Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник




16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник, денница, ликбез, драгун, хладный, дилижанс.

16.6. (Н 4.186) Определите, из каких языков заимствованы слова: а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кавардак; б) вуаль, жакет, маникюр, сенсация, фельетон; в) фартук, слесарь, циферблат, концерн, лейтмотив, флигель; г) сейф, блюминг, аут, пуловер, джаз; д) ария, солдат, тенор, адажио.

16.7. Проанализируйте степень освоенности заимствований на разных уровнях языковой системы, сравните их с аналогами в языке-источнике (укажите отличия): митинг, имидж, бутсы, тайм, фрахт, штаб, пфенниг, фрейлейн.

16.8. Проанализируйте и сравните словарные статьи, посвященные слову дом, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» и в словаре синонимов.

16.9. (на основе К 6 с. 87) Выберите пары слов, имевших когда-то общий корень, но деэтимологизировавшихся: завтрак, колея, дуть, нож, перст, гром, подушка, колесо, заноза, зеркало, басня, горло, баян, созерцать, делить, ожерелье, упругий, перчатка, доля, утро, грянуть, пружина.

16.10. (на основе Н 4.179, 4.180) Объясните существование в детской речи таких слов: клейкопластырь, колоток, ветролет. Объясните аналогичные примеры из речи взрослых (из сборника задач И.А. Бодуэна де Куртенэ): гувернянька, прижим (режим), заштрафовать (застраховать).

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 19, 24-25), В.И. Кодухова (§§ 35-37); ЛЭС («Лексикография», «Словарь»).

 

Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»

  1. Предмет языкознания. Языкознание общее и частное. Прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.
  2. Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.
  3. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.
  4. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции.
  5. Литературный язык. Отличия литературного языка от других форм существования национального языка. Диалекты территориальные и социальные, их взаимоотношения с литературным языком. Просторечие.
  6. Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков.
  7. Предмет фонетики. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи.
  8. Артикуляторный аспект фонетики. Строение и функции речевого аппарата. Артикуляционная база языка.
  9. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные.
  10. Классификация гласных звуков. Принципы классификации гласных по МФА. Дифтонги.
  11. Классификация согласных по различным признакам.
  12. Изменение звуков в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения.
  13. Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы.
  14. Учение о фонеме Московской и Пражской фонологической школ. Фонематическая транскрипция.
  15. Линейное членение звукового потока. Понятие слога, фонетического слова, синтагмы (речевого такта) и фразы. Суперсегментные фонетические явления. Ударение и интонация.
  16. Основные стадии развития письма.
  17. Важнейшие графические системы мировой цивилизации.
  18. Графика и ее правила. Орфография и ее принципы в языках мира.
  19. Морфологическая структура слова. Типы морфем. Историческая изменчивость структуры слова.
  20. Аффиксация как грамматический способ, типы аффиксов.
  21. Грамматические способы в языках мира (кроме аффиксации).
  22. Морфологическая классификация языков мира.
  23. Генеалогическая классификация языков. Структура индоевроп. языковой семьи. Важнейшие языковые семьи.
  24. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция.
  25. Грамматическая форма, грамматич. значение и грамматич. категория как основные понятия морфологии.
  26. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.
  27. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам.
  28. Предложение как единица синтаксиса. Предикативность. Классификация предложений.
  29. Способы выражения синтаксических отношений в языках мира. Языки номинативного и эргативного строя. Виды синтаксических связей.
  30. Слово как единица и предмет лексикологии. Признаки слова. Аспекты его изучения. Структура лексикологии как науки.
  31. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.
  32. Омонимия, ее виды, источники и роль в языке. Разграничение омонимии и полисемии.
  33. Стилистическое расслоение словарного состава языка.
  34. Лексико-семантическая система языка, ее организация и особенности изменения. Фразеология.
  35. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия.
  36. Лексикография. Основные типы словарей.

 

 

Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание»

Общая теория языка: языкознание, общее и частное языкознание, прикладное языкознание, социолингвистика, психолингвистика, знак языковой, функция языка, язык и речь, синхрония и диахрония, языковая система, парадигматические и синтагматические отношения, иерархические отношения, структура языка, сравнительно-исторический метод, реконструкция (внешняя и внутренняя), языковой узус, кодифицированная норма, литературный язык, функциональные стили литературного языка, территориальный и социальный диалекты, просторечие, жаргон, койнэ, мертвый язык, искусственные языки, международные языки, интеграция и дифференциация языков (конвергенция и дивергенция), субстрат, генеалогическая классификация, семья языков, ветвь, группа, подгруппа языков.

Фонетика и система письма: акустическая фонетика, тембр, высота звука, сила звука, форманта, артикуляторная база, кинема, активные и пассивные органы речи, гласный, согласный, вокализм, консонантизм, назализация, палатализация, лабиализация, интердентальный, билабиальный, увулярный, палатальный, велярный, латеральный, эксплозит, спирант, фрикативный, аффриката, сонорный, дифтонг, монофтонг, экскурсия, рекурсия, передний ряд, верхний подъем, фраза, синтагма, фонетическое слово, энклитика, проклитика, слог, суперсегментные звуковые явления, протеза, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция, фонология, фонологическая оппозиция, дифференциальный признак, фонема, аллофон, архифонема, гиперфонема, акцент, графика, графема, алфавит, силлабема, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, логограмма, фонография, транскрипция, транслитерация, орфография.

Грамматика: морфология, синтаксис, грамматический способ, грамматическая форма, словоизменительная парадигма, словоформа, грамматическое значение, деривационное значение, реляционное значение, морфема, производящая основа, аффикс, префикс, суффикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, конфикс, флексия внешняя и внутренняя, послелог, опрощение, переразложение, фузия, агглютинация, супплетивизм, редупликация, изолирующие, инкорпорирующие, аналитические, синтетические языки, грамматическая категория, части речи, артикль, междометие, словосочетание, отношения атрибутивные, предикативные, объектные, сочинение, подчинение, согласование, управление, примыкание, изафет, замыкание, предложение, предикативность, модальность, номинативный и эргативный синтаксический строй, тема и рема.

Лексикология и лексикография: слово, лексема, знаменательные и служебные слова, коннотации, типы лексических значений, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, семасиология, ономастика, антропонимика, топонимика, архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос, парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, омофон, омоформа, омограф, табу, эвфемизм, калька, полукалька, фразеологически связанное значение, идиомы, термины, лексикография.

 

Литература

а) основная литература:

  1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М: Советская энциклопедия, 1989. (2-е (репринтное) издание: Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998).
  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Немченко В. Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008. – 703 с. (Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl227.htm).
  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.

 

б) дополнительная литература:

  1. Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. История языкознания. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Атлас языков мира: Происхождение и развитие языков во всем мире. – М.: Лик Пресс, 1998.
  3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2005.
  4. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973.
  5. Березин Ф. М. История лингвистических учений. М., 1975.
  6. Березин Ф. М. История советского языкознания. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1981.
  7. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. – М.: Просвещениие, 1965.
  8. Вендина Т. И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001.
  9. Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. А. В. Блинов и др. – М.: Аспект Пресс, 2001 (в разделе «Содержание» этого издания неверно указаны номера страниц).
  10. Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1977.
  11. Звегинцев В. А. История языкознания ХIХ – ХХ вв. в очерках и извлечениях. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 1965.
  12. Зиндер Л. Р. Сборник задач по общему языкознанию. – Л., 1965.
  13. Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1977.
  14. Калашникова Е. А. Введение в языкознание: Учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2003.
  15. Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 229 с.
  16. Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
  17. Лингвистика ХХ века: система и структура языка: Хрестоматия. Ч. 1, 2 / Сост. Е. А. Красина. – М.: Изд-во РУДН, 2004.
  18. Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». – М., 1960.
  19. Норман Б. Ю. Лингвистические задачи. – М.: Флинта: Наука, 2006.
  20. Отечественная лингвистика: от А. А. Потебни до В. В. Виноградова: Хрестоматия / Сост. Е. А. Красина. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
  21. Розенталь Д. Э. Словарь‑справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Астрель: АСТ, 2001.
  22. Рождественский Ю., Блинов А. Введение в языкознание: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия (Academia), 2005. – 288 с.
  23. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. – М..: Просвещение, 1975.
  24. Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. Ф.П. Филина / Сост. Ф. М. Березин. – М.: Высшая школа, 1973.
  25. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2005.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

В качестве основного справочного ресурса в Интернете студентам рекомендуется сайты:

www.krugosvet.ru

www.gramota.ru

www.ruslang.ru

 

Литература для обязательного конспектирования

Конспект № 1 (практическое занятие № 2, тема «Сравнительно-исторический метод»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 116-128.

Конспект № 2 (практическое занятие № 4, тема «Развитие языков»). Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 490-509.

Конспект № 3 (практическое занятие № 8, тема «Фонологические школы»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 90-100.

 


[1] Индивидуальные задания (пятиминутные выступления).

[2] На практич. занятии № 4 проводится 10-минутная самостоятельная работа по темам «Происхождение языка», «Литературный язык» (см. задания 4.2., 4.7.).

[3] Первая половина практического занятия № 5 отводится на выполнение контрольной работы № 1 («Генеалогическая классификация языков мира»).

[4] Первая половина практического занятия № 9 отводится на выполнение контрольной работы № 2 («Фонетика»).

[5] На практическом занятии 14 проводится самостоятельная работа по теме «Грамматические способы» (см. задание 12.7.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных