Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Грамматика членов предложения




Член предложения — это функциональная единица. Функции чл.предл. в традиционной грамматике фактически не определяются. Те определения, к-е иногда принимаются, неудовлетворительны. Так, подлежащее определяют как «то, о чем говорится в предложении».

Существуют 2 способа описания членения предложения:

1) представление собственно синтаксической структуры предложения

2) актуальное членение предложения. Оно отражает структуру предл. со следующей точки зрения: что из сообщаемого слушающему уже известно (тема), а что является новым(рема). Тема предложения и подлежащее часто совпадают, но это необязательно. «То, о чем говорится в предложении» — это скорее определение темы предложения, а не подлежащего. Т. о., указанное определение подлежащего смешивает синтаксическое и актуальное членение предложения.

Определения чл. предл. по способу оформления, т. е. обычно по их морфологии, не могут быть универсальными, т. к. морфология языков существенно разнится, и даже в пределах одного языка один и тот же чл. предл., в частности подлежащее, может иметь разные типы оформления.

Итак, единицы грамматики чл. предл. носят функциональный характер, универсальной формальной методики для их выделения и определения нет.

Что касается связей, то грамматика чл. предл. оперирует 2 типами связей: взаимоподчинительными и подчинительными.

Вз. связь, согласно этой концепции, существует м/у подлежащим и сказуемым: ни подл., ни сказ. не обладает абсолютным старшинством: они имеют один и тот же ранг в синтаксической иерархии; связь м/у ними можно было бы считать ненаправленной, т. е. лишенной элемента подчинения.

Подч. связи существуют м/у подл., сказ. и другими чл. предл., а также м/у этими последними (например, м/у дополнением и определением к нему).

Иерархичность синтакс. структуры в грамматике проявляется не только в признании подчинит. связей, но и в выделении главных чл. предл. и второстепенных членов. Внутри класса второст. членов иерархия практически не устанавливается.

Синтакс. структуру предл-я можно изобразить посредством синтаксического дерева. Дерево – это графическое представление структуры конструкции, элементами к-го являются точки, соединенные линиями (при ненаправленных связях) или стрелками (при направленных, т.е. подчинительных, связях). Точки называются узлами, они соответствуют синтакс. единицам. Линии (стрелки) именуются ветвями дерева, они отображают синтакс. связи. Вершиной дерева является такой его узел, из к-го стрелки только исходят, но входить в него могут. Вершина соответствует синтакс. единице, к-я не выступает в качестве подчиненной по отношению к какой бы то ни было другой синтакс. единице.

Для грамматики чл. предл. синтаксическая структура предложения Добросовестные студенты будут читать рекомендованную литературу по общему языкознанию:

В дереве отсутствует вершина. Двунаправленность стрелки указывает на взаимоподчинительную связь.

Грамматика Теньера

Эта грамматика также оперирует функц. единицами, но здесь признается существование лишь одного типа связи — подчинительного.

Вершиной предложения, согласно данной концепции, выступает глагол-сказуемое, все остальные синтаксические единицы, входящие в предложение, подчиняются ему непосредственно или опосредованно.

Подчиненные синтакс. единицы делятся на актанты и сирконстанты. Актанты — функц. единицы, присутствие к-х отражает обязательные валентности глагола-сказуемого, т. е. валентности, к-е должны быть заполнены в неэллиптическом предложении. Сирконстанты — функц. единицы, присутствие к-х отражает факультативные валентности глагола-сказуемого. Напр., в З автра я подарю тебе книгу слова я, тебе, книгу - актанты, т.к. без них предл. будет неполным, а слово завтра сирконстант, т.к. его отсутствие не превращает предл. в эллиптическое.

Граница м/у а. и с. не всегда видна. Напр, в Петя ест кашу, Катя шьет платье слова кашу, платье можно опустить, но ясно, что синтаксически слова этого типа гораздо ближе актантам в Петя рубит дрова, Катя моет посуду, нежели сирконстантам наподобие завтра.

М/у актантами есть иерархия: I актант, II, III и т. д. В Завтра я подарю тебе книгу I актант — я, II — книгу, III— тебе. Это различие м/у а-ми определяется их «степенью необходимости»: по определению, присутствие всех а-в обязательно, но видно, что опущение разных а-в в различной степени сказывается на полноте синтакс. структуры, напр: Я подарю книгу — в < степени «ущербное» предложение, чем Я подарю тебе. Соответственно книгу — это II а, а тебе — III а.

Предл, синтакс. структура к-го приводилась в грамматике чл.предл., в грамматике Теньера получает описание в виде другого дерева:

Иерархия синтакс. связей и соответственно а-в отражается цифровыми индексами на ветвях дерева.

А. и с. практически эквивалентны членам предложения. Подл. и доп-е = а-ты, обст-ва = с-ты. Опред-я в грамматике Теньера - особый класс функц. единиц. Их отличительная черта – в то, что они подчиняются актантам, сирконстантам или др/др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных