ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль самосознания в становлении личности. Функции самосознания как условия и фактора личностного развития.Самосознание – образ себя и отношение к себе. Его появление означает второе рождение человека. Функции самосознания: 1) познание себя; 2) усовершенствование себя; 3) поиск смысла жизни. 1) Познание себя. Одна из самых сложных и самых важных задач самосознания. Сложность: 1) человек должен развивать свои познавательные возможности, чтобы потом применить их для познания себя; это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие; 2) должен накопиться материал для самопознания, человек должен кем-то стать; человек находится в непрерывном развитии, поэтому самосознание всегда отстает от объекта; 3) каждое знание меняет субъекта: узнавая что-то о себе, он становится другим. Познание себя начинается в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять себя от внешнего мира, затем – от социального окружения, потом – от мамы, и позднее начинает осознавать себя в качестве члена социальной группы. В подростковом возрасте начинается осознание духовного Я, т.е. y способностей, возможностей, характера, нравственных качеств. В подростковом возрасте начинает формироваться идеальное Я, т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. 2) Выработка идеала, соотнесение с ним целей, поступков, линий жизни в целом – это усовершенствование себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу своих поступков и себя. 3) Осмысление собственной жизни – активность, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом Основные понятия психологии обучения. Отличие понятий научение, учение, обучение. Развитие человека отличается от развития животного. Животное рождается с комплексом безусловно-рефлекторных реакций, в течение жизни приобретает опыт условно-рефлекторного характера. А человек должен приобрести еще и культурно-исторический опыт, т.е. опыт, накопленный предшествующими поколениями (базовый минимум). Каналы передачи научного и культурно-ист.опыта различаются. Освоение человеком той части культурно-ист.опыта, к которой относятся ЗУН (знания, умения и навыки), описываются с помощью научения, обучения и учения. Значительную часть своего опыта в процессе развития человек усваивает стихийно, в процессе общения и взаимодействия с людьми и окружающим миром. Научение – это устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма. Не любые, даже целесообразные реакции, можно назвать научением (например, видение в темноте). Нет научения при естественном физиологическом созревании, при случайных успехах, при употреблении каких-либо веществ. Существуют различные виды научений: 1) по механизму импритинга; 2) условно-рефлекторное научение; 3) оперантное научение; 4) викарное научение; 5) вербальное научение. 1 – простейший вид, общий и для человека, и для животных. Это автоматическое, почти моментальное приспособление механизма к конкретным условиям с использованием готовых с рождения форм поведения. Запускается при предъявлении стимула. 2 – предполагает возникновение новых форм поведения, как условных реакций на первоначально нейтральные стимулы. 3 – знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Механизм состоит в следующем: задача и ситуация, с которой сталкивается индивид, порождает комплекс безусловных и условных реакций. Для решения задачи человек последовательно пробует каждую из них и выбирает наиболее подходящую. Та из реакций или то их сочетание, которое приводит к наилучшему результату, выделяется из остальных и закрепляется в опыте. 4 – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате чего человек перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Важно на ранних этапах онтогенеза. 5 – приобретение человеком нового опыта посредством речи. Благодаря этому человек может передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые умения и навыки. Является главным видом научения с момента овладения речью. Происходит часто стихийно. Человек черпает опыт из СМИ, книг, рассказов других людей, инструкций и пр. Механизмы научения: - подражание (безотчетное или малоосознанное) следование в поведении какому-либо примеру или образцу; - эмоциональное заражение. Передача эмоционального состояния от одного человека к другому или группе; - формирование ассоциаций. Устанавливаются временные связи между отдельными знаниями или частями опыта; - инсайт (догадка). Непосредственное усмотрение какой-то новой информации, чего-то неизвестного. Обучение – осознанная, целенаправленная передача социального опыта. Организованный, планомерный, управляемый, сознательный процесс. Разница между обучением и научением: готовность к этим видам присвоения опыта обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения ребенок готов почти с рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению навыков появляется к 4-5 годам; а способность к самостоятельному обучению – только к 7-8 годам. Процесс обучения включает в себя преподавание и учение. Учитель реализует педагогическую деятельность. Активность учащегося в образовательном процессе обозначается термином «учение». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|