Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лексические аффиксы




Позиционные категории аффиксов

Аффиксы делятся на несколько категорий в зависимости от их позиции относительно корня слова. Самыми распространёнными терминами для обозначения аффиксов являются суффикс и префикс. Реже встречаются термины инфикс и циркумфикс, т.к. инфиксы практически отсутствуют в европейских языках, а циркумфиксы встречаются только в некоторых германских.

Иногда префикс и суффикс объединяют под одним термином адфикс.

Лексические аффиксы

Лексические аффиксы (или семантические аффиксы) являются связанными элементами, которые по форме являются аффиксами, а функционируют как инкорпорированные существительные внутри глагольных форм, и как элементы сложных существительных. Но несмотря на схожесть, лексические аффиксы никогда встречаются в качестве отдельных существительных.

Лексические аффиксы довольно редки. Так, лексические суффиксы присутствуют в вакашских, салишских, и чимакуанских языках — территориальная особенность языков северо-западного побережья Северной Америки.

Лексические суффиксы по сравнению с существительными обладают более обобщённым или общеродовым значением. Например, один из этих языков может иметь лексический суффикс, обозначающий воду вообще, но в это же время не имеет именного эквивалента со обобщённым значением вода, вместо чего оперирует существительными с более узкими значениями (солёная вода, чистая вода). Другими словами, лексические суффиксы в разной степени грамматикализировались.

Некоторые лингвисты утверждают, что подобные лексические суффиксы придают глаголам черты наречия или прилагательного. Другие же считают, что они могут быть синтаксическими глагольными аргументами, как и отдельные существительные. Таким образом, они приравнивают лексические суффиксы к инкорпорированным существительным.

 

 

Вале́нтность в синтаксисе — способность слов сочетаться с другими элементами. Термин заимствован из химии (ср. валентность (химия)). Валентность слова определяется его лексическим значением, частью речи, к которой оно относится, а также грамматической формой.

У глагола значением валентности является количество типов актантов, которые он может присоединить. Например, у безличного глагола светает валентность нулевая, унепереходного глагола спать валентность 1 (на подлежащее), у глагола купить валентность 3 или 4 (кто, что, у кого; в ряде трактовок также — за сколько).

Термин «валентность» в лингвистике используется также для обозначения особенностей того или иного глагола вступать с зависимыми словами в определенную грамматическую связь. Так, например, у глагола покупать валентность на винительный падеж (покупать кого? что?), а у глагола помогать — на дательный (помогать кому? чему?).

Иной подход представлен в грамматике Теньера. Эта грамматика также оперирует функциональными единицами, однако здесь признается существование лишь одного типа связи — подчинительного.

Вербоцентризм - одна из синтаксических теорий, разрабатывалась Теньером, Холодовичем.
Смысл в том, что в предложении главный член, вершина, это сказуемое. От него все зависит, синтаксическое дерево строится от глагола.

Вершиной предложения, согласно данной концепции, выступает глагол-сказуемое, все остальные синтаксические единицы, входящие в предложение, подчиняются ему непосредственно или опосредованно.

Подчиненные синтаксические единицы делятся прежде всего на актанты и сирконстанты. Актанты — это такие функциональные единицы, присутствие которых отражает обязательные валентности глагола-сказуемого, т. е. валентности, которые должны быть заполнены в неэллиптическом предложении. Сирконстанты — это функциональные единицы, присутствие которых отражает факультативные валентности глагола-сказуемого. Например, в предложенииЗавтра я подарю тебе книгу слова я, тебе, книгу являются актантами, так как без них предложение будет неполным, эллиптическим, а слово завтра — сирконстантом, поскольку его отсутствие не превращает предложение в эллиптическое.

Граница между актантами и сирконстантами не всегда очевидна. Например, в предложениях: Петя ест кашу, Катя шьет платье - слова кашу, платье можно опустить, однако ясно, что синтаксически слова этого типа гораздо ближе несомненным актантам в предложениях типа Петя рубит дрова, Катя моет посуду, нежели сирконстантам наподобие завтра. Иногда указанное затруднение преодолевается тем, что глаголы есть, шить и другие расщепляют на два грамматических омонима каждый — на переходный глагол и непереходный глагол, тогда /94//95/ оказывается, что опустить слова кашу, платье и другие невозможно.

Между актантами устанавливается иерархия: выделяются I актант, II актант, III актант и т. д. В предложении Завтра я подарю тебе книгу I актант —я, II актант — книгу, III актант — тебе. Это различие между актантами определяется их «степенью необходимости»: по определению, присутствие всех актантов обязательно, однако легко видеть, что опущение разных актантов в различной степени сказывается на полноте синтаксической структуры, например: Я подарю книгу — в меньшей степени «ущербное» предложение, чем Я подарю тебе. Соответственно книгу — это II актант, а тебе — III актант.

Актанты и сирконстанты грамматики Теньера практически эквивалентны членам предложения. Через понятие актанта и сирконстанта можно определить основные члены предложения, а именно: подлежащее и дополнение — это актанты, обстоятельства — сирконстанты.

Можно, далее, попытаться уточнить понятие подлежащего, определив его как I актант или подвид I актанта. Последняя оговорка необходима, ввиду того что, например, в русской грамматической традиции слово лодку в предложении Течением унесло лодку не признается подлежащим, хотя это несомненно I актант. При снятии ограничений такого рода понятия подлежащего и I актанта можно считать эквивалентными.

 

Поверхностная структура - в теории трансформационных порождающих граматик - один из способов описания синтаксического устройства предложения.

 

Поверхностная структура, являющаяся представлением предложения на уровне поверхностного синтаксиса, противопоставляется глубинной структуре, как представлению на уровне глубинного синтаксиса. Поверхностная структура получается из глубинной структуры в результате применения особых формальных правил - трансформаций.

 

Формальный способ записи поверхностной структуры и глубинной структуры - дерево непосредственных составляющих, однако в то время как глубинная структура приближена к описанию смысла предложения, поверхностная структура лучше отражает лексический состав, синтаксические связи и линейный порядок лексем конкретного предложения в его фонетико-фонологическом или орфографическом воплощении. Поэтому иногда термином поверхностная структура называют также и само конкретное предложение, соответствующее данной структуре.

 

Глубинная структура - в генеративной лингвистике - способ представления предложения. Глубинная структура позволяет отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются друг от друга только некоторыми грамматическими значениями. Так, например, единая глубинная структура постулировалась для предложений "Бобры строят плотины" и "Плотины строятся бобрами". Глубинная структура формально изображается в виде так называемого дерева составляющих, либо в виде размеченной скобочной записи. Оба графических средства представляют синтаксическое устройство предложения.

Cемантический синтаксиc (глубинный) — раздел синтаксиса, изучающий отвлеченно-семантическое наполнение структурных элементов предложения. Cемантика здесь мыслится как качественно иная по отношению к лексической.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных