ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Язык как общественное явление. Общественная природа языка. Статус и функции языка в обществе. Связь языка и культуры.Язык – необходимое условие существования и развития общества. Язык, являясь элементом духовной культуры, как и другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности. В общественных явлениях марксистская наука различает базис и надстройку. Базис – экономический строй общества, надстройка – политические, правовые, духовные учреждения. Включение языка в надстройку было типично для советского и зарубежного языкознания. Однако язык не является надстройкой, потому что он – не порождение данного базиса, а средство общения человеческого коллектива, складывающееся и сохраняющееся в течении веков, хотя в это время происходили смены базисов и соответствующих им надстроек. Надстройка в классовом обществе принадлежит данному классу, а язык принадлежит не тому или иному классу, а всему населению и обслуживает разные классы, без чего общество не могло бы существовать. Языковеды раньше ошибочно отождествляли язык и культуру. Однако это неверно, так как культура = это идеология, а язык не относится к идеологии. Отношение языка и культуры. Национальный язык есть форма нац.культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. 1 Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, нац. характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. 2 Язык — копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. 3 Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища нац. культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. 4 Язык — инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Функции: 1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами. 2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру. 3.Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение и передача определенных знаний и информации. 4.Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.). 5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам. 6.Познавательная — в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли». 7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|