Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мотивы и цели учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Приемы формирования учебной мотивации.




Мотив – это то, ради чего человек совершает ту или иную деятельность (побуждение к деятельности).

Цель – осознаваемый и представленный результат деятельности.

Цели учебной деятельности ясны ни педагогам, ни ученикам.

мотив = смысл деятельности

цели

Мотивы влияют на всю учебную деятельность, на отношение ребенка к учению.

Мотивы бывают внешние и внутренние.

Внешние лежат за рамками учебного процесса. Они связаны с результатом учения.

Внутренние мотивы порождаются самой учебной Д. Они непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. В их основе лежит познавательная потребность. Внутренние мотивы для учебы самые ценные. Виды внутренних мотивов:

1) интерес к результатам, связанным с учебной Д (научиться читать, чтобы прочесть интересную книгу);

2) интерес к процессу учения; связан с возникшими эмоциями, когда ученик проявляет познавательную потребность, потребность думать;

3) интерес к определенной области знания;

4) интерес к познанию (узнать новые факты, способы действия, проникать в суть явлений).

Только внутренних мотивов недостаточно.

Талызина: Формирование только внутренней (= познавательной) мотивации в отношении определенного предмета без учета мотивационной направленности личности может привести к своеобразному мобизму (человек не будет думать о своих обязанностях перед обществом. Познавательная мотивация должна быть всегда подчинена соц.)

Внешние мотивы:

1) широкие социальные мотивы. Внешняя мотивация может быть удачной в случае апелляции к этим мотивам.

- мотивы самоопределения (выражаются в понимании значения знания для будущего, желания хорошо подготовиться к будущей работе);

- мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

- мотивы долга и ответственности (проявляются в стремлении выполнить требования, выполнить свои обязанности).

У широкой социальной мотивации есть 2 аспекта: субъективный и объективный. Субъективный состоит в том, что ученик должен понимать, что учиться надо и для того, чтобы стать полезным обществу. Объективный аспект состоит в том, что общество должно сделать перспективу получения образования заманчивой.

Считается, что если часто к ним апеллировать, то они перестают обладать побудительной силой (изнашиваются).

2) узколичностные мотивы

- мотивы благополучия (получить хорошую оценку любой ценой, так как похвалят и т.д.);

- престижные мотивы (человек учиться, чтобы выделяться среди товарищей, занять престижное место);

- отрицательные мотивы (связанные с избеганием неприятностей, которые могут возникнуть, если ребенок будет плохо учиться – ругать будут и пр.);

- оценочный мотив (принимает облик любого узколичностного мотива).

Внешне учебная деятельность всех учеников похожа. Заботиться о путях повышения эффективности учебной деятельности, в первую очередь надо влияя на учебные мотивы.

Классификация мотивов учения:

I В школе А.Н. Леонтьева:

- понимаемые;

- реально действующие.

II Степень их осознанности:

- осознаваемые;

- неосознаваемые.

Мотивы в момент деятельности не осознаются, но отражаются в определенной эмоции.

III Учебная деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами, которые находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы одинаково влияют на учебную деятельность.

- смыслообразующие (ведущие);

- второстепенные (мотивы – стимул)

Приемы формирования учебной мотивации

I. Внутренняя мотивация

1) Упреждение деятельности (реклама предмета). Учитель должен представить содержание своего материала, его социальный и культурный смысл. Используемые процедуры усвоения.

2) Преодоление предметоцентризма. Для этого существуют 2 способа: - «опрокидывание» учебного содержания на жизненный опыт учащегося; - перед изучением нового раздела нужно давать смыслообразующие задания;

3) Педагог должен помнить, что самое приятное для ученика – узнать, что с ним случится хорошего, если он освоит этот предмет;

4) Представление учебного содержания в виде системы учебных задач.

Надо различать понятия: учебное упражнения; учебная задача; учебная ситуация. Педагоги предметоцентристы говорят на языке учебных заданий и упражнений. Они ориентированы на получение результата; а педагог непредметоцентрист компонует упражнения и задачи в учебные задачи, предлагаемые в учебной ситуации. Важно повернуть учащихся от фиксации результата к фиксации способов достижения этих результатов.

5) Отметка. Считается, что она – это очень сильный рычаг для работы с мотивами, но она повышает мотивацию лишь при высокой психологической компетентности педагога, при низкой – фактор разрушения и деградации мотивов.

Хороший прием повышения мотивации – это назначение учащегося ассистентом учителя. Появляются новые мотивы, происходит их соподчинение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных