Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Американский структурализм (Ф. Боас, Э. Сепир)




Основоположником американистики был этнограф, антрополог и лингвист Франц Боас (1858-1942). Образование он получил в Германии. В Америке он участвовал в этнографических экспедициях, где и заинтересовался изучением языков коренного населения этой страны: эскимосов и индейцев. Систему своих теоретических взглядов он изложил в работе «Руководство по языкам американских индейцев» (1911-1912). Он полагал, что изучение этих языков должно быть тесно связано с изучением образа жизни их носителей, их культуры. Поскольку лингвистические категории формируются бессознательно, можно проследить процессы, ведущие к их формированию, не прибегая к помощи дополнительных объяснений.

Он обнаружил, что метод сравнительно-исторического анализа индоевропейских языков оказался неприменимым к описанию индейских языков по двум причинам: 1) из-за специфики этих языков, совершенно непохожих на индоевропейские языки, и 2) из-за отсутствия письменности, письменных памятников, и, следовательно, невозможности сравнительно-исторической интерпретации.

Боас считал необходимой разработку объективных методов описания языка, которые выделяли бы его внешние, формальные признаки. Отсюда все внимание должно быть направлено на звучащую речь, которая и представляет собой предмет описания. Описание должно состоять из трех основных разделов: 1) фонетика, 2) категории значения, выраженные в языке, 3) грамматические процессы. Основную задачу лингвиста Боас видит в изучении и описании категорий, специфических для каждого конкретного языка.

Требования для описания фонетической системы Боаса близки идеям Соссюра. Однако в отличие от него, Боас предлагает сконцентрировать внимание на изучении речи, поскольку для него язык есть лишь артикулируемая речь.

После Боаса наиболее влиятельными американскими лингвистами были Эдуард Сепир (1884-1939) и Леонард Блумфилд (1887-1949). Они продолжали работу Боаса в 2-х разных направлениях.

Эдуард Сепир – ученик Ф. Боаса, самый видный специалист по индейским языкам после своего учителя. Сепир занимался антропологией и лингвистикой. Его работа «Язык» (1921) – это один из 6 основополагающих трактатов о языке первой половины ХХ в. По своему содержанию она сходна с работой Вандриеса. Но идеи Сепира были обращены в будущее, а не в прошлое, как у Вандриеса.

В работах Сепира рассматривается ряд вопросов, имеющих большое значение и в наше время. Прежде всего это генетическая классификация языков Северной Америки. Кроме того, Сепир предложил свою типологическую классификацию языков. При построении типологии языковых значений он предлагает опираться не на слова, а на морфемы. Следствием этой идеи является использование в американской дескриптивной лингвистике в качестве основного понятия не слова, а морфемы.

Лингвистика для Сепира – это прежде всего изучение формы, под которой он понимает систему моделирующих средств. У каждого языка есть своя «схема», поэтому не может быть универсальной системы частей речи. Однако различение имени и глагола остается фундаментальным, поскольку оно необходимо для выражения противопоставления субъекта и предиката.

Независимо от Бодуэна и Соссюра Сепир пришел к пониманию фонемы как элемента структуры, не тождественного отдельно взятому звуку.

Как и Боас, Сепир разделял взгляды Гумбольдта на соотношение языка и мышления. Сепир является одним из основателей гипотезы лингвистической относительности. Люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, поскольку каждый язык сделан по особой модели и по-своему членит окружающую действительность. При этом он считает, что нет прямого соответствия между строем языка и культурой народа, с культурой связан только словарный состав языка.

Говоря о функциях языка, Сепир отмечал, что коммуникативной функции придают слишком много значения. Главной он считал символическую функцию: язык в своей основе есть «система фонетических символов для выражения поддающихся передаче мыслей и чувств». Помимо символической Сепир называет также экспрессивную функцию, функцию социальной солидарности, функцию установления контакта, функцию хранения и накопления культуры и функцию воздействия.

Учениками Сепира являются Кеннет Ли Пайк (р.1912), Моррис Сводеш (1909-1967) и Бенджамин Ли Уорф (1897-1941).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных