Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие языковой нормы, её типы.




 

14. Структура речевого акта. При рассмотрении языка, речи и речевого акта необходимо учитывать следующее: 1)Язык – достояние коллектива, предмет истории. 2) речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения разных индивидуумов. Речевой акт – это психофизический процесс, который обязательно должен быть двусторонним, он доступен изучению, поскольку его можно услышать и записать. Его изучением занимается психолингвистика, которая рассматривает речь, как один из видов человеческой деятельности. Путь от мысли к слову состоит в подготовке речевого высказывания. Луриа выделяет 4 этапа в структуре речевого акта: 1) Мотив и общий замысел высказывания. Общий замысел – это результат довербального мышления, на этом этапе происходит осмысление предмета речи при помощи не языковых знаков, а ситуативных знаков, предметов. 2) стадия внутренней речи опирается на схемы записи: определяется смысловая схема высказывания. 3) формирование глубинной синтаксической структуры, то есть пространственно-понитивной схемы (схемы соотношения понятий) и схемы временно развернутой речи. 4) развертывание внешнего речевого высказывания, включается механизм грамматического структурирования будущего высказывания, формируется структурная схема предложения. Предложение на этой фазе состоит из словоформ. Смысл высказывания передается механизмом выбора слов, синтаксическая схема высказывания заполняется словами. Речь – форма существования языка. Язык функционирует и непосредственно в речи. По форме речь может быть устной, письменной и монологичной, по стилю – речь молодежи, речь профессора, то есть речь – разное использование возможностей языка.

 

15. Основные теории происхождения языка. Согласно папуасской легенде, человек создан из сырого бамбука, и когда бамбук на жаре начал трескаться появилась речь. Согласно этим легендам речь - признак живого человека. Существует природная связь между предметом и его наименованием, предметы названы неслучайно, их имена - суть вещи. Имя может существовать независимо от предмета и даже предшествовать ему. Дальнейшее философское осмысления первобытных о происхождении языка приводит к возникновению теорий: 1)божественное откровение - базируется на библейских легендах.(язык был открыт в раю Адаму и Еве), 2)античная теория - отличительная особенность-два несовместимых аспекта: идея божественного откровения и этимологической теории.

Сторонники теории еузей связывали восприятие вещей со звучанием их имен. Сторонники теории Тесей выступают против природной теории возникновения языка. В качестве доказательств приводилось следующее: омонимия, синонимия(разные имена для одного и того же предмета). Истоки этих теорий следует искать в учении стоиков. Основная идея возникновения языка обусловлена человеческой природой. Она стала базисом теорий междометной и звукоподражательной, где источником речи выступают естественные звуки выражения чувств или звуки, которым люди стремились подражать.

Междометная теория поддерживалась стоиками (Крисип, Августин), они полагали - эмоциональные впечатления людей сопровождаются звуками выражения. Подобные чувства находили свое выражение в непроизвольных выкриках - междометиях, стали ассоциироваться с порождающими их реалиями и превратились в слова. Недостатком данной теории является то, что она переоценивает экспрессивную функцию языка.

Согласно стоикам, человек сопричастен к всеобщему разуму и мировой душе, это определило его способность общаться с себе подобными.

Между звуковой формой и предметом существует внутреннее сходство. Если предметы не звучат, то огласовка слов их обозначающих выражает впечатления, полученные человеком от этих предметов. Взгляды стоиков на способы именования предметов были положены основания 2 теорий: звукоподражательной и опомотолитической. Звукоподражательная теория была особенно популярна в 17-18 веках(Лейбниц, Вильгельм фон Гумбольд, Год Фрид, Гейман Штейталь, Александр Афасиевич Потебна). По мнению Вильгельма фон Гумбольта следует различать 3 способа: 1)имитацию в слове звуков, издаваемых предметами, 2)подражание не непосредственно звуку или предмету, а некоторому свойству, присущему обоим, 3)когда сходные значения выражаются словами близкими по звуковому составу. Согласно биологической теории, речевая деятельность обусловливается сугубо биологическими функциями организма.
Главным фактором возникновения человеческого языка, по мнению создателей являются общественные человеческие потребности.

Теория социального договора (Демокрит). Эпикур предпринял попытку перехода из нечленораздельной речи в членораздельную. Сторонниками были Гоббс, Эдье.

Создателем яфетической теории был Ник Яковлевич Марр. Легенда: у Ною было 3 сына - Сим, Хам, Яфет. После потопа они разделились по разным уголкам земли и стали родоначальниками разных этнических групп. Потомки Сима обосновались в западной Азии и Африке, поэтому языки на которых говорят эти народы называются симитские: это ифрит, арабский и другие. Соседствующие с ними хамитские языки: древнеегипетский, ушитские и бербеские.

Севернее семитохамитских территорий проживают Япетиты. В последствии они отождествляют с Индоевропейскими народами.

Словосочетание "япетические языки" Марр изобрел для обозначения родства грузинского, мегрельского, сванского, чанского языков с семиотскими языками.

По мнению Марры у формирующегося человека первоначально возник кинетический язык(мимика, жесты). Звуковая речь появляется у людей позднее, когда были созданы необходимые производственные, идеологические и социальные условия. Язык возник на достаточно высоком уровне человеческой цивилизации, одновременно с письменностью и имел первоначально религиозное предназначение. Возникший звуковой язык состоит всего из 4-х элементов: 1)Сал; 2)Бер; 3)Рош; 4)Йон.

Марр считал, что язык возник на этапе классового расслоения общества. Господствующее положение занимали жрецы, выполняя посредническую роль между своими племенами и племенными бошками. Посредничество осуществляется в виде ритуальных инсценировок, сопровождаемых выкриками - обращениями к тотему.

Число первых элементов Марр объяснял их соответствием 4-ём сторонам света.

Поиск первоэлементов языка - основная задача палеонтологического метода. Отсюда, все слова всех языков мира восходят к известным 4-ём элементам.

Различия языков мира по словарному составу, грамматическому строю и звуковому составу Марр объяснял следующими периодами их развития: 1) первичный [китайский язык]; 2) вторичный [монгольские, тюркские]; 3) третичный [япетический, кавказский, хаминские]; 4) четвертичные[семитский, индоевропейский];

Несостоятельность яфетической теории определена следующим: возникновение звуковой речи в этой теории не связана с общественной необходимостью иметь средства общения; язык жестов по Марру предшествует возникновению звукового языка; сомнительны утверждения о культовых истоках языка.

Существование 2 основных теорий антропогенеза.

1) Монопилитическая.

2) Полипилитическая.

Согласно (1) человек произошел от одного вида животных (шимпанзе).

(2) содержит мысль о многообразии генетического материала приматов. Свидетельством тому могут служить находки ископаемых предков человека. В 1948 году был найден череп обезьяны-человека, который назвали проконсул. Решающее значение для происхождения языка имел процесс прямохождения. Во-первых, стало возможным использование передних конечностей для трудовой деятельности с применением орудий труда. Это способствовало совершенствованию двигательных функций человека. В результате формируется база для речевого двигательного аппарата. Во-вторых, прямохождение вызвало необходимость для общения: вертикальное положение обернуло гоминидов лицами друг к другу.

Материальной основой становления человека и его языка является его трудовая деятельность. Основы этой теории были заложены в работе Энгельса “Диалектика природы”. Главным стимулом возникновения языка в этой концепции признается потребность в общении, которая порождает средства коммуникации. Человеческое общество возникло на стадии развития человека умелого. В человеческом обществе важным фактором выступает совместный труд, который предполагает организованную деятельность, порождающую потребность в общении.

Простые звуковые сигналы не могли удовлетворить возросшие человеческие потребности в общении. Стандартные сигналы бытового общения могли сообщить лишь о типичной ситуации, высокоорганизованный труд требовал сообщить и о воображаемой планируемой ситуации. Это вызвало потребность в развитии знаковой системы, наиболее совершенной формой, которой стал человеческий язык.

 

16. Условия и пути формирования национальных языков. Во всех более или менее развитых странах формируются национальные языки. Неравномерность развития языков в современном мире является следствием экономического и политического развития разных континентов и стран. Как образование языков народностей, образование национальных языков происходило 3 путями: 1) путем развития уже готовго материала; 2) путем концентрации диалектов; 3) путем скрещивания диалектов и языков. Например при образовании английской народности и американской нации отмечается этническое скрещивание. Общей чертой в образовании языков народностей и наций состоит в том, что национальные языки отличаются по времени их возникновения и укрепления. Между структурой языка народности и структурой языка нации принципиальных различий нет. Национальный язык, с точки зрения одной и той же языковой системы, хронологически более поздний, имеет более богатый словарный состав и более совершенный грамматический строй. Национальный язык отличается от языка народности соотношением общественного языка с его диалектами и литературно-письменной формой. Еще большее отличие национального языка от языка народности состоит в том, что национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, сближенной с общей народно-разговорной речью и поэтому получившей повсеместное распространение. Устный общий язык вырабатывается не сразу и долгое время сохраняет диалектные различия. Поэтому воплощением и действительной реальностью национального языка является его литературно-письменная норма. При этом важно учесть, что для национального языка необходимо не простое наличие письменной речи, а а её широкое распространение, многофункциональность литературного языка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных