ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Белые ночи продлил физикЛазерное шоу, проходившее в дни (а точнее сказать — в белые ночи) юбилея Санкт-Петербурга в акватории Невы, посетили полтора миллиона человек. По данным социологических опросов, большинство питерцев остались довольны увиденным: с помощью лазерных лучей, специальных пленок и зеркал художник-оптик Хиро Ямагато рисовал неверные абстракции, превратившие старинные виды петербургских мостов и башен в элементы современного визуального искусства. Ямагато известен своими проектами в музее Гуггенхайма в Бильбао, а также глобальной работой по подсветке Эйфелевой башни, столетие которой отмечалось в Париже несколько лет назад. Перед отлетом на Родину художник-ученый раскрыл секреты уникальных технологий. — Мистер Ямагато, говорили, что в Петербурге вы использовали новые, никогда ранее не использовавшиеся приборы и технологии... — Боюсь, нас немного неправильно поняли — естественно, я сочинил оригинальную визуальную композицию для этого шоу. Приборы и технологии эти я применял и раньше; как художник рисует с помощью кисти и карандаша, так и я использую свою систему для создания новых образов. — Были ли у вашего представления какой-нибудь сюжет, фабула? — Говорить о сюжете в моем случае сложно: я синхронизировал музыку Эдуарда Артемьева, написанную специально для юбилея Петербурга, и собственные концептуальные световые номера. Я ведь абстрактный художник: не занимаюсь голограммами, фотографически точным рисованием предметов в воздухе — это удел прикладных оформителей, работающих на поп-шоу. Все мои шоу на самом деле — это пир абстракции, только вместо кисти у меня лазеры и отражатели, а вместо холста — естественные или искусственные поверхности. С тем же успехом можно было искать сюжет в сочинении Эдуарда. — Вас называют последователем Жан-Мишеля Жарра... — Это неправильно. Во-первых, Жарр не только ставит световое шоу, он еще и музыку пишет. У меня музыка имеет прикладное значение — это либо абстрактные звуковые картины, служащие фоном к моим «визуализациям», либо результат синтеза, как в случае с Артемьевым. — Про вас говорят, что вы «художник-ученый», «физик и художник»... Как вы относитесь к таким определениям? — Знаете, это как душа и тело. Существуют отдельные понятия, но душу без тела увидеть невозможно. Так и для меня нет никакой особой разницы между занятиями физикой и художеством — они для меня спаяны воедино. Результаты, которых удается добиться, занимаясь лазерной физикой, служат для выработки выразительных новых средств. Поэтому то место, где я работаю, называется не «студия», а «лаборатория». — Где находятся корни вашего творчества? В китайско-японской «фейерверковой» традиции? — Я вас сейчас слушаю и понимаю, что я должен немного подкорректировать свой предыдущий ответ: я, наверное, все-таки больше ученый, чем художник. У меня никогда не было соблазна «вписаться» в какую-то традицию, отнести себя к какой-то плеяде или школе, это все не про меня. Я экспериментирую с частицами и лучами, и в процессе этих экспериментов рождаются те или иные абстрактные образы. Я не являюсь фигурой «арт-процесса», я двигаюсь в некотором параллельном измерении, пограничном между наукой и «артом». И уж тем более не ощущаю себя привязанным к национальным корням: я учился в Париже, работал в Европе, живу и экспериментирую в Америке. И то, что я делаю, — абсолютно космополитично по своему значению. (Р. Архипов, «Российская газета». 2003. 6 июня) Упражнение 61*.Прочитайте очерк. Выявите в нем объединение публицистического и художественного стилей. Найдите элементы повествования, описания, рассуждения. Кратко сформулируйте позицию автора. Какими речевыми средствами она выражается? Награда Помню, еще в 60-е годы, когда я слушал о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарста, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы? Да за что же ему орден-то давать? Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. Что еще? И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно не доплачивает труженикам! Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд — это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя! Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. Оказывается, царь Август был очень скуп на почетные государственные награды. За услуги он всегда старался расплатиться деньгами. И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя. Вот в чем дело! Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, саму жизнь. Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание услуг, невыразимых в денежном исчислении. Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (Г. Смирнов // Сб. текстов для подготовки к ЕГЭ. — М., 2003. –С. 32) Упражнение 62.Напишите заметку, статью или очерк (самостоятельно выбрав тему и жанр) в студенческую газету. Продумайте основную мысль, композицию, систему аргументации, языковые приемы. Упражнение 63.Подготовьтесь к интервью с интересным для вас человеком. Продумайте вопросы, форму обращения к собеседнику, свое поведение. Запишите интервью на магнитофон. Упражнение 64*.Прочитайте заголовки газетных статей. Охарактеризуйте их структурно-синтаксические, лексические и стилистические особенности. Какие из заголовков являются, на ваш взгляд, удачными и какие — неудачными? (1) Высокий штиль (Разногласия между странами «большой восьмерки» так и не выплеснулись наружу). (2) Окно в Европу (О безвизовом въезде граждан России в страны ЕС). (3) Гонка за лидером (Ведущие социологические агентства России опубликовали рейтинги российских политических партий). (4) Армия, которая не стреляет (В Швейцарии призыв — это праздник, а война — игра). (5) Бери шинель рублями (Решение Министерства обороны о выплате долгов военнослужащим за неполученную форму одежды). (6) Шаг к прощению (Госдума приняла постановление об амнистии в Чечне). (7) Как выбить свою получку? (Статьи из Трудового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных нарушениях). (8) Есть ли у вас сердце? (Главный кардиохирург страны утверждает, что злые люди болеют чаще). (9) Имидж — ничто? Имидж — все! (В России создана академия имиджелогии). (10) Звезды защитили животных (Артисты провели благотворительный концерт; деньги от проведения акции пойдут в приюты для бездомных животных). (11) Песни Куликова поля (Под Тулой завершился фестиваль бардов). (12) Усталая пара (Причиной демонтажа памятника «Рабочий и колхозница» стала коррозия металла). Упражнение 65.Найдите в газетах примеры удачных и неудачных заголовков статей. Мотивируйте свой выбор. Упражнение 66. Найдите в газетах примеры использования цитат. Сделайте вывод о распространенности явления цитации в современных газетах. Упражнение 67.Самостоятельно подберите публицистический текст. Отметьте его жанровые и стилистические особенности. Охарактеризуйте лексику, фразеологию, употребление морфологических форм и синтаксических конструкций. Разговорная речь Упражнение 68*.Назовите стили и жанры, в которых: (7) употребление разговорных элементов недопустимо; (2) разговорные элементы, как правило, не употребляются; (3) разговорные элементы могут употребляться, а могут и не употребляться; (4) разговорные элементы хотя и не составляют основу речевой ткани, но обязательно представлены; (5) разговорные элементы составляют основу речевой ткани. Упражнение 69*.Выпишите слова, относящиеся к разговорной лексике.
Упражнение 70*. Приведите фразеологизмы с разговорной стилистической окраской, имеющие указанные ниже значения. (7) быстро бежать; (2) очень далеко; (3) не работать, ничего не делать; (4) загрустить, опечалиться; (5) обидеться; (6) много и попусту говорить. Упражнение 71*.Найдите слова, которые относятся к книжной лексике. Объясните, всегда ли уместно их употребление в разговорной речи. (1) Она работает на должности лаборанта. (2) Мы ездили навестить зятя, он пациент в больнице. (3) Не надо меня агитировать, в такой холод на лыжах все равно не поеду. (4) Он поступил в техникум на базе десятилетки, поэтому и будет учиться три года. (5) Всех обитателей дома призывали убраться во дворе. (6) Если ребенку потакать, это войдет в систему, потом замучаешься. (7) В поход собрались, картофеля набрали, чтобы печь, мяса для шашлыков. (8) В воскресенье была ярмарка, прямо на площади, вот я и совершил покупку. Упражнение 72.Проанализируйте естественную разговорную речь (лексика, сочетания слов, синтаксические конструкции), записанную авторами монографии «Русская разговорная речь» [91]. Доказывают ли приведенные отрывки, что разговорная речь — это обычное средство общения между носителями литературного языка в определенных экстралингвистических условиях (сфере непринужденного общения)? 1. (беседуют в архиве) А. Эта рукопись / семнадцатый век // Б. Не может быть / Д. Вот тебе и не может // 2. (в походе) А. Ну пошли, ребята // Б. Сейчас я докурю и пойдем // Л. (шутливо) Сейчас я долежу и пойдем // А. Ну вы обалдели, мы же до темноты не дойдем // Б. Возможно // А. Что возможно / А ночевать где // Л. Здесь и заночуем // 3. (после экзамена) Д. Какой экзамен был / девочки // А. и Б. (одновременно) Алгебра // Алгебра // Д. Письменный // Б. Да // Д. Все в порядке / Пятерочка // Б. Не-е-т / у меня четыре // Д. А следующий / какой // А. Физика / самое страшное //. Упражнение 73*. Проанализируйте синтаксические особенности разговорной речи. (/) Народу — не протолкнешься. (2) Чеснок — он полезный. (3) Принеси во что сок наливать. (4) Холодно, ветер потому что. (5) Закажем еще по кофе. (6) Посмотри в библиотеке, (7) Зайдем в магазин, мне фломастеры надо. (8) Отнеси в комнату, где телевизор. (9) За мной в очках и женщина с ребенком. (10) В мед поступил. (11) Никому ни слова! Ясно. (12) В гости придете? Отчего же? Упражнение 74. В отрывке найдите средства разговорной речи (из рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). По утрам беседуют у печки. — Все же охота доучиться? — Охота. Хирургом буду. — Сколько ишо? — Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных. — Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль? — На стипендию. Учатся ребята... У нас из деревни двое так учатся. Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей. — Чо эт вас так шибко в город-то тянет? — Учиться... «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне. — Што, они много шибко получают, што ль? — Кто? Хирурги? —Но. — Наоборот, им мало платят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно... — Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по сколько зашибают! Да ишо где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках. Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери... Накипает раздражение против старика. — Проживем, — резко говорит он. — Никому до этого не касается. (Шукшин В. Избранные произведения в двух томах. Том первый. - М., 1975. — С. 50—51) Упражнение 75. Отредактируйте текст радиоинтервью, исключите лишние элементы разговорной речи. Мы приехали сюда 20 числа, нас, конечно, встретили. Не так, как мы хотели, в общем. Ну, я понимаю, что во всех стройотрядах трудно, трудности есть. Были простои всякие, конечно, незначительные, из-за стройматериалов, из-за инструментов были. Но постепенно это все как-то... вопрос утрясли, сейчас как раз главный инженер приезжал, нам пообещали фронт работ и с сегодняшнего дня видно, что не зря обещали. Потому что раньше как бы фронта работ не было все время, мы шли буквально впритык к экскаватору. Упражнение 76.Одно и то же явление в разных стилях речи описывается с помощью различных речевых средств. Дано научное описание дождя как явления природы: «Дождь — жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6—7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью». (Сов. энциклопедический словарь). Подготовьте художественное описание дождя и разговорный монолог на тему «Дождь». Докажите принадлежность к тому или иному стилю. Упражнение 77.Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников в неофициальной обстановке: (а) представителей старшего поколения; (б) представителей разных поколений; (в) представителей младшего поколения. Темы 1. Празднование Дня Победы. 2. Спортивный матч. 3. Любая по выбору. Упражнение 78.Проанализируйте лексические, грамматические, стилистические особенности данных отрывков. Сделайте вывод об их стилистической отнесенности. 1. Все в вестибюле стоят / на улице никто не гуляет / Все около меня там собрались / Начали спрашивать / Какая она / Как выглядит / Я говорю / понятия не имею // В общем / сама боялась / что я ее не узнаю // Но интересно / все уже прошли / а ее нет // Потом смотрю идет // Уже позже всех //Я ее узнала / Она меня не сразу... // [91, с. 97]. Студенческий билет (1). Студенческий билет выдается каждому студенту при его зачислении на время пребывания в высшем учебном заведении. (2). При выбытии студента из вуза билет и зачетная книжка сдаются в деканат и присоединяются к его учебной карточке для передачи в личное дело. (J). На лицевой внутренней стороне билета над словами «Студенческий билет____№» проставляется наименование высшего учебного заведения. На правой внутренней стороне билета ежегодно отмечается, в каком учебном году и на каком курсе обучается студент. Подпись декана факультета удостоверяется печатью факультета. Делается отметка о форме обучения. (4). На студенческом билете должна быть наклеена фотографическая карточка его владельца. Студенческий билет закрепляется подписью проректора и печатью высшего учебного заведения, которая должна захватывать часть фотографической карточки. (5). В случае утери студенческого билета ректор вуза по представлению декана факультета может наложить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче ему нового билета с отметкой «дубликат». Дубликат сохраняет номер утерянного билета. (Система организации учебного процесса в вузе. — М., 2001. - С. 9) 3. Суть социального партнерства в том, что профсоюзы и предприниматели посредством социальных конфликтов (забастовок) выравнивают отношения друг с другом, в то время как государство создает условия для цивилизованного протекания данных конфликтов, вмешиваясь в них лишь в случае их незаконности. Например, в рыночных экономиках Запада партнерские отношения формируются как независимая от государства система, основанная на полной самостоятельности предпринимателей и трудящихся в принятии решений и поиске взаимовыгодных соглашений и способная к поддержанию общественного согласия без прямого вмешательства правительства. За государством остаются лишь функции контроля за поведением трудящихся и работодателей в границах их прав и свобод, определенных конституцией и законодательными нормами, и пресечение действий, которые выходят за пределы общенациональных ценностей. (Зайцев А.К. Социальный конфликт. — М., 2001. - С. 159) 4. В России сейчас колоссальное перепроизводство экономистов и юристов. В то же время возник серьезный дефицит кадров на новых предприятиях, которые переходят на современные технологии. В частности, наблюдается дефицит программистов и инженеров. В прошлом, 2002 году, согласно результатам вступительных экзаменов в российские вузы, самой популярной специальностью у абитуриентов была юриспруденция. В зависимости от вуза на одно место претендовали от 4 до 15 человек. Повышенным спросом пользовались и такие специальности, как лингвистика (8—13 человек на место), история (3—13), психология (3—9), политология (2—7). Впервые за многие годы почти вдвое вырос спрос на прикладных математиков, конкурс в вузы был от 3 до 7 человек на место. На каждое место по специальности «финансы и кредит» претендовали 2—5 человек, а по специальности «менеджмент» — 2—4 человека. (Российская газета. 2003. 20 июня) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|