Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль самосознания в становлении личности. Функции самосознания как условия и фактора личностного развития.




Самосознание – образ себя и отношение к себе. Его появление означает второе рождение человека. Функции самосознания: 1) познание себя; 2) усовершенствование себя; 3) поиск смысла жизни.

1) Познание себя. Одна из самых сложных и самых важных задач самосознания. Сложность: 1) человек должен развивать свои познавательные возможности, чтобы потом применить их для познания себя; это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие; 2) должен накопиться материал для самопознания, человек должен кем-то стать; человек находится в непрерывном развитии, поэтому самосознание всегда отстает от объекта; 3) каждое знание меняет субъекта: узнавая что-то о себе, он становится другим.

Познание себя начинается в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять себя от внешнего мира, затем – от социального окружения, потом – от мамы, и позднее начинает осознавать себя в качестве члена социальной группы. В подростковом возрасте начинается осознание духовного Я, т.е. y способностей, возможностей, характера, нравственных качеств. В подростковом возрасте начинает формироваться идеальное Я, т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.

2) Выработка идеала, соотнесение с ним целей, поступков, линий жизни в целом – это усовершенствование себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу своих поступков и себя.

3) Осмысление собственной жизни – активность, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом


Основные понятия психологии обучения. Отличие понятий научение, учение, обучение.

Развитие человека отличается от развития животного. Животное рождается с комплексом безусловно-рефлекторных реакций, в течение жизни приобретает опыт условно-рефлекторного характера. А человек должен приобрести еще и культурно-исторический опыт, т.е. опыт, накопленный предшествующими поколениями (базовый минимум). Каналы передачи научного и культурно-ист.опыта различаются.

Освоение человеком той части культурно-ист.опыта, к которой относятся ЗУН (знания, умения и навыки), описываются с помощью научения, обучения и учения.

Значительную часть своего опыта в процессе развития человек усваивает стихийно, в процессе общения и взаимодействия с людьми и окружающим миром.

Научение – это устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма. Не любые, даже целесообразные реакции, можно назвать научением (например, видение в темноте). Нет научения при естественном физиологическом созревании, при случайных успехах, при употреблении каких-либо веществ. Существуют различные виды научений:

1) по механизму импритинга;

2) условно-рефлекторное научение;

3) оперантное научение;

4) викарное научение;

5) вербальное научение.

1 – простейший вид, общий и для человека, и для животных. Это автоматическое, почти моментальное приспособление механизма к конкретным условиям с использованием готовых с рождения форм поведения. Запускается при предъявлении стимула.

2 – предполагает возникновение новых форм поведения, как условных реакций на первоначально нейтральные стимулы.

3 – знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Механизм состоит в следующем: задача и ситуация, с которой сталкивается индивид, порождает комплекс безусловных и условных реакций. Для решения задачи человек последовательно пробует каждую из них и выбирает наиболее подходящую. Та из реакций или то их сочетание, которое приводит к наилучшему результату, выделяется из остальных и закрепляется в опыте.

4 – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате чего человек перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Важно на ранних этапах онтогенеза.

5 – приобретение человеком нового опыта посредством речи. Благодаря этому человек может передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые умения и навыки. Является главным видом научения с момента овладения речью. Происходит часто стихийно. Человек черпает опыт из СМИ, книг, рассказов других людей, инструкций и пр.

Механизмы научения:

- подражание (безотчетное или малоосознанное) следование в поведении какому-либо примеру или образцу;

- эмоциональное заражение. Передача эмоционального состояния от одного человека к другому или группе;

- формирование ассоциаций. Устанавливаются временные связи между отдельными знаниями или частями опыта;

- инсайт (догадка). Непосредственное усмотрение какой-то новой информации, чего-то неизвестного.

Обучение – осознанная, целенаправленная передача социального опыта. Организованный, планомерный, управляемый, сознательный процесс. Разница между обучением и научением: готовность к этим видам присвоения опыта обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения ребенок готов почти с рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению навыков появляется к 4-5 годам; а способность к самостоятельному обучению – только к 7-8 годам.

Процесс обучения включает в себя преподавание и учение. Учитель реализует педагогическую деятельность. Активность учащегося в образовательном процессе обозначается термином «учение».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных