Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика стилей педагогического общения




Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и сеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения

задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя

в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства

учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется

самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как

показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Типы взаимодействия учителя с учащимися и их влияние на развитие личности учащихся. Проблема становления психологической глубины и культуры пед. общения как важнейшего компонента пед. мастерства.

В отечественной науке вопросы учебного взаимодействия затрагивались в русле идей о широком просвещении (К.Д. Ушинский, А.В. Мудрик и др.), в рамках представлений о социальной перцепции (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов и др.). Типам взаимодействия много внимания уделяет Р.X. Шакуров, выделяя сотрудничество, управление, доминирование, соперничество, состя­зание, конфронтацию. К этому следует добавить кооперацию и конкуренцию.

Сотрудничество учителя с учащимися — такое взаимодействие, в процессе которого педагоги и ученики стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая интересы друг друга как свои собственные и добровольно проявляя активность.

Успех обучения будет обеспечен в том случае, если учитель сможет организовать сотрудничество. Оно невозможно, когда нет взаимосвязи между личностями педагога и учащихся и отсутствуют педагогически целесообразные взаимоотношения.

В ситуации сотрудничества учитель перераспределяет свою деятельность, позволяя самим школьникам выбирать некоторые учебные задачи, оценивать себя. Оно осуществимо в ориентированном на личность образовательном процессе. Сотрудничество учителя с уче­ником предполагает становление качественно иных психических новообразований — школьник настроен на «со-участие» (оно проявляется в том, что и ученики и учителя отдают свои силы общему делу, но остаются сами собой). Ребенок не только самостоятельно может оценить себя, но и намечает более высокие образовательные цели.

Сотрудничество может перерасти в содружество. Его основой являются крепкие эмоциональные связи, симпатии, взаимопонимание и направленность на взаимодействие с другим человеком, который становится другом. Содружество оказывается реальностью, когда другой человек, которого любят, ценят, с кем особо считаются, обладает несомненной значимостью. Случается, что старшеклассники дружески расположены к учителям, которых они в средних классах недолюбливали. Это происходит, поскольку педагог начинает осознаваться как значимая личность, например он смог повлиять на интеллектуально развитого, но безвольного подростка, когда-то не отличавшегося дисциплинированностью и пропускавшего много уроков.

Взаимодействие может осуществляться и в форме управления. Социально-психологический аспект управления связан с обменом информацией между руководителем (лидером) и подчиненными. Руководитель школы стремится к сплочению коллектива педагогов, со­зданию качественно новой атмосферы общения учителей с учениками, большей удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Управление в сфере образования предполагает учет и такого пси­холого-дидактического аспекта, как многообразие типов образователь­ных учреждений (школа-детский сад, школа-гимназия, школа-лицей и пр.). Кроме того, особенно актуальной становится в таком случае идея демократизации, означающая привлечение учеников к организации учебно-воспитательного процесса.

«Очеловечивание» школьной жизни в большей степени зависит от установок, доверия, открытости, делегирования полномочий, поддержки инициатив, ответственности, согласованности общих и частных целей, уважения инакомыслия.

Теперь рассмотрим специфику доминирования. Оно состоит в том, что один из участников начинает подчинять интересы другого человека своим собственным; пользуясь уступчивостью того, диктует свои условия деятельности. Общему делу содействует только одна сторона. В образовательном процессе такое взаимодействие не редкость.

Стремление к взаимодействию, основанному на насилии и подчинении, может вызвать сопротивление. Тогда возникает соперничество. Оно «чаще всего не имеет самостоятельного значения: каждый из его участников вступает в борьбу в надежде победить или отстоять прежний статус».

 

 

Соперничество — неустойчивая форма взаимодействия, поскольку одна из сторон может прекратить взаимодействие, не выдержав давления противоположной. Может возникнуть на почве этого и конфронтация. Иногда соперничество имеет более мягкие формы: люди сосуществуют, но вместе общую деятельность стараются не выполнять. В любом случае оно имеет эгоистическую направленность, потому что один человек старается больше получить, чем отдать другому. Во взаимодействии с учениками учитель открыто не демонстрирует подобное, но иногда он определяет программу отпора ученику, саботирующему его действия. В конечном же итоге победа бывает минимальной. От этого оказываются в проигрыше обе стороны.

Особым видом взаимодействия является кооперация — взаимодействие людей, объединенных друг с другом для выполнения крат­косрочной деятельности. К примеру, учитель, организуя совместную работу с детьми, объ­единяет их в пары или группы, дает им пакет заданий, которые связаны друг с другом, но так, что одно задание можно выполнить только с учетом другого. Кооперировать детей для выполнения какой-либо деятельности необходимо с учетом их индивидуальных особенностей и способности взаимодействовать. Учителю известно: если рядом сидят ученики с одинаково низкой степенью обучаемости, то делом они занимаются не очень охотно, зато с удовольствием могут рассказывать различные истории.

Конкуренция в отличие от кооперации похожа на состязание, но это не одно и то же. Благодаря ей достигаются групповые или индивидуальные цели. Сам же процесс означает противоборство людей, протекающее по определенным правилам. Он предполагает использование санкции наказания за их несоблюдение.

В области образования примером конкуренции может быть деятельность школ, претендующих на звание школы года. В любом образо­вательном заведении возможна конкуренция классов, когда активность учащихся оценивается по критериям успеваемости, творческим делам, общественной активности и т. п. Конкуренция порой принимает форму конфликта, или конфронтации. Конфронтация — осложнение взаимодействия, поскольку один человек применяет в адрес другого деструктивные действия, что часто при­водит к разрыву взаимоотношений.

Чтобы реализовать разные типы взаимодействия, нужны определенные условия. К примеру, доминирование реально при неравенст­ве сил, равенство же способствует соперничеству или сотрудничеству.

Если достижение целей одного зависит от удовлетворения интересов другого, создаются предпосылки для сотрудничества. Но если успех одного обусловливает неудачу другого, тогда рождается соперничество.

Условием взаимодействия является и адекватный ему тип взаимоотношений.

 


14. Проблема становления личности в отечественной психологии.

В настоящее время многие принципы гуманистической психологии восприняты отечественной психологией. Эти принципы оказали влияние на формирование личностно ориентированного подхода к воспитанию. Он был противопоставлен учебно-дисциплинарному, традиционному для нашей системы воспитания. Учебно-дисциплинарный подход заключается в том, чтобы вооружить детей умениями, навыками, знаниями, привить послушание, научить следовать правилам и нормам. Основной идеал: ты должен! (воспитание конформной личности). Воспитание носило субъектно-объектный характер, индивидуальность подавлялась. Личностно ориентированный подход основан на социально-деятельностном понимании личности, главная цель – обеспечение личностного роста воспитанников. Общение и совместная деятельность педагога и ученика строится на принципах понимания, принятия каждого ученика и оказания ему психологической поддержки.

Воспитанность – характеризуется умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Сосновский выделил критерии воспитанности:

1) высокий уровень нравственного и духовного развития человека, знание этических норм, формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения, умение соотносить свои действия с этическими эталонами;

2) моральная ответственность за свои поступки и поведение перед обществом, другими людьми и собой, умение думать и действовать по совести;

3) гуманистическая направленность личности, выражается в устойчивом преобладании мотивов социально-полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами;

4) формирование познавательных мотивов и интересов, направленных не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую действительность;

5) эффективное выполнение разных социальных ролей, понимание других людей;

6) владение собой, регулирование своего поведения, умение адекватно выражать свои эмоции;

7) способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения;

8) открытость для новых возможностей личностного роста, способность к самореализации и самовоспитанию






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных