фрейлейн. 16.8. Проанализируйте и сравните словарные статьи, посвященные слову дом, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» и в словаре синонимов. 16.9. (на основе К 6 с. 87) Выберите пары слов, имевших когда-то общий корень, но деэтимологизировавшихся: завтрак, колея, дуть, нож, перст, гром, подушка, колесо, заноза, зеркало, басня, горло, баян, созерцать, делить, ожерелье, упругий, перчатка, доля, утро, грянуть, пружина. 16.10. (на основе Н 4.179, 4.180) Объясните существование в детской речи таких слов: клейкопластырь, колоток, ветролет. Объясните аналогичные примеры из речи взрослых (из сборника задач И.А. Бодуэна де Куртенэ): гувернянька, прижим (режим), заштрафовать (застраховать). Литература Учебники А.А. Реформатского (§§ 19, 24-25), В.И. Кодухова (§§ 35-37); ЛЭС («Лексикография», «Словарь»).
Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»
Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание» Общая теория языка: языкознание, общее и частное языкознание, прикладное языкознание, социолингвистика, психолингвистика, знак языковой, функция языка, язык и речь, синхрония и диахрония, языковая система, парадигматические и синтагматические отношения, иерархические отношения, структура языка, сравнительно-исторический метод, реконструкция (внешняя и внутренняя), языковой узус, кодифицированная норма, литературный язык, функциональные стили литературного языка, территориальный и социальный диалекты, просторечие, жаргон, койнэ, мертвый язык, искусственные языки, международные языки, интеграция и дифференциация языков (конвергенция и дивергенция), субстрат, генеалогическая классификация, семья языков, ветвь, группа, подгруппа языков. Фонетика и система письма: акустическая фонетика, тембр, высота звука, сила звука, форманта, артикуляторная база, кинема, активные и пассивные органы речи, гласный, согласный, вокализм, консонантизм, назализация, палатализация, лабиализация, интердентальный, билабиальный, увулярный, палатальный, велярный, латеральный, эксплозит, спирант, фрикативный, аффриката, сонорный, дифтонг, монофтонг, экскурсия, рекурсия, передний ряд, верхний подъем, фраза, синтагма, фонетическое слово, энклитика, проклитика, слог, суперсегментные звуковые явления, протеза, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция, фонология, фонологическая оппозиция, дифференциальный признак, фонема, аллофон, архифонема, гиперфонема, акцент, графика, графема, алфавит, силлабема, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, логограмма, фонография, транскрипция, транслитерация, орфография. Грамматика: морфология, синтаксис, грамматический способ, грамматическая форма, словоизменительная парадигма, словоформа, грамматическое значение, деривационное значение, реляционное значение, морфема, производящая основа, аффикс, префикс, суффикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, конфикс, флексия внешняя и внутренняя, послелог, опрощение, переразложение, фузия, агглютинация, супплетивизм, редупликация, изолирующие, инкорпорирующие, аналитические, синтетические языки, грамматическая категория, части речи, артикль, междометие, словосочетание, отношения атрибутивные, предикативные, объектные, сочинение, подчинение, согласование, управление, примыкание, изафет, замыкание, предложение, предикативность, модальность, номинативный и эргативный синтаксический строй, тема и рема. Лексикология и лексикография: слово, лексема, знаменательные и служебные слова, коннотации, типы лексических значений, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, семасиология, ономастика, антропонимика, топонимика, архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос, парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, омофон, омоформа, омограф, табу, эвфемизм, калька, полукалька, фразеологически связанное значение, идиомы, термины, лексикография.
Литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы В качестве основного справочного ресурса в Интернете студентам рекомендуется сайты: www.krugosvet.ru www.gramota.ru www.ruslang.ru
Литература для обязательного конспектирования Конспект № 1 (практическое занятие № 2, тема «Сравнительно-исторический метод»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 116-128. Конспект № 2 (практическое занятие № 4, тема «Развитие языков»). Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 490-509. Конспект № 3 (практическое занятие № 8, тема «Фонологические школы»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 90-100.
[1] Индивидуальные задания (пятиминутные выступления). [2] На практич. занятии № 4 проводится 10-минутная самостоятельная работа по темам «Происхождение языка», «Литературный язык» (см. задания 4.2., 4.7.). [3] Первая половина практического занятия № 5 отводится на выполнение контрольной работы № 1 («Генеалогическая классификация языков мира»). [4] Первая половина практического занятия № 9 отводится на выполнение контрольной работы № 2 («Фонетика»). [5] На практическом занятии 14 проводится самостоятельная работа по теме «Грамматические способы» (см. задание 12.7.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|