Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об учебной деятельности. Структура учебной деятельности (в соответствии с концепцией учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).




С 17 по начало 20 в ведущая роль в процессе образования отводилась преподаванию, т.е. деятельности учителя (Коменский, Песталоцци, Герберт). Дидактику Герберта характеризуют понятия упражнения, правил и пр. Он стремился организовать и систематизировать деятельность учителя. Раньше возникли концепции пед.деятельности. Ученическая активность подразумевалась как ответ на действия педагога. Ученик считался пассивным объектом пед.воздействий. В начале 20 в. появляются новые подходы: чем более гуманистично образование, тем в большей мере активность смещается на ученика. Гуманистические трактовки всегда предполагали учет внутреннего мира ученика, необходимость его общего развития, а не только усвоения предметного содержания. Ушинский: прежде всего необходимо видеть в ученике человека.

Очевидно, что общий результат необходим, поэтому педагог должен организовать и свою деятельность, и деятельность учеников, и уметь управлять их активностью.

В 30-40-е гг. за рубежом стали появляться первые концепции учения (Брунер, Пиаже).

У нас расцвет этих теорий приходится на 60-70 гг. 20 в. Были разработаны ряд теорий: Ильясов, Гальперин и Талызина Н.Ф.

Наиболее известной и удобной считается концепция учебной деятельности Давыдова и Эльконина. Эта концепция относится к группе деятельностных теорий. В прошлых теориях ориентировались на результат, т.е. получение знания, которое организуется в понятия. В этой теории за хорошими результатами раскрывается активность и предлагается оптимизировать именно активность.

Основоположником деятельностного подхода к пониманию учения является Выготский. Деятельность, например научения, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование специфических новообразований через присвоение культурно-ист.опыта. Источники развития ребенка заложены не в самом ребенке, а в учении, например на усвоении способа приобретения знаний.

Учение – специфическая человеческая деятельность. Как и любая другая деятельность, она характеризуется целями и мотивами. Ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать. Он должен видеть свои ошибки, оценивать и контролировать себя, но при выполнении учебных действий у человека нет никаких других целей, кроме усвоения социального опыта. Само учение как деятельность имеет место там, где деятельность человека управляется сознательной целью усвоить знания, умения и навыки. Структура учебной деятельности. Деятельность субъекта всегда направлена на удовлетворение какой-либо потребности, т.е. предмет, который эту потребность может удовлетворить. Предмет побуждает и направляет деятельность субъекта.Учение только тогда является самостоятельной деятельностью, когда удовлетворяет познавательную потребность. Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-либо другой потребности (например, позиционной - занять место отличника). Учение здесь не является самостоятельной деятельностью, а только действием в структуре другой деятельности, так как мотивом является не усвоение знаний, а то, ради чего ученик учится.Независимо от того, на удовлетворение какой потребности направлено учение, оно всегда реализуется действием или цепочкой действий. Мнемические, перцептивные, умственные, физические действия. Всякое действие направляется целью, причем цель находится под влиянием мотива.

побуждения

Учебная деятельность ¾ мотив мотивационно-потребностный компонент

¯ направляется

Учебное действие ¾ цель учеб. задача – учебная цель, поставленная

¯ зависит от в определенные условия

Учебные операции ¾ условия операционно-технический компонент

Учебная деятельность может протекать как во внешнем, так и во внутреннем y плане. y деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя материальная деятельность. У учебной деятельности имеется надстройка со стороны самосознания – самоконтроль и самооценка.

Учебная деятельность.

¯ ¯ ¯

Мотивационно-потребностный Операционно-технический Контрольно-оценочный

компонент. компонент компонент






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных