Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные теории происхождения языка.




Вопрос о происхождении языка интересовал человечество с самых давних времен. Эта проблема затрагивает вопрос происхождения не каких-либо конкретных языков (живых или мертвых), а человеческого языка вообще. Естественно, установить, на каком языке говорили первобытные люди, невозможно, поскольку, от такого «первобытного» языка никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может. Следовательно, «первобытный язык» - это область общих предположений и гипотез. Зато возможно выяснить, при каких условиях и по каким причинам возникла человеческая речь. И в этом вопросе на помощь лингвистике приходят смежные науки – антропология, археология, физиология, история, этнография и др.

Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на этот вопрос. В I главе книги Бытия сказано, что Бог творил словом и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек дал им имена. Итак, внечеловечекое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар», но уже в раннем средневековье считалось, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов (Григорий Нисский, IV в. н. э.).

Биологические и социальные теории. В истории языкознания накопилось множество различных теорий происхождения языка – от более или менее вероятных до совершенно неприемлемых. И хотя ни одна из них не может быть доказана ни научно, ни исторически, они традиционно называются «теориями». Поскольку среди условий, в которых возникал язык, были факторы, как связанные с эволюцией человеческого организма, так и связанные с зарождением человеческого общества, то большую часть теорий можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические и 2) теории социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. Рассматривая возникновение языка как результат длительного развития природы, они отвергают тем самым божественное происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная.

I. Звукоподражательная теория, идущая от стоиков, основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражаниями (собственно звукоподражательная теория) и 2) в слове звучание символично (теория звукового символизма).

Суть звукоподражательной теории состоит в том, что человек, слыша звуки природы (крики животных, вой ветра, журчание ручья и т.д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, мяу-мяу, апчхи, ха-ха-ха и т.п. и производных от них типа куковать, мяукать, хаханьки и т.п. Однако таких слов очень немного, в разных языках они различны, и, кроме того, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое? Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Кроме того, звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, которым первобытный человек с неразвитой гортанью владеть ещё не мог.

Теория звукового символизма связывает природный характер слов с отдельными звуками, входящими в их состав и выражающими те или иные характерные свойства предметов или явлений. Согласно этой теории, язык возник как выражение впечатления о называемом предмете. Сторонником этой теории был знаменитый немецкий ученый Г. Лейбниц. Он полагал, что образование слов – результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. Так, он считал, что лат. mel (мед) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что нем. leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) – на быстроту. Ряд примеров можно продолжить: сахар (шуршание сыпучего продукта), мямлить, масло (мягкость). Принцип звукового символизма широко используется в детских стихотворениях (Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет), в поэзии (С лодки скользнуло весло (Бальмонт)).

II. Междометная (или рефлексная) теория идет от эпикурейцев, противников стоиков. Суть ее заключается в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Согласно этой теории первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции (радость, страх и т.д). В ходе дальнейшего развития вопли и выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. А далее от них произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживали Г. Штейнталь, Я. Гримм, А.А. Потебня. Некоторые сторонники рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и независимо от непроизвольных эмоциональных выкриков.«Не труд, не потребность в общении, а радость и боль, прекрасные и неразлучные божественные искры, воспламеняют язык» (Гейман Штейнталь). В истории языка Г.Штейнталь выделял несколько периодов:

1) древнейший, когда нет слов-названий, а есть лишь междометия;

2) сопровождается расцветом внутренней языковой формы и образованием мотивированных слов (снегирь, подсолнечник);

3) исторический, когда звук и значение соединяются без посредника, так как внутренняя форма исчезает из сознания.

Нельзя, конечно, отрицать участие эмоций в развитии языка. Но согласиться с этой теорией сложно. Ведь, хотя междометия и входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как, например, в русском языке: ах, ох и ахать, охать и т.п., но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. И главное: данная теория видит главную причину возникновения языка в индивидуальных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Следовательно, не индивидуальное движение души, а потребности общения, связанные с коллективным трудом и социальным бытием формировавшегося человека, вызвали к жизни язык.

Общим для звукоподражательной и междометной теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который на первоначальном этапе выражал более рациональные понятия.

Так, Вильгельм Вундт считал, что первоначально существовало два языка – язык жестов (движение рук и лица) и язык звуков (движение языка и губ). При помощи звуков выражали чувства, при помощи жестов – представления о предметах.По мнению В.Вундта, все психические процессы связаны с физическими движениями – выразителями первых. Так, волнение вызывает учащённое сердцебиение, расширение зрачков, дрожь в конечностях и т.д. Подлинным первобытным языком был язык жестов, который, как считал Вильгельм Вундт, является более естественным, чем звуковой язык. Жесты бывают: указательные и подражательные. В жестовом языке возможны свои диалекты, свой синтаксис, своя полисемия и т.д. Жесты повлияли на первые формы письма: пиктографию, например. Так, в одном из африканских языков символ =, означающий 'дитя, ребёнок' возник как отражение жеста «палец, приложенный к губам». У данной теории есть свои основания. Французский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию о том, что мышление ребёнка в своём развитии проходит несколько фаз, важнейшей из которых является фаза семиотического мышления. т.е. мышления при помощи знаков. Пиаже пишет, что в младенческом возрасте, когда у ребёнка ещё нет ни мышления, ни представления, ни языка, ему уже доступно движение. А у движения есть своя логика: ребёнок приходит к выводу, что все предметы, лежащие на чём-то, нужно тянуть, имеющие какую-либо щель - нужно открыть и т.д. В конце концов ребёнку удаётся абстрагировать способ действия с предметом от самого предмета при помощи имитации. В ходе эволюции человека звуковой язык все более совершенствуется, а язык жестов начинает играть все более вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чем звуки: их не видно ночью и в сумерках, из-за дерева; их нельзя делать, когда рука занята работой. Постепенно слово «убило» жест.

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление социальными потребностями, возникшими в труде и в результате развития человеческого общества, и отрицают влияние биологического фактора.

С середины XVIII в. появилась теория «социального договора», согласно которой язык возник благодаря общественному соглашению, или социальному договору, между членами общества. Следовательно, язык рассматривался как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. эта теория была поддержана Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом, Ж.-Ж. Руссо. Правда, у Руссо несколько своеобразное толкование, связанное с его теорией двух периодов в жизни человечества: природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык «происходил» от чувств, страстей (тут явно прослеживается связь с междометной теорией). «Первые языки» были богаты синонимами, необходимыми для выражения «богатств души» природного человека. С возникновением собственности и государства возникла и «социальная договоренность», слова стали употребляться в более общем смысле. Язык из богатого и эмоционального стал сухим, рассудочным и методическим. Историческое развитие языка рассматривается им как падение, регресс. Отсюда и призыв Руссо «назад к природе», «к природному первобытному языку».

Да, действительно, в позднейшие эпохи можно было договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 году. Но как договориться в ту эпоху, когда языка ещё не было?

В конце 70-х гг. XIX в. была выдвинута теория «трудовых выкриков» (Л. Нуаре, К. Бюхер), согласно которой язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Вначале непроизвольные, эти выкрики, облегчающие и организующие трудовую деятельность при совместной работе, постепенно превратились в символы трудовых процессов, первоначальный же язык был набором глагольных корней.

4. Троякий аспект звуков речи: акустический, биолого-физиологический, лингвистический. (не весь)

Звук речи обладает особенностью, которая отличает его от других звуков - он способен выражать определённое содержание, быть тесно связанным со смыслом слова и всего высказывания. Именно поэтому в звуке речи традиционно выделяют 3 аспекта:

1 1) физический или акустический – звук как результат колебательных движений какого-либо тела в определённой среде;

2 2) биологический – звук как обусловленный физиологическими особенностями строения человеческого организма результат восприятия или воспроизведения его человеком;

3) лингвистический – звук как различительный элемент единиц языка – слов и морфем.

I. Рассмотрим подробнее первый аспект:

Итак, с точки зрения акустики звук есть результат колебательных движений тела в какой-либо среде, получаемый под воздействием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида (твёрдое – хлопок в ладоши; жидкое – плеск воды; газообразное – хлопок выстрела), а среда должна быть проводником звука до органа восприятия. Акустика различает в звуке следующие характеристики:

1. Высота: чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук, чем меньше – тем ниже звук.

Человеческое ухо может различать высоту звуков в пределах от 16000 до 20000 Гц. Ниже указанных пределов – инфразвуки, выше – ультразвуки, они воспринимаются животными, но не человеком.

2. Сила: она зависит от амплитуды колебаний, т.е. от расстояния от высшей точки подъёма до низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В акустике силу звука измеряют в децибелах (дБ).

3. Длительность или долгота – продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени. Для естественного языка важна соотносительная длительность звуков: так в русском языке ударные гласные длиннее безударных, во французском языке под ударением бывают как долгие, так и краткие гласные (chèvre, cognac).

4. Тембр – индивидуальное качество акустических признаков звука. Говорят: у него красивый, приятный, бархатный тембр

Важную роль играет резонанс – явление, возникающее в замкнутой воздушной среде – резонаторе. Благодаря наличию резонатора основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него обертонами, т.е. более высокими тонами.

Но звуки речи представляют собой не простые колебания одной определённой частоты, а сложные колебания – сумму колебаний разных частот неодинаковой силы.

Большую роль в речи играет различие между тонами – звуками, представляющими собой периодические, равномерно повторяющиеся колебания, хотя бы и сложные, и шумами – смесью колебаний самых различных частот, лишённых периодичности. Различие между тонами и шумами отражается в спектральной картине звука, которая получается в процессе разложения акустических колебаний на составляющие их частоты с помощью специальной электроакустической аппаратуры. При шумах наблюдается так называемый сплошной спектр, т.е. звуковая энергия распределена на широкую полосу частот, и усиления отдельных областей в ней выражены слабо или вовсе отсутствуют. При тональных звуках различного качества в спектре выделяется несколько полос частот, разделённых областями, где составляющие практически отсутствуют. Таким образом, звуковая энергия сосредоточена в нескольких ограниченных областях спектра. А такие усиленные полосы частот называются формантами.

Звуки языка можно классифицировать двояко: 1) с точки зрения акустики; 2) с точки зрения артикуляции.

С точки зрения акустики выделяют гласные, согласные и сонанты. При этом критерием для выделения гласных является чёткая формантная структура, которой типичные согласные лишены. Кроме того, типичные согласные имеют более низкий общий уровень звуковой энергии.

Сонанты же представляют собой промежуточные образования: они сочетают формантную структуру с низким уровнем звуковой энергии.

II. Биологический или перцептивный аспект

Речевой аппарат есть совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – лёгкие и диафрагма.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звука.

Источником для образования большинства звуков, т.е. движущей силой является струя воздуха, выталкиваемая из лёгких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта или носа наружу.

Поступая в гортань, воздух проходит через межхрящевую и межголосовую щели, в совокупности образующими голосовую щель, образуемую мускулистой эластичной плёнкой, натянутой между щитовидным и перстневидным хрящами.

Здесь возможны следующие варианты:

1) межголосовая и межхрящевая щели открыты – происходит свободное дыхание без речи;

2) обе щели слегка раздвинуты – придыхание;

3) обе щели сомкнуты, для выхода в резонатор струе воздуха надо прорвать преграду, происходит гортанный взрыв;

4) межголосовая щель закрыта, а межхрящевая открыта – шёпот;

5) межхрящевая закрыта, а межголосовая приоткрыта, и напряжён верх связок – фальцет;

6) межхрящевая закрыта, а голосовая приоткрыта, и связки напряжены – голос.

Образование голоса происходит благодаря тому, что давление воздуха под сближенными связками превышает надсвязочное. Под воздействием выходящей из лёгких воздушной струи происходят колебания напряжённых голосовых связок в горизонтальной плоскости. Частота колебаний голосовых связок, а значит, и высота голоса, определяется натяжением их мускулатуры и величиной давления воздуха под связками.

Источником образования всего богатства звуков служит так называемая надставная труба – резонатор, где образуются тоны, обертоны и шумы. Надставная труба начинается полостью глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника, далее подразделяется на 2 полости – ротовую и носовую, разделяет которые нёбо: передняя его часть твёрдая, а задняя – мягкая (нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком. Если мягкое нёбо поднято – чистый звук, если опущено – носовой. Маленький язычок может вибрировать и образуется грассирующий звук. Полость носа – неизменяемый по объёму и форме резонатор, придающий звучанию носовой тембр. Ротовая полость – напротив, очень подвижный и изменчивый резонатор благодаря наличию таких подвижных органов, как губы, язык, маленький язычок, надгортанник.

Наиболее подвижна нижняя губа: она может смыкаться с верхней (п, б), образовывать губное сужение (w), образовывать трубочку с верхней (у) и т.д.

В языке выделяют переднюю, среднюю и заднюю часть и кончик языка. Наиболее подвижен кончик языка. Наименее – средняя часть.

Надгортанник может смыкаться с задней стенкой глотки и служить образованию гортанных звуков в арабских языках.

III. Лингвистический аспект.

Звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте, звуки получают название фонем, которые в каждом языке образуют свою систему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных