Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Языкознание эпохи Возрождения.




В эпоху Возрождения происходит пересмотр античного и средневекового наследия. Идет работа над латинскими текстами. Французские гуманисты способствовали возрождению филологии. ЮЛИЙ СКАЛИГЕР - закон о трех единствах. Его сын - ИОСИФ СКАЛИГЕР - "Об основах языка латинского". Роберт Стефанус – «Сокровищница языка латинского», его сын Генрих Стефанус – «Сокровищница языка греческого».

Во времена движения Реформации возникла потребность в переводе Библии на языки разных национальностей. Повышается интерес к семитским языкам (древнееврейскому, арабскому, арамейскому). Возникает семитская филология.

Появляются новые литературные языки. Данте Алигьери (1265-1321) – трактат «О народной речи». Разбирает вопрос о литературном и народном языках. Он защищает народный язык, противопоставляет его латыни. Разделяет природный и искусственный языки.

Развивается книгопечатание. Появляется стремление к изменению так называемых "неправильных языков". Попытки достичь принципа «единства речи и письма». Просветитель Франциск Скорина (ок. 1490–ок. 1541) - перевод Библии на белорусский язык. 13-14 вв. - процесс формирования национальных литературных языков. Необходимость в их описании. 15-16 вв. - грамматики венгерского, немецкого, голландского, французского, английского и некоторых славянских языков. 1574 г. - Иван Федоров издал в Львове «Букварь». 1619 г. Мелетий Смотрицкий (1577-1633) «Грамматики словенския правилное синтагма». Эпоха великих географических открытий - грамматики японского и персидского языков, индейских языков (кéчуа, гуаранú, ацтекского). 16 век - попытка сделать обзор всех существующих в мире языков. Конрад Гесснер (1516-1565) - «Митридат» (Цюрих, 1555), Иероним Мегизер (1553-1618) - «Образчики сорока языков» (Франкфурт, 1592).

Знакомство с многочисленными языками и культурами, развитие философии рационализма привели к зарождению представления о всемирном универсальном языке и к поискам универсального во всех языках. В эпоху Возрождения продолжается развитие идей классической лингвистики. Возникают описания "неправильных" языков. Происходит накопления языкового материала в связи с географическими открытиями.

7.2. Структурализм: глоссематика

Глоссематика относится к направлению датского структурализма. В 1931 году в столице Дании был основан так называемый Копенгагенский кружок. Его основатели Л.Ельмслев, Х.Ульдаль, В.Брёндаль написали такие труды как "Пролегомены к теории языка", "Структурная лингвистика", "Основы глоссематики", а также выпускали журнал "Актолингвистика".

Термин глоссематика был введен в 1936 году. Он был основан на идее того, что существуют глоссо-языки. Это направление отличается от традиционной лингвистики тем, что лингвистика обычно выходит за пределы языка, а глоссематика - это имманентная наука, изучающая язык в себе и для себя. Глоссематика - некая алгебра языка. Ее особенность заключается в ее дедуктивном характере. Индукция выделяет общие понятия и категории, характерные для отдельного языка, движение не к общему, а к случайному. Дедукция действует наоборот. Глоссематика позволяет получить знания о системе и выявить основы языковых процессов. Знания, добытые дедуктивным методом, позволяют строить текст даже на несуществующем языке. Цель глоссематики - выявить конструктивные элементы языка, свойственные для человеческой речи вообще. Теоретики глоссематики пытались создать универсальную лингвистическую теорию.

Одним из главных принципов глоссематики является эмпирический принцип. Научное описание должно быть: 1) непротиворечивым, 2) полным, 3) простым. Хоть принцип и эмпирический, он предполагает независимость теории от опыта. Главное в теории - ее непротиворечивый характер.

Дедуктивная теория строится в виде исчислений. Появляется теория падежа: все значения падежей - комбинации трех абстрактных признаков: направление, контакт, субъективность. Каждый признак обладает шестью различными значениями. Вывод: всего может быть 216 падежей.

Имманентность - лингвистическая теория должна использовать только формальные определения, которые не отражают внутренней природы языковых объектов, они лишь связывают их с этими объектами. В "Пролегоменах" - около 100 таких понятий, из них 4-5 исходных понятий.

Ельмслев не делит языковые исследования на синхронические и диахронические. Языковая структура - вневременная сущность. Должны исследоваться не изменения в языке, а то постоянное, что лежит в основе этих изменений - языковая система. Понятий панхронии. Ельмслев рассматривает понятие языка Соссюра. Три интерпретации: 1) язык - чистая форма без социальной и материальной стороны; 2) язык - материальная форма; 3) язык - социально принятая совокупность навыков. У Ельмслева - чистая форма - схема; материальная форма - языковая норма; узус. Остается только с одним понятием языка как схемы. Ельмслев обращается к анализу текста. Анализ в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Вводит понятия формы и субстанции. Главное в языке - форма (основной объект анализа глоссематики). Форма постоянна по отношению к субстанции. Субстанция не поддается анализу, это хаотический языковой материал, не имеет научного существования, она зависима, переменна, аморфна. Звуковая субстанция для всех я зыков одна, но каждый язык накладывает на нее свою форму. В плане содержания может быть одна субстанция, но форма у каждого языка своя. Изучение формы содержания - плерематика, единицы - плеремы (значения). Форма выражения изучается кенематикой, кенемы (фонемы). Их исследования являются ограниченными. Ельмслев утверждает полную автономность формы от субстанции. Язык дематериализуется и состоит из пучков отношений - коммутаций: изменения в плане выражения вызывают изменения и в плане содержания. Если изменений нет, то такие отношения называются субституцией. При коммутации элементы плана содержания и выражения самостоятельны и называются инвариантами. При субституции - варианты одного инварианта.

При анализе текста применяется его сегментация; план выражения и план содержания сегментируются по отдельности для того, чтобы выделить конечные единицы, чтобы в дальнейшем установить зависимость этих единиц по отношению друг к другу. Зависимость - это функция одного элемента по отношению к другому. Три зависимости: 1) интердепенденция - двухсторонняя зависимость; 2) детерминация - односторонняя зависимость; 3) констелляция - свободная связь.

Ельмслев указывает на знаковый характер языка. Двусторонние знаки обладают и планом выражения и планом содержания; односторонние только чем-то одним (фигуры - из них можно построить бесчисленное количество знаков - около 80 в каждом плане). Язык - знаковая система по своей цели, а по внутренней структуре - это система фигур, которые используются для построения знаков.

Ельмслев вводит понятие знаковой функции, она имеет место между планом выражения и планом содержания. Состоит из выражения и содержания, которые называются функтивы. Знаковая функция не может существовать без функтивов.

Заслуги: перенесли фонологические методы (использование оппозиций) и на описание плана содержания.

Данную теорию многие критикуют: сложно применить к конкретному языку. Простое и всеобъемлющее описание языковой системы: все сводится к двум группам фигур (в плане выражения и в плане содержания), трем видам зависимостей, двум типам отношений (двусторонний и односторонний знак). Плюс - попытка разработать точный метод анализа языкового материала, основывающийся на математической логике. Осуществляется формализация языка. Развитие математической лингвистики.

8.1. Развитие философии языка: английский эмпиризм, французский рационализм, научно-философская концепция Лейбница.

Языкознание 17-18 веков. Происходит осознание необходимости развития национального языка как средства формирования и укрепление национального государства. Возникает потребность в средстве межнационального общения. Возникает идея философского языка - рационального средства мышления и научного общения, более совершенного, чем все известные, реальные языки.

Английский эмпиризм. Френсис Бэкон (1561-1626), «О достоинствах и усовершенствовании наук», «Новый Органон»; принцип эмпирического метода познания, опытный путь. В грамматике - 2 части: буквенная грамматика (эмпирическая) и философская грамматика (изучает отношения между словами, предметами и мыслями); слова - это произвольные знаки предмета, соотносящиеся с мыслями и понятиями; идея создания сравнительной грамматики всех языков, ее цель - выработать общий и единый для всех людей язык, лишенный недостатков; Джон Локк (1632-1704), «Опыт о человеческом разуме»; он исследует значения слов; нет врожденных идей, принципов (Бог), все человеческое знание выходит из ощущения (внешнего опыта) и рефлексии (внутреннего опыта); мысль нельзя передать через ощущения, ее надо облечь в знак; слово - чувственновоспринимаемый знак мысли; значение - способность замещать понятия, представления, предметы.

Французский рационализм. Рене Декарт (1596-1650). Предложил создать рациональный искусственный язык и расположить слова как числа. Пытался создать алгоритм с исходной суммой понятий и отношений. Картезианская философия («картезианский» - от лат. написания фамилии Декарта – Cartesius).

Научно-философская концепция Лейбница. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), диссертация «Об искусстве комбинаторики»; правила комбинаторики; проект формализованного языка для устной и письменной форм – цифры вместо букв и звуков; толчок развитию символической логики, полезно в математической логике и кибернетике, важно для современной теории информационных систем; реальная исчислимость всех мыслительных моделей – влияние на становление современной компьютерной теории.

8.2. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: дихотомии языка и речи

Концепция Фердинанда Де Соссюра (1857 - 1923). Швейцарский ученый, положил начало структурализму. Родился в Женеве, в семье ученых. 1875 год - Женевский университет. 1876 год - Лейципгский университет. 1879 год - "Трактат о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках". 1878-1879 - Берлинский университет. 1880 - докторская диссертация на тему "Родительный абсолютный в санскрите". Читает лекции в Париже. Ученики: Мелье, Граммон. 1891 год - возвращение в Женеву. Профессор санскрита и сравнительной грамматики индоевропейских языков. 1896 год - заведует кафедрой общего языкознания. 1906 - 1911 - три раза прочитал курс общего языкознания (Балли и Сеже). Он издали его лекции "Курс общей лингвистики". 1933 год - русский перевод. Создал общую теорию языка. Основной метод построения лингвистических теорий - метод антиномий. Дихотомии.

1. Дихотомия языка и речи

2. Дихотомия синхронии и диахронии

3. Дихотомия внешней и внутренней лингвистики

Дихотомия языка и речи. Противопоставление языка, речи, речевой деятельности. Речевая деятельность относится как к индивидуальным, так и к социальным сферам жизни человека. Две стороны речевой деятельности: внешняя (звуковая) и внутренняя (психическая). Язык и речь - две части речевой деятельности. Язык и речь тесно взаимосвязаны, они взаимно предполагают друг друга. Речь исторически предшествует языку. Различия языка и речи:

1. Язык социален, речь индивидуальна. Язык внешний по отношению к индивиду. Индивид не может создавать его. Он получает его уже в готовом виде и усваивает его с рождения, находясь в социуме. Психологическая природа языка: язык - совокупность ассоциаций, находящихся в мозгу и скрепленных коллективным согласием. Речь индивидуальна - это индивидуальный акт воли и понимания. В речи нет ничего коллективного.

2. Язык - потенция, речь - реализация потенции. В сознании индивида язык потенциально существует в виде словаря и грамматической системы. В речи происходит реализация потенциальных лексико-грамматических возможностей.

3. Язык устойчив и долговечен, речь мгновенна и спонтанна.

4. Язык - нечто существенное, речь - побочна. Существенное в языке - нормы, закрепленные языковой практикой. Побочное - колебания и индивидуальные отклонения в речи. Лингвистика речи имеет второстепенное значение.

Последователи Ф. де Соссюра:

- Женевская школа (Балли, Сеже)

- Мейе, Вандриес (Социологическое направление)

- Структурализм






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных