ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Виды человеческого общения
Запомните виды человеческого общения:
Таблица 3 - Звуковой язык - общение с помощью звукового языка (вербальное общение) носит характер приобретенный, а не врожденный; преднамеренный и осознанный. - Письмо – вторая форма языка, особая разновидность языкового общения, преодолевающая пространство и время. - Искусственные системы общения, применяемые в различных областях жизни и производственной деятельности: - сигнализации (дорожная, семафорная и другие); - коды и шифры; - символические языки науки (запись химических реакций, математические и физические формулы); - языки программирования; - «ручные» языки глухонемых; - язык «искусства» (оперы, балета, живописи, скульптуры, драмы и т.д.) Обратите внимание на то, что усвоение искусственных языков основано на базе языкового общения и знания правил игры.
IV. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА 1. Запомните две основных функции языка: · коммуникативная · мыслеобразующая и восемь частных:
Таблица 4. 2. Обратите внимание на тот факт, что в конкретных высказываниях частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Например, яркая экспрессия может присутствовать и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта, и при лингвистическом определении значения слова.
V. ЯЗЫК И РЕЧЬ 1. Запомните схему, в которой графически четко и ясно показано соотношение таких сложных лингвистических понятий, как язык и речь. Обратите особое внимание на направление стрелок.
Таблица 5. 2. Выучите определения терминов:
- речь (устная и письменная; внешняя и внутренняя, т.е. про себя без произнесения вслух) - состоит из речевых актов и проявляется в речевой деятельности; - речевой акт (устный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - говорение, с другой стороны – восприятие и понимание услышанного; - речевой акт (письменный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - написание, с другой стороны – чтение и понимание написанного; - текст – результат речевого акта, речевое произнесение любой протяженности от однословной реплики до рассказа в устной речи; и от однословного предложения до поэмы, книги или многотомного собрания сочинений в письменной. 3. Суть взаимоотношений «язык - речь» состоит в следующем: текст правильно понимается адресатом, так как он построен из элементов (единиц), форма и значение которых известны и понятны адресату, как и правила построения (грамматика). В общем, соотношение «язык - речь» можно сравнить с соотношением «теория - практика», в которой одно без другого невозможно себе представить. Действительно, теория (язык) проявляются в жизни в виде практики (речь) с одной стороны, а с другой стороны, практика без теории была бы непонятна. Хотя оба явления тесно между собой переплетаются, это не одно и то же, их необходимо четко различать.
VI. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО 1. Большинство языков мира не являются абсолютно одинаковыми на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В языках обнаруживаются определенные различия: - географически единый литературный язык противостоит вариантам и местным диалектам (диалекты и групповые различия изучает диалектология); - профессионально литературный язык противостоит подъязыкам науки, включающим арго, термины, терминосистемы; - стилистически литературный язык различает следующие литературные стили: - высокий; - научный и научно-популярный; - газетно-публицистический; - официально-деловой; - разговорный; - сленг; - поэтический; - народно-поэтический. 2. Обратите внимание на различие понятий «литературный язык» и «вариант литературного языка»: - литературный язык – общенародный, образцовый, функционирующий в устной и письменной речи, строго кодифицированной орфоэпическими (правилами произношения) и орфографическими (правилами правописания) нормами. - вариант литературного языка – литературный язык, обслуживающий народ, проживающий на другой отдаленной территории, имеющий свои особенности и отличия, как правило, в лексике и фонетике. 3. С точки зрения профессионального расслоения общества, в подъязыках наук встречаются термины и профессиональные арго: - термин – слово или словосочетание, служащее для точного выражения специфического понятия в определенной области знания, производства или культуры, обеспечивающее коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности и закрепленное в терминологическом словаре. - профессиональное арго - неофициальное обозначение специфических понятий в отдельных отраслях знаний, производства или культуры, не закрепленные в словарях, но понятные профессионалам. 4. Стилистическое расслоение языка происходит при функционировании языка в различных формах и случаях общения. Каждый стиль характеризуется особыми стилистически окрашенными словами и выражениями, а так же особенностями грамматики на фоне нейтрального стиля.
VII. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ 1. Разберитесь в таблице единиц
Таблица 6 2. Постарайтесь запомнить, что единицы различных уровней находятся в 2-х видах отношений друг с другом: - парадигматических; - синтагматических. Парадигматические отношения возникают между единицами одного уровня, которые образуют между собой различного рода парадигмы. Так, например: · звуки (фоны) образуют парадигмы гласных и согласных, открытых и закрытых, высоких и низких и т.д. · лексы (слова) образуют различные лексические парадигмы: парадигмы диких животных, парадигмы домашних животных, парадигмы предметов мебели и т.д. · предложения образуют парадигмы различных коммуникативных типов, например, вопросительные предложения, которые в свою очередь делятся на общие вопросы, повествовательные предложения, просьбы и приказания и т.д. Синтагматические отношения – это такие отношения, в результате которых единицы одного уровня, объединяясь, образуют единицы более высокого уровня. Так, например, фоны/звуки, объединяясь, образуют морфы. Например, [b],[e],[l]® образуют морф [bel] и т.д. Объединяясь в свою очередь, морфы образуют лексы, например, морф [bel] + морф [aja] образуют лекс [belaja]. Объединяясь в свою очередь, лексы образуют фразы и высказывания. Проследите, что количество фонем во всех языках достаточно ограничено, примерно несколько десятков. С помощью их различных комбинаций язык создает тысячи морфем (для сотен корней, десятков префиксов, суффиксов и окончаний). Сочетаясь различным образом, морфемы составляют уже сотни тысяч слов со всеми их грамматическими формами. Комбинируясь в зависимости от содержания нашей речи, слова образуют уже миллионы и миллиарды высказываний и предложений. Итак, многоярусность языковой структуры делает язык очень экономичным и гибким орудием, обеспечивающим удовлетворение выразительных потребностей общества. Это и называется законом экономии языковых средств. VIII. ЯЗЫК – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 1. Запомните определение термина знак: Знак в собственном смысле имеет место тогда, когда что-то (В) преднамеренно ставится вместо чего-то другого (А) с целью информировать кого-то об этом А. 2. Запомните название науки о знаковых системах – семиотика (не путать с семантикой). 3. Знак – это единство формы и содержания. В языке план выражения (форма) – это звуковая сторона высказывания, воспринимаемая слухом, а в письменной речи это последовательность начертаний, воспринимаемая зрением. План содержания – это выраженная мысль или другими словами содержащаяся информация. Единицы языка и речи всех уровней, кроме фонетического, являются знаками, т.к. обладают и формой и содержанием. Единицы фонетического уровня знаками не являются, т.к. они односторонние, т.е. обладают только планом выражения (формой), не обладая планом содержания (т.е. не передают информацию). Но они являются в языке «кирпичиками», т.е. строительными элементами, из которых строятся единицы более высоких уровней. 4. Таким образом, язык – универсальная знаковая система, которая обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности. Запомните основные отличия языка как универсальной знаковой системы от других искусственных систем: - широкая способность языковых единиц к комбинированию, возможность получать новые значения, не утрачивая старые, что обеспечивает многозначность языковых знаков, в то время как искусственные знаковые системы являются узкоспециализированными и обслуживают человека в определенной области. - сложность системы языка, которая складывается столетиями и тысячелетиями определяется существованием омонимов (слова с полностью совпадающими экспонентами, например, «лук»), многозначными словами, например, «зеленый» что однако не нарушает закона экономии языковых средств, а наоборот создает запас прочности и позволяет правильно понять и принять речевое сообщение даже при наличии помех. - только в значение языковых знаков может входить эмоциональный момент, который выражается ласковыми словами, ругательствами, суффиксами эмоциональной оценки и интонационными средствами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|