Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА 7 страница




Компоненты речевого акта: локуция, пропозиция, иллокуция, перлокуция.

«Виды речевых актов» (перечень)

Сегодня – теория речевого поведения.

Круг вопросов: «тактика и стратегия речевого поведения» - как правильно выбрать стиль общения, как правильно выйти из речевого акта, условия.

Условия успешности речевого акта, явные и скрытые цели высказывания и т.д.

Социолингвистика

60-70е гг. 20 в. «Язык и общество»

1) микроуровень (микросоциолингвистика) – проблемы данного языкового сообщества и языка: - социальная и языковая неоднородность (возникновение диалектов), - языковая норма (компромисс с одной стороны специалистов и с другой стороны народа). Норма определяется средним носителем языка. Влияние на эту норму речевой практики.

2) макроуровень: - языковая политика; - язык и государство (социальная типология языков – на основе коммуникативного ранга: какое количество людей использует язык). 1. Мировые языки (русский, французский, английский, испанский, арабский) – языки межгосударственного, межэтнического общения. 2. Международные языки – межэтнический характер. Но количество людей, говорящих на нем падает. Многие языки используются в политике (португальский, суахили); 3. Государственные (национальные языки) – обладают юридическим статусом государственного языка – издаются специальные издания, образование, СМИ, документы, общественные места (Н-р хинди в Индии). 4. Региональные языки – распространены в определенных регионах внутри государства (н-р тибетский язык в Китае, в Испании – каталонский – официальный язык наравне с испанским). Не обладает официальным статусом общегосударственного языка. Но СМИ дублируются на региональном языке. Но нет преподавания в школе. 5. Местные языки – близки к диалектам, не имеют своей письменности, используются внутри отдельной группы.

Психолингвистика

1954 Сборник «Психолингвистика» (ред. Чарльз Оскуд) – новое направление в лингвистике. Процессы речеобразования и восприятия, внутренняя речь, речевые нарушения, усвоение речи ребенком – проблемы соотнесения речи и мышления.

Мышление: - переработка информации; - формулирование решения; - осуществление действия.

Происходит ли мышление только на основе речи?

Мышление: -невербальное (= нагладно-образное, несловное) и вербальное (= абстрактное, логическое, словесное)

1981 г. Роджер Снерри «Функциональная ассиметрия головного мозга»

Правое полушарие – невербальное мышление, инстинкты, ориентация в пространстве, все, что свойственно от природы. Спонтанны, экспрессивная речь, не хватает слов, не очень структурированная речь «ну ты чувствуешь, веришь»

Левое полушарие – вербальное мышление, ученые: математики, лингвисты, более строгая организация ума, «ты послушай».

Не просто констатация факта как речь связана с полушариями, но и предлагает разные способы взаимодействия на людей.

Нейролингвистика – особенности речевого воздействия на право- и левополушарных людей.

Имеет прикладной характер: лечение речевых отклонений, методика преподавания, нейролингвистические программы, воздействие на людей по средствам правильного отбора речевых средств.

30. Социолингвистика. Виды социальной и языковой дифференциации. Языковая норма: узус и кодификация.

Социальная и языковая дифференциации

Языковая дифференциация (неоднородность) – результат действий разных социальных условий. На уровне микросоциолингвистики - на уровне одного языкового сообщества, внутри конкретного языка.

1) по сфере функционирования (коммуникативной принадлежности) – функциональный стиль – способ приспособления к конкретной речевой ситуации.

2) по роду деятельности – профессиональные языки и жаргоны

3) по не/нормированности – литературный язык, просторечья, арго (криминальный жаргон)

4) по региональному признаку – литературный язык и диалект.

На уровне макросоциолингвистики (социальная типология разных языков):

1) по коммуникативному рангу;

-количество носителей языка; - количество стран; - общественная функция и социальная сферы. Языки находятся в неравных условиях. На китайском языке говорят 975 млн. чел, на английском 478 млн. чел, на русском – 286 млн. чел, французский – 125 млн. чел. До 6000 языков в мире, 25 – самые распространенные. На этих 25 языках говорят до 90% населения. Английский – 47 стран мира, французский – 26 стран мира, арабский – 21 страна мира.

Типология по коммуникативному рангу (роль межгосударственных и межэтнических общин): - мировые языки (6); - международные языки (английский); - государственные/национальные; - региональные (бретонский, провансальский); - местные (не имеют письменности).

2) по наличию письменности и письменной традиции;

1. Письменные языки; 2. Бесписьменные языки.

Только 600-650 яз. Из 5-6 тысяч имеют письмо. Письмо является очень важной формой языка.

3) по степени стандартизованности;

(целостность) – степень однородности внутри языка/ наличие резких отношений между диалектами и наддиалектами (литературным языком). - степень кодифицированности – наличие словарей, где фиксируется эта норма.

4) по правовому статусу; (один из самых субъективных)

- государственный (национальный, официальный), - официальный язык республики, автономии, штата, национального округа и т.п.

5) по конфессиональному статусу.

«пророческие», «апостольские языки» - святые писания, Коран и т.д.

- ведийский язык (19-11 вв. до н.э.) – древнегреческий религиозный текст «Веды» и учение о мире «Упанимады».

- древнееврейский и арамейский языки – иудеи «Тозы» (13-1 вв. до н.э.)

- санскрит (7 в. до н.э. – 7 в. н.э.) – древнеиндийская философия и наука.

- старославянский (9в) – восточное христианство.

- латынь и древнегреческий (с 1 в. н.э. католические языки христианства)

- арабский (7в) – язык Корана.

Языковая норма

1. Постановка проблемы: 1) Для чего нужна языковая норма? 2) Что такое речевая ошибка? 3) Как определить правильность языковой формы?.

1. Правильность речи- уважение и доверие к говорящему.

2. Речевая ошибка- результат вариативности в языке. 1) наличие подъязыков внутри языка: -переменные подъязыки (функциональные стили), - постоянные подъязыки (региональные, возрастные, профессиональные) 2) вариативность языковых форм: - варианты акцентных форм (свёкла, творОг, тОрты); - варианты фонетических форм (компьютЭр – копмьютЕр); - варианты морфологических форм: (черный кофе, чулок – носков); - варианты лексических форм (проживать – жить)

3. Как определяется уместность формы?: - языковая традиция (словари), -аналогия (употребляется более привычный вариант, распространенная форма). В системе жить легче. Человек, далекий от лингвистики, все равно пытается систематизировать – принцип аналогии.

Узус и кодификация

Языковая норма – очень гибкое и динамическое понятие.

Кодификация (латинский codex – «книга, собрание законов») лингво-профессиональная оценка языковых фактов и их фиксация в словарях (проводят опросы).

То, что кодифицировано – компромисс между языковой традицией и языковой историей и практики с другой стороны.

История – надежный и стабильный характер, способ проверки языка. Но не новшество является критерием. Но! С другой стороны лингвисты должны использовать языковую практику (язык должен быть доступным для всех, универсальность в общении)

Узус (латинский usus – «употребление, обыкновение») – привычность языковых форм в коммуникационном окружении говорящего. Узус определяется кодификацией. Языковая норма сложное образование: узус + кодификация, т.е. язык – универсальное средство и он представлен средней частью населения.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных