Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с ними.




Билет 1

Языкознание, как научная дисциплина. Объект, предмет, методы. Актуальные проблемы языкознания.

Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, о классификации конкретных языков.

Как известно понятие об объекте лежит в основе каждой науки. Объектом изучения языкознания является язык, как известно языкознание произошло от филологии объектом которой был текст и отделилось только на рубеже 18-19 веков. Как известно объект это осязаемая реальность или реальность подлежащая восприятию. Затронув объект языкознания, правильно отметить понятие об объекте, которое составляет основу определяющую форму науки, которое должно именовать объект(номинативная функция), содержать понимание сущности изучаемого объекта, содержать внутреннее противоречие заложенное в объекте. Внешнее существование языка проявляется в трех сферах: 1- как функция познания и мышления, 2- как коммуникативная функция и 3 – как основа этического самосознания(обеспечивает форму жизнедеятельности в обществе). Как известно наука развивается после появления проблемы. Предмет языкознания содержит внешнюю реальность отраженную в сознании исследователя с его точкой зрения и ракурсом изучения иначе говоря все содержание науки по поводу своего объекта).

Методы:

- Описательный метод, применяемый для однородного материала, например, одного языка;

- Сравнительно-исторический метод, применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития;

- Сопоставительный (типологический) метод, применяемый для сравнения неродственных языков;

- Статистический метод, применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода;

- Экспериментальный метод, используемый для изучения образования и восприятия речи.

 

 

Билет 2

Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими дисциплинами.

Языкознание зародилось в Древней Греции в трудах первых филологов того времени. Зарождалось оно в рамках филологии, объектом изучения которой является текст и состоит она из трех составляюших: риторики поэтики и грамматики. На рубеже 18-19 веков языкознание стало отдельной наукой. Произошло отделение языка от текста. Появился специальный подход к проблемам текста и языка. Языкознание подразделяется на общее языкознание, которое охватывает все языки и не ориентировано на конкретный и частное языкознание, которое ориентировано на конкретный язык и обладает функциями сопоставления и описания. Развитие языкознания началось с историко-сравнительного процесса, которой основан на родстве филологии и языкознания. Далее появилось типологическое языкознание, абстрактное представление языков на основе грамматических механизмов. Последним этапом становления языкознания как науки является морфологическое понимание языка. Процесс становления языкознания как науки дал начало образования абсолютно новым дисциплинам имеющим свой объект. Таковыми являются:

1- Аргальная лингвистика – обращает внимание на конверсию языков, влияние языков друг на друга. Включает в себя ареал распространения и влияния языков.

2- Логическое языкознание

3- Коммуникативная лингвистика – взаимодействие сознаний людей, воздействие их друг на друга

4- Лингво – культурология – изучение культурной лингвистики каждого языка

5- Этнолингвистика – изучение национальной специфики языка

6- Математическая лингвистика – подсчеты формул

7- Стилистика – принципы выбора и способы организации языковых единиц в текст.

 

 

Билет 3

Место языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с ними.

Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с языкознанием теснее всего связана этнография и её различных области, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов. Языкознание как наука о языковом общении все ближе связывается с современной социологией. Разные виды коммуникации в обществе исследуются языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией (изучающей коммуникацию посредством любых сообщений, не только и не столько языковых и знаковых) и семиотикой. Естественный язык — наиболее важная (и лучше всего изученная) знаковая система, поэтому языкознание часто рассматривается как важнейшая из семиотических дисциплин. Среди них языкознание оказывается центральной наукой, поскольку язык служит средством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» систем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисциплинами. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем, соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к языкознанию и к ряду научных дисциплин, пограничных с языкознанием, например к филологии исследующей тексты. Ключевая роль языкознания для многих смежных гуманитарных наук делает выводы языкознания важными для всего гуманитарного знания в целом. Историческое языкозна­ние по своим методам сближается с историей и другими науками, исследующими изменение во времени социальных структур, развитие которых в ряде случаев определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы, искусства. Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкозна­ния с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в 19 в. вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. Образование пограничной

науки психолингвистики этому прямое доказательство. Считавшиеся общими для языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой, философией языка и одновременно составляют содержание лингвистической семантики.

 

 

Билет 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных