ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
VIII. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ И ТИПЫ1. Ударный слог – слог, несущий на себе ударение. В зависимости от физической природы ударение бывает следующих видов:
Таблица 17
2. Физическая суть различных видов ударений: - динамическое (силовое) ударение – ударный слог произносится громче, чем безударные. - квантитативное (количественное) ударение – ударный слог произносится длиннее, чем безударный, состоящий из тех же фонем. Например, в русском языке слово «Мáма». Первый ударный слог произносится громче и длительнее по времени произнесения, чем второй безударный, т.к. в русском языке ударение не изолированное, а смешанное. Именно, ударный слог произносится и громче и длительнее, чем безударный, что доказали эксперименты. - музыкальное (тоническое) ударение – ударный слог выделяется повышением или понижением тона голоса на самом слоге. Этот вид словесного ударения доминирует в восточных иероглифических языках, например, в китайском языке, где существует 4 слоговых тона: - ровный: ma – мать; - восходящий: ma – конопля; - нисходящий: ma – ругать; - нисходяще - восходящий: ma – лошадь. - качественное (тембровое) ударение – где ударный слог выделяется особым качеством звука (тембром). 3. Виды словесного ударения по месту ударения в словах определенного языка: - свободное ударение – когда ударение может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова в конкретном языке, например, в русском, болгарском, литовском, английском, скандинавских, итальянском и других языках. В рамках свободного ударения существуют 2 вида: § неподвижное – когда при изменении грамматических форм место ударения не меняется (горóх, огорóшить, горóшек, горóховый); § подвижное ударение – когда при изменении грамматических форм, место ударения меняется, например, бородá, бóроды, борóдка и т.д. - связанное ударение (фиксированное) – когда оно всегда падает на один по порядку слог слова, например. только на начальный в финно-угорских языках, в латышском, чешском, словацком и др.; только на конечный, как. например, в армянском и таджикском языках; только на предпоследний слог. например, в польском языке (Варшáва, Крáков, шляхта). - полусвязанное ударение – где место ударения зависит от: а). границы слова; б). некоторых фонологических особенностей слова, а именно, является ли предпоследний слог слова долгим или кратким, если он долгий, то он является ударным, например, natúra, naturālis, но если он краткий, то ударение падает на 3-ий слог от конца: nébŭla, asĭnus, как, например, в латинском языке.
4. Виды ударений по количеству
Если в слове не одно ударение, а несколько, то, как правило, наблюдается известная градация, а именно, одно ударение является главным и противостоит одному или нескольким второстепенным более слабым, таким образом, не нарушается единство слова, но создается некоторое расчленение внутри смыслового и фонетического целого. Так, например, в русском языке второстепенное ударение появляется в длинных сложных словах вроде «машиностроительный, вагóноремóнтный» и т.д. В германских языках второстепенное ударение в определенных случаях строго обязательно и встречается довольно часто.
5. Функции словесного ударения
1) Словоформирующая функция, так как ударение – такой же обязательный элемент звукового облика слова как и его фонетический состав. При изменении места ударения, меняется и значение слова, например: мýка - мукá; замóк – зáмок. Кстати такие слова называются квазиомонимами. 2) Словоразграничивающая функция, ее еще называют делимитативной или функцией пограничного сигнала, которая особенно ярко проявляется в языках со связанным (фиксированным) ударением, где место ударения указывает на границу между словами.
IX. Фразовая интонация
Это понятие охватывает все просодические единицы. которые наблюдаются в рамках синтаксических единиц (словосочетаний и предложений). Запомните определения важнейших терминов из этого вопроса: § мелодика – движение основного тока голоса (его повышения и понижения), создающее тональный контур высказывания и таким образом связывающее и членящее нашу речь. § интенсивность – изменение громкости звучания для подчеркивания отдельных частей. § фразовое ударение (синтагматическое по определению Л.В.Щерба) состоит в том, что последнее значимое слово подчеркивается больше, чем другие. § паузирование - расстановка пауз и их градация по степени длительности. § темп – длительность произнесения различных сегментов фразы (слогов, слов, синтагм). § тембр – особая окраска отдельных сегментов фразы, или всей фразы в целом. § логическое ударение – особое выделение определенной части высказывания, которое часто рассматривается как отступление от привычных норм фразового ударения. § эмфатическое (эмоционально -экспрессивное ударение) выделяет наиболее эмоционально значимые слова. Важнейшие единицы фразовой интонации
Таблица 18.
Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|