Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительно-историческое языкознание




Зарождение сравнительно-исторического языкознания. Считалось, что праязык - это древнееврейский язык. В 17 и 18 веках открывались новые языки. А еще в 16 веке европейцы получили первые сведения о санскрите. В 17 веке появились сведения о языках индейцев, Китая и Африки. С зарождением сравнительно-исторического языкознания связана идея романтизма. Для романтиков была интересна тема поисков праязыка и пра-народа (Германия). Широко стала обсуждаться тема национального духа. Язык универсален, но национален. 18 век - знакомство с санскритом привело к активным сопоставительным исследованиям. У.ДЖОУНЗ, 1786 год. Он указывает на сходство не только корней, но и грамматических форм в санскрите, латинском, греческом, древнеперсидском и кельтских языках. Родство налицо - они восходят к одному источнику. Но Джоунз не сформулировал метод сопоставления. Ф.ШЛЕГЕЛЬ. 1808 год. Книга "О языке и мудрости индусов". В ней показано родство санскрита и латинского, греческого и германских языков в лексике и грамматическом строе. Это был первое упоминание сравнительной грамматики и первое сравнение индо-европейских и германских языков. Все это привело к появлению нового метода лингвистических исследований - сравнительно-историческому.

Основные представители сравнительно-исторического языкознания: Франц Бопп, Якоб Гримм, Расмус Раск, А.Х. Востоков.

Ф.БОПП (Майнц). Знал санскрит, арабский, древнееврейский. В 30 лет был профессором, позже - академиком Берлинского университета. Выделял две главные задачи: 1) доказать родство индо-европейских языков; 2) раскрыть тайну возникновения флексии. Основная работа "Сравнительная грамматика санскрита...." (1833 - 1852 года). Он сравнивал корни и флексии языков, но не исследовал синтаксис. Выделяет в зависимости от особенности корня три класса языков: 1) языки без корней (Китай); 2) языки с односложными корнями, способные к соединению (индо-европейские языки); 3) языки с двусложными корнями, состоящими из трех слогов. Корень несет лексическое значение (семитские языки, арабский). Это было названо теорией классов корней Боппа. Также он выдвигал теорию разложения глагольной формы. Он выделял три элемента: субъект (личное окончание), связка, предикат (корень). На базе этих двух теорий он создал теорию агглютинаций: глагольные формы - реальные носители значения в словах. местоименные корни являются источником образования флексии, то есть личными окончаниями глагола. Заслуга Боппа состоит в том, что он отобрал и систематизировал генетически общие элементы в грамматических структурах индо-европейских языков и пришел к выводу, что флексии не заимствуются.

Р.РАСК. Изучал индо-европейские языки (Дания), путешествовал (Россия, Индия, Персия). Профессор Копенгагенского университета, владел 25 языками. Написал много грамматик. Занимался исследованием исландского языка. 1818 год - труд "Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка. Сравнение исландского языка с индоевропейскими языками". Он проводил различные исследования в области лексики и грамматики. Факт: грамматические соответствия более надежны, т.к. флексия не заимствуется. Первый признак родства языков - это сходство грамматических форм. Он обнаружил наличие закономерных звуковых соответствий. Описал первое и второе передвижения германских согласных, но не восстанавливал праформу.

Я.ГРИММ. Профессор Берлинского университета. Написал первую в науке историческую грамматику немецкого языка. Он уделял внимание как литературному языку, так и диалектам. Язык постоянно совершенствуется и изменяется. Два этапа развития индо-европейских языков: возникновение флексии и распад флексии. Три периода развития любого языка: 1) нет письменных памятников, создание и становление корней и слов; 2) расцвет флексии (санскрит и древнегреческий), развитие стихосложения; 3) отказ от флексии: аналитизм в языке, стремление людей к ясности выражения мысли. Заслуга Гримма состоит в том, что он вывел первое передвижение согласных в германских языках, выделил германские языки из других индо-европейских языков, выделил второе передвижение согласных в верхненемецких диалектах и обособил немецкий от других германских языков.

А.Х.ВОСТОКОВ. Исследовал славянский языковой материал. Труды: "Русская грамматика", "Словарь церковно-славянского языка". Занимался лексическими соответствиями. Делил лексику на два класса - первоклассную (не заимствуется, самые древние слова) и второклассную (названия орудий, ремесел - то, что заимствуется). Необходимо исследовать первоклассные слова, чтобы выявить родство языков. разграничил древнерусский, старославянский и русский языки.

В 19 веке сформировался сравнительно-исторический метод в изучении языка. Черты:

- установление родства флексии

- выявление общности наиболее древних слоев лексики

- выявление звуковых соответствий

Заслуга компаративистики в создании генеалогической классификации языков мира.

10.2. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: синхронии и диахронии, внешней и внутренней лингвистики.

Концепция Фердинанда Де Соссюра (1857 - 1923). Швейцарский ученый, положил начало структурализму. Родился в Женеве, в семье ученых. 1875 год - Женевский университет. 1876 год - Лейципгскй университет. 1879 год - "Трактат о первончалаьной системе гласных в индоевропейских языках". 1878-1879 - Берлинский университет. 1880 - докторская диссертация на тему "Родительный абсолютный в санскрите". Читает лекции в Париже. Ученики: Мелье, Граммон. 1891 год - возвращение в Женеву. Профессор санскрита и сравнительной грамматики индоевропейских языков. 1896 год - заведует кафедрой общего языкознания. 1906 - 1911 - три раза прочитал курс общего языкознания (Балли и Сеже). Он издали его лекции "Курс общей лингвистики". 1933 год - русский перевод. Создал общую теорию языка. Основной метод построения лингвистических теорий - метод антиномий. Дихотомии.

1. Дихотомия языка и речи

2. Дихотомия синхронии и диахронии

3. Дихотомия внешней и внутренней лингвистики

Дихотомия синхронии и диахронии. Синхрония - состояние языка в данные момент. Диахрония - исторический аспект языка. Синхроническая лингвистика изучает язык как систему, а диахроническая - речь, которая не образует систему.

Дихотомия внешней и внутренней лингвистики. Внутренние и внешние факторы, влияющие на язык. Внешние факторы, например, связь истории языка с историей общества (обычаи, завоевания, колонизация, торговля, миграция, язык, политика, состояние культуры), не влияют на внутреннее строение языка. Язык - система, починяющая своему собственному порядку. Язык - предмет изучения внутренней лингвистики. Внутренние - все то, что изменяет саму систему. Лингвиста интересует только внутренняя лингвистика.

Последователи Ф. де Соссюра:

- Женевская школа (Балли, Сеже)

- Мейе, Вандриес (Социологическое направление)

- Структурализм






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных