Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЕГО КОМПЛНЕНТЫ




П л а н

 

1. Понятие в семасиологии. Типы языкового значения. Лексическое значение.

2. Структура значения слова.

3. Мотивация. Внутренняя форма. Утрата внутренней формы.

 

 

Литература

 

1. Конспект лекции.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с. 160-168.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Лексикология», «Лексическое значение слова», «Внутренняя форма слова».

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.. 1998. – с.86-90, 111-116.

Дополнительная литература

 

1. Бедагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005

3. Головин Б.Н Введение в языкознание. М., 1983.

4. Корман Б.Ю. Основы языкознания. Минск. 1996.

5. Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики. М., 1986.

6. Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, 2003

7. Фомина М.Э. Современный русский язык: Лексикология. М., 1983.

8. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

 

Задания

 

1. Изучите предложенную литературу. Зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского задания.

2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение).

3. Выполните следующие практические задания.

3.1.Выделите макрокомпоненты в лексических значениях слов книжечка и книжонка. Охарактеризуйте эти компоненты.

3.2. Распределите предложенные слова по группам:

А) Слова, выражающие оценку.

В) Слова, выражающие эмоцию.

С) Слова, выражающие эмоцию и оценку.

Определите, какую именно оценку и эмоцию выражает каждое слово:

непогода, безденежный, деликатес, ломиться, нахал, отпрыск, добряк, бабуся, мерзкий, голодранец, задрипанный, бедолага, доброкачественный.

3.3. Выделите интегральную сему (архисему) и дифференциальные семы в значениях слов: спаять, сплести, сколотить, связать.

3.4. Какие семы содержатся в словах дворец, изба, строение, хибара?

3.5. Из каких противопоставлений выявляются семы слова идти: «перемещаться», «передвигаться при помощи ног», «передвигаться не слишком быстро»?

3.6. Охарактеризуйте функциональный макрокомпонент (функцио-нально-стилистический, функционально-территориальный, функционально-социальный, функционально-темпоральный, функционально-частотный) в значении следующих слов: избенка, хибара, сакля, бунгало.

3.6. Определите, мотивированны ли следующие слова. Определите вид мотивации. Горчичник, рыжик, ветрогон, олово, паяльник, скалка.

3.7. Имеют ли перечисленные слова ясную, внутреннюю форму? Если да, то какой признак положен в основу наименования этих предметов:

бегун, гудок, колючка, пильщик, тягач, швея.

3.9. Приведите 3 примера слов, утративших внутреннюю форму. Определите причины ее утраты.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что изучает семасиология?

2. Что такое лексическое значение? Какие другие типы значений Вам известны?

3. Каково соотношение значения слова и понятия?

4. Что такое компоненты значения? Какие макрокомпоненты входят в лексическое значение?

5. Как выявляются микрокомпоненты (семы)?

6. Что такое мотивация? Все ли слова мотивированны?

7. Каковы виды мотивации слов? Приведите примеры.

8. Что такое внутренняя форма слова? Как она соотносится с лексическим значением?

9. Почему слова утрачивают внутреннюю форму?

 

 

СЕМИНАР 5

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных