Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Виды человеческого общения




 

Запомните виды человеческого общения:

 
 

 

 


Таблица 3

- Звуковой язык - общение с помощью звукового языка (вербальное общение) носит характер приобретенный, а не врожденный; преднамеренный и осознанный.

- Письмо – вторая форма языка, особая разновидность языкового общения, преодолевающая пространство и время.

- Искусственные системы общения, применяемые в различных областях жизни и производственной деятельности:

- сигнализации (дорожная, семафорная и другие);

- коды и шифры;

- символические языки науки (запись химических реакций, математические и физические формулы);

- языки программирования;

- «ручные» языки глухонемых;

- язык «искусства» (оперы, балета, живописи, скульптуры, драмы и т.д.)

Обратите внимание на то, что усвоение искусственных языков основано на базе языкового общения и знания правил игры.

 

IV. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

1. Запомните две основных функции языка:

· коммуникативная

· мыслеобразующая

и восемь частных:

функция цель реализация пример
  констатиру-ющая сообщить информацию повествова-тельные предложения Мы – студенты СевНТУ
  вопроситель-ная запрос информации вопроситель-ные предложения Где вы учитесь?
  апеллятивная призыв, побуждение к действию формы пове- лительного наклонения Слушайте текст.
  экспрессивная выразить эмоции восклица-тельные предложения Какая сегодня чудесная погода!
  контактоуста-навливающая поддержание контакта между говорящими формулы приветствия, прощания, обмен репли-ками о делах и погоде Как дела? Ты сегодня прекрасно выглядишь!
  метаязыковая истолкование языковых фактов дефениции Языкознание-наука о языках мира, а тем самым и об общечеловеческом языке вообще
  эстетическая украсить нашу речь формулы вежливости «Будьте добры…»
  индикатора/ показателя дать сведения о говорящем акцент, стиль речи, терминология Я – студент филолог. Сегодня у нас 3 пары.

Таблица 4.

2. Обратите внимание на тот факт, что в конкретных высказываниях частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Например, яркая экспрессия может присутствовать и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта, и при лингвистическом определении значения слова.

 

V. ЯЗЫК И РЕЧЬ

1. Запомните схему, в которой графически четко и ясно показано соотношение таких сложных лингвистических понятий, как язык и речь. Обратите особое внимание на направление стрелок.

 

 

       
   
 
 

 


 

 

Таблица 5.

2. Выучите определения терминов:

 

- речь (устная и письменная; внешняя и внутренняя, т.е. про себя без произнесения вслух) - состоит из речевых актов и проявляется в речевой деятельности;

- речевой акт (устный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - говорение, с другой стороны – восприятие и понимание услышанного;

- речевой акт (письменный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - написание, с другой стороны – чтение и понимание написанного;

- текст – результат речевого акта, речевое произнесение любой протяженности от однословной реплики до рассказа в устной речи; и от однословного предложения до поэмы, книги или многотомного собрания сочинений в письменной.

3. Суть взаимоотношений «язык - речь» состоит в следующем: текст правильно понимается адресатом, так как он построен из элементов (единиц), форма и значение которых известны и понятны адресату, как и правила построения (грамматика). В общем, соотношение «язык - речь» можно сравнить с соотношением «теория - практика», в которой одно без другого невозможно себе представить. Действительно, теория (язык) проявляются в жизни в виде практики (речь) с одной стороны, а с другой стороны, практика без теории была бы непонятна. Хотя оба явления тесно между собой переплетаются, это не одно и то же, их необходимо четко различать.

 

VI. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

1. Большинство языков мира не являются абсолютно одинаковыми на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В языках обнаруживаются определенные различия:

- географически единый литературный язык противостоит вариантам и местным диалектам (диалекты и групповые различия изучает диалектология);

- профессионально литературный язык противостоит подъязыкам науки, включающим арго, термины, терминосистемы;

- стилистически литературный язык различает следующие литературные стили:

- высокий;

- научный и научно-популярный;

- газетно-публицистический;

- официально-деловой;

- разговорный;

- сленг;

- поэтический;

- народно-поэтический.

2. Обратите внимание на различие понятий «литературный язык» и «вариант литературного языка»:

- литературный язык – общенародный, образцовый, функционирующий в устной и письменной речи, строго кодифицированной орфоэпическими (правилами произношения) и орфографическими (правилами правописания) нормами.

- вариант литературного языка – литературный язык, обслуживающий народ, проживающий на другой отдаленной территории, имеющий свои особенности и отличия, как правило, в лексике и фонетике.

3. С точки зрения профессионального расслоения общества, в подъязыках наук встречаются термины и профессиональные арго:

- термин – слово или словосочетание, служащее для точного выражения специфического понятия в определенной области знания, производства или культуры, обеспечивающее коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности и закрепленное в терминологическом словаре.

- профессиональное арго - неофициальное обозначение специфических понятий в отдельных отраслях знаний, производства или культуры, не закрепленные в словарях, но понятные профессионалам.

4. Стилистическое расслоение языка происходит при функционировании языка в различных формах и случаях общения. Каждый стиль характеризуется особыми стилистически окрашенными словами и выражениями, а так же особенностями грамматики на фоне нейтрального стиля.

 

VII. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

1. Разберитесь в таблице единиц

Уровень языка Единицы языка Единицы речи Область языкознания
Синтаксический предложение фраза/ высказывание синтаксис
Лексический лексема лекс/ слово лексикология
Морфологический морфема морф морфология
Фонетический фонема фон/ звук фонология/ фонетика

Таблица 6

2. Постарайтесь запомнить, что единицы различных уровней находятся в 2-х видах отношений друг с другом:

- парадигматических;

- синтагматических.

Парадигматические отношения возникают между единицами одного уровня, которые образуют между собой различного рода парадигмы. Так, например:

· звуки (фоны) образуют парадигмы гласных и согласных, открытых и закрытых, высоких и низких и т.д.

· лексы (слова) образуют различные лексические парадигмы: парадигмы диких животных, парадигмы домашних животных, парадигмы предметов мебели и т.д.

· предложения образуют парадигмы различных коммуникативных типов, например, вопросительные предложения, которые в свою очередь делятся на общие вопросы, повествовательные предложения, просьбы и приказания и т.д.

Синтагматические отношения – это такие отношения, в результате которых единицы одного уровня, объединяясь, образуют единицы более высокого уровня. Так, например, фоны/звуки, объединяясь, образуют морфы.

Например, [b],[e],[l]® образуют морф [bel] и т.д.

Объединяясь в свою очередь, морфы образуют лексы, например, морф [bel] + морф [aja] образуют лекс [belaja].

Объединяясь в свою очередь, лексы образуют фразы и высказывания.

Проследите, что количество фонем во всех языках достаточно ограничено, примерно несколько десятков. С помощью их различных комбинаций язык создает тысячи морфем (для сотен корней, десятков префиксов, суффиксов и окончаний).

Сочетаясь различным образом, морфемы составляют уже сотни тысяч слов со всеми их грамматическими формами. Комбинируясь в зависимости от содержания нашей речи, слова образуют уже миллионы и миллиарды высказываний и предложений.

Итак, многоярусность языковой структуры делает язык очень экономичным и гибким орудием, обеспечивающим удовлетворение выразительных потребностей общества.

Это и называется законом экономии языковых средств.

VIII. ЯЗЫК – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

1. Запомните определение термина знак:

Знак в собственном смысле имеет место тогда, когда что-то (В) преднамеренно ставится вместо чего-то другого (А) с целью информировать кого-то об этом А.

2. Запомните название науки о знаковых системах – семиотика (не путать с семантикой).

3. Знак – это единство формы и содержания.

В языке план выражения (форма) – это звуковая сторона высказывания, воспринимаемая слухом, а в письменной речи это последовательность начертаний, воспринимаемая зрением.

План содержания – это выраженная мысль или другими словами содержащаяся информация.

Единицы языка и речи всех уровней, кроме фонетического, являются знаками, т.к. обладают и формой и содержанием.

Единицы фонетического уровня знаками не являются, т.к. они односторонние, т.е. обладают только планом выражения (формой), не обладая планом содержания (т.е. не передают информацию). Но они являются в языке «кирпичиками», т.е. строительными элементами, из которых строятся единицы более высоких уровней.

4. Таким образом, язык – универсальная знаковая система, которая обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Запомните основные отличия языка как универсальной знаковой системы от других искусственных систем:

- широкая способность языковых единиц к комбинированию, возможность получать новые значения, не утрачивая старые, что обеспечивает многозначность языковых знаков, в то время как искусственные знаковые системы являются узкоспециализированными и обслуживают человека в определенной области.

- сложность системы языка, которая складывается столетиями и тысячелетиями определяется существованием омонимов (слова с полностью совпадающими экспонентами, например, «лук»), многозначными словами, например, «зеленый» что однако не нарушает закона экономии языковых средств, а наоборот создает запас прочности и позволяет правильно понять и принять речевое сообщение даже при наличии помех.

- только в значение языковых знаков может входить эмоциональный момент, который выражается ласковыми словами, ругательствами, суффиксами эмоциональной оценки и интонационными средствами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных