Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II тип обучения, или Управляемое формирование учебных навыков.




Управляемое формирование учебных навыков отличается передачей учебных действий, т.е. педагог строит действия у учеников, управляет ими, а учебные действия лежат в основе учебных навыков. Ориентировка является полной, в ней отражены все условия, необходимые для правильного выполнения действий. Эти условия даются учащимся в готовом виде, ориентировка частная для каждого случая действия. Действие формируется быстро, безошибочно, достаточно устойчиво, что плохо переносится в новых, изменившихся условиях.

Этапы: 1) мотивационный; 2) составление схемы ООД; 3) организация в материальном плане; 4) подача действия в материализ. форме.

Материальная и материализ. поддержки не то же самое, что наглядная иллюстративность при обычном обучении.

Ориентировка полная.

Иллюстративность делает очевидной объект действия, а материализ. – алгоритм действий с этим объектом. Учащиеся проговаривают вслух о совершаемых ими операциях.

- Организация действий во внешней речи без опоры на мат. или материализ. средства (это должен кто-то слышать – громкая социализ.речь).

- Организация внутренней речи.

- Умственные действия. Все операции выполняются автоматически, бессознательно. Это разумное, сознательное, обобщ. действие. Во всех условиях проявляется в одинаковом составе.

Учиться по 2-му типу легко, а учить трудно, т.к. учитель должен эту ориентировку составить и давать в готовом виде ученикам. Он должен членить учебное содержание на куски и ставить ориентиры.

Условия управляемого обучения:

1) Педагог, опираясь на объективные законы перехода от внешних действий к умственным автоматизмом, должен раскрывать полную ООД. Она должна сформировать: а) характеристику объектов в его существенных свойствах; б) характеристику действий в его существенных шагах. Для этого педагог должен ответить на вопросы: - Как я это выполняю? Т.е. выявить содержание действия. – Как сделать то, что я выполняю, понятным для ученика? Т.е. внутреннее содержание действия представить во внешней, понятной для учеников форме.

2) Педагог должен замотивировать учеников пользоваться этими схемами.

3) Педагог должен суметь перевести учащихся от опоры на схемы к речевым, а затем умственным действиям.

Ученик, используя данную учителем схему ООД, выполняет новые действия сразу без ошибок. В дальнейшем автоматизм складывается легче, чем при стихийном становлении навыка, когда на каждом шагу происходит переучивание. По второй схеме исключается ломка действий, стихийные пробы и ошибки.

Трудности организации обучения по 2 типу:

1) учитель должен иметь логическую культуру, подвергая какую-либо область нормативно-логическому анализу, он должен: выявить костяк основных действий и линии усложнения при переходе к навыкам более высокого уровня и представить этот костяк в очевидной для ученика форме. Должен составить систему типовых задач, которые школьники должны уметь решать;

2) учителям часто трудно составить схемы ООД, т.к. они часто для каждого действия.

Инструкции подаются не до выполнения задания, а во время его выполнения, тем самым устраняется временной разрыв.

2-ой тип обучения был открыт дважды: 1) теоретически – Гальперин и Талызина; 2) практически – Шаталов.

Признаки хорошо сформированных навыков:

- навык разумен, т.е. он опирается на правильную оценку ситуации и выполняется с ориентировкой на существенные характеристики (например, на существенные свойства задач);

- навык обобщенный, т.е. характеристики могут быть в различных сочетаниях, но человек их узнает. Во всех условиях навык проявляется одинаково, в полном составе;

- оптимальность временных и смысловых затрат, т.е. навык выполняется легко;

- прочность навыка;

- безошибочность навыка.

Критика 2 типа обучения:

- отсутствие творчества у учеников. Гальперин: ТВ-мо может быть различных уровней; оно может опираться на базу навыков и тогда оно будет оправдано, а может выглядеть как слепые пробы и ошибки, тогда оно не оправдано.

- основной недостаток – система ориентиров подбирается опытным путем.

Какие указания для правильного выполнения действия нужны самому слабому ученику?

- все эффекты 2 типа обучения относятся только к типовым заданиям, которые встречались в практическом обучении.

- основа программируемого обучения, в т.ч. и компьютерного

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных