ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пед.способности, их структура. Проблема формирования пед. способностей. Уровни продуктивности пед. деятельности.Способности – индивидуальные психологические особенности, которые являются субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности. Общие способности (ко всем сферам), спец.способности (к конкретным сферам). Пед.способности - индивидуальные y свойства, которые позволяют усиленно овладевать пед.деятельностью. Левитов: Дидактические – способность делать учебный материал доступным, связывать с жизнью. Рефлексивно-гностические – понимание учителем ученика. Интерактивно-коммуникативные – пед.волевое влияние на детей, пед.такт, способность организовать детский коллектив. Н.Ф. Гоноболин: + речевые способности. Способность понимать ученика, доступно излагать материал, организаторские, пед.такт, предвидение результатов своей работы. Крутецкий В.А. 1) дидактические (передавать учебный материал, делая его доступным, ясно и четко преподносить проблему, побуждать к л… деятельности; 2) академические (к соответствующей области науки) не только в рамках учебного курса; 3) перцептивные (проникать во внутренний мир ученика) по незначительным признакам улавливать изменения во внутр.; 4) речевые (ясно и четко выражать свои мысли, внутренняя сила, выражение мысли понятное и доступное); 5) организаторские (1. коллектив, 2. самостоятельная работа); умение правильно планировать время и самому контролировать свою работу); 6) авторитарные (эмоционально-волевое влияние на учащихся авторитет); 7) коммуникативные (общение с детьми); 8) пед.воображение, прогностические способности – умение предчувствовать результаты своей деятельности; 9) способности к распределению внимания одновременно между разными видами деятельности. Кузьмина выделяет 2 уровня пед.способностей: 1) перцептивно-рефлексивный: - чувство объекта (эмпатия личности); - чувство меры (такт); }пед.интуиция - чувство причастности 2) проективный: соотносится с чувствительностью к созданию новых способов обучения: - гностические (познавательные); - коммуникативные; - организаторские; - проективные. Связаны с компонентами структуры пед.деятельности. Коммуникативные: 3 фактора: 1) способность к идентификации; 2) чувствительность к индивидуальным особенностям; 3) хорошо развитая интуиция. В идеале – полный комплекс способностей. Пед.способности формируются в ходе обучения в Вузе, … Способность к компенсации – стремление к саморазвитию. Для развития пед.способностей можно развивать в ходе спец.занятий. =====. Пед. общение, его значение и функции. Структура пед. общения, псих. характеристика его компонентов. Одной из главных проблем ПП является пед. общение. Оно подчиняется закономерностям взаимодействия людей. Пед. общение — это взаимодействие учителя с учениками (педагога с воспитанниками), состоящее в обмене познавательной информацией, что приводит к совместной аффективно-оценочной деятельности. Так удовлетворяется главная — аффилиативная — потребность учителя в контактах с учениками, их дружеском отношении, стремление быть в их обществе, оказывать им помощь и поддержку, ожидая того же самого от них и их родителей. Цель пед. общения — воспитание и обучение в соответствии с поставленными задачами. Как и любое другое, например профессиональное, оно складывается из нескольких компонентов: - коммуникативного (обмен информацией между педагогом и учащимися); - интерактивного (проявление поведения); - перцептивного (восприятие и познание друг друга). Результатом пед. общения является взаимопонимание и удовлетворенность деятельностью каждой из сторон. В процессе его информация формируется, накапливается и корректируется. Коммуникативная (информационная) составляющая пед. общения — это совместный поиск новых знаний и формирование новых психических качеств. Значит, деятельность педагога и учащихся может быть только совместной, взаимообусловленной. Пед. общение имеет также и поведенческий (конативный) компонент. Он состоит в том, что педагог совершает вербальные, жестовые, паралингвистические действия, организует пространство для проведения уроков, родительских собраний или индивидуальных бесед. Ему надо владеть своим телом, чтобы его поза, мимика и жесты не были ни застывшими, ни импульсивными. Учитель прекрасно понимает значимость дистанции между ним и конкретным учеником. Особенно видно это на экзамене: учащийся отвечает спокойнее, если стоит у доски или сидит подальше от экзаменаторов. В поведенческом компоненте выделяется такой аспект, как стиль — ритуальный и естественный. Дети знают, что учитель в школе ведет себя определенным образом, и совершенно теряются, если приходит к ним в дом. Там он воспринимается другим человеком: общается просто, говорит о приятных вещах, шутит. Перцептивная сторона пед. общения состоит в том, что педагог и ученики выступают как активные субъекты. Они идентифицируют себя друг с другом. Возникновение мотивов общения зависит от потребностей человека. У школьника это стремление к новым впечатлениям, деятельности, потребности в признании и поддержке. Соответственно мотивы общения можно соотнести с направленностью личности, поэтому стоит выделить личностные и деловые, а также познавательные мотивы. Большой вклад в понимание сущности общения внесла работа Б.Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии». В ней рассмотрены применение системного подхода в психологических исследованиях и развитие общей теории психологии как целостной науки. Системный подход позволяет осветить ряд проблем, к которым прежде всего относится общение. Его структура и динамика, а также строение совместной деятельности составляют особый предмет рассмотрения ученого. Б.Ф. Ломов трактует общение как одну из форм активности, определяемую отношением «субъект-субъекты», где на передний план выступают взаимный обмен результатами психического отражения, общий фонд информации — подражание, содействие, сопереживание, взаимоотношения и др. Ученый выделил очень важную функцию психики — коммуникативность. Он отмечает: В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми... осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|