Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль традиций франко-бургундской культуры в искусстве Нидерландов 1 пол. 15 в




Со 2 пол. 14 века Париж, а затем и Дижон становятся крупными художественными школами. Дижон – центр франко-бургундского Возрождения. Мастера-представители: Брудерлам, Жан Мануэль (Троица или Тонда с оплакиванием). Истоки нидерландского искусства можно увидеть в миниатюре (конкретность, историчность, человек предстает в его связи с земной жизнью).

Франко-бургундская культура позднего Средневековья знакома более всего по изобразительному искусству, прежде всего по живописи.

Брудерлам (упоминается в 1381-1401). Он работал в замке Эсден и исполнил множество произведений,

заказанных герцогом Филиппом Смелым (Бургундским). В 1394-1399 он расписывает внешние стороны створок резного алтаря работы скульптора Жака де Барза, предназначенного для монастыря Шанмоль в Дижоне, единственная сохранившаяся работа художника. На каждой створке изображены две сцены: Благовещение и Встреча Марии и Елизаветы, Принесение во храм и Бегство в Египет. Текучесть человеческих фигур и тканей, элегантность, уравновешенная некоторыми реалистическими чертами. Представитель мягкого стиля, характеризующегося плавными, текучими складками одежд, изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.

Скульптура отразила проблески нового сознания значительно ярче. В конце 14 в. Клаус Слютер (ум. ок. 1406 г.) предпринял первые попытки разбить традиционные каноны. Статуи герцога Филиппа Смелого и его жены на портале усыпальницы бургундских герцогов в дижонском монастыре Шанмоль (1391—1397) отличаются безусловной портретной убедительностью. Во дворе того же монастыря Слютер совместно со своим племянником и учеником Клаусом де Верве (ок. 1380—1439) создал композицию «Голгофа» (1395—1406), дошедший до нас украшенный статуями постамент которой (так называемый Колодец пророков) отличается мощью форм и драматичностью замысла. Статуя Моисея, являющаяся частью этого произведения, может быть отнесена к числу самых значительных достижений европейской скульптуры своего времени. Из работ Слютера и де Верве должны быть отмечены также фигуры плакальщиков для гробницы Филиппа Смелого (1384—1411; Дижон), для которых характерна острая, повышенная выразительность в передаче эмоций.

Некоторая преувеличенность экспрессии, излишняя буквальность портретных решений и весьма слабая индивидуализация образа заставляют видеть в них скорее предшественников, чем зачинателей нового искусства. Во всяком случае, развитие ренессансных тенденций в Нидерландах протекало другими путями. Эти пути были намечены в нидерландской миниатюре начала 15 столетия.

Нидерландские миниатюристы еще в 13—14 вв. пользовались самой широкой известностью; многие из них выезжали за пределы страны и оказали весьма сильное влияние на мастеров, например, Франции. И как раз в области миниатюры был создан памятник переломного значения — так называемый Турино-Миланский часослов. Братья ван Эйк по заказу герцога Берийского создают лучшие его листы (с 1400 до сер. 15 в.). Для миниатюр Турино-Миланского часослова (и шире — для живописи 20-х гг. 15 в.) весьма характерно, что художник обращает внимание не столько на стройную и разумную организованность мира, сколько на его естественную пространственную протяженность. Из миниатюр известны Часослов Маршала Бусика, Брюсильский Часослов, Библия Карла V.

К первой половине 15 в относятся Робер Кампен, Ян ванн Эйк, Рогиро ванн дер Вейден.

3. Живопись Нидерландов 2/2 15 века

С 40-х в нидерландской живописи, с одной стороны, усилились элементы повествовательности, с другой – драматического действия и настроения. Исчезает чувство гармонии, упорядоченности и единства мира и человека. Человек осознает свое самостоятельное жизненное значение, он начинает верить в свой разум и волю. Его образ в ис-ве становится все более индивидуально неповторимым, углубленным. Он превращается в центральное действующее лицо сюжетных сцен или в героя станковых портретов, обладателя тонкого интеллекта. В его облике начинают сквозить тревога, пессимизм.

В последней четверти 15 века активизируется художественная жизнь северных провинций (в частности, Голландии). В ис-ве работающих здесь художников сильнее, чем на юге Нидерландов, проступает связь с народными поверьями, фольклором, резче выражена тяга к низменному, уродливому, к социальной сатире.

Эти черты остро обозначены в живописи Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Его искусство отражало кризисные настроения, захватившие нидерландское общество в условиях нарастания социальных конфликтов конца 15 в. В это время старые нидерландские города (Брюгге, Гент) утратили былое могущество, их культура угасала. В творчестве некоторых художников заметно снижение художественного уровня, проявлялись архаизирующие тенденции или склонность к увлечению незначительными бытовыми подробностями, тормозившие дальнейшее развитие реализма. Истоки творчества Босха – утрата веры в гармоничность мира. Задача, которую решает Босх – вернуть искусству мировоззренческий смысл. Не был забыт в веках, влияние его творчества на современное искусство (сюрреализм). Зрелые работы на рубеже веков, когда вся Европа ждет конца света.

В Европе социальные расслоения, наблюдение за простыми людьми. Гротескный образ человека, внимание ни к отдельному человеку, а к человечеству. Босх – морализатор. Из семьи потомственных художников, член братства Богоматери. Он верен догматам церкви, женат на богатой патрицианке (от сюда свобода и безнаказанность), мыслит как хочет. Образован, изучал античное искусство, фольклор народов. Искусство его фантастично, образы сложные, из животного и предметного миров.

1 этап (1475-1480): Операция по извлечению глупости, Шарлатаны, Несение креста, Брак в Кане, 7 смертных грехов. 2 этап (до 1510): Стог сена, Сад земных наслаждений. Искушение св. Антония. 3 этап (до 1516): Искушение св. антония, Иоанн-ев. на о. патмосе, Св. Кристофор, Иоанн-креститель, Бродяга, Поклонение волхвов, Коронование тернием, Страшный суд).

Ганс Мемлинг (1433-94) был известен и признан современниками, магистральная линия нидерландского искусства, ученик Вейдена. Мемлинг стремится сохранить повседневный облик своих реальных героев и приблизить к ним героев идеальных. Возвышенное начало перестает быть выражением неких пантеистически понятых общих мировых сил и превращается в естественное духовное свойство человека. Свойственна повествовательность, простой рассказ. Процесс конкретизации образа ведет у Мемлинга к бытовой определенности. Бюргерское начало, ценность повседневного. Снижает образы религиозные, сближая их с образами простых людей. Характерно создание многофигурных композиций. (Страшный Суд, Алтарь с поклонением младенцу, Страсти Христовы, Длаговещение, Алтарь Св. Иоаннов, Диптих Ньювенхове, Диптих Мореля и его жены, Ракка св. Урсуллы, Семь радостей Марии, Рождество, мадонна с младенцем на пристоле, Оплакивание Христа, Триптих земного тщеславия).

Хуго ванн дер Гус (ок. 1435-40 - 1482) - фламандский живописец. Родился в Генте. Вступил в гильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Самое известное произведение — большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари», который был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя семейства Медичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи и др. (Диптих с Грехопадением и Оплакиванием, Алтарь Партинари, Алтарь Монфорте, Поклонение пастухов, Портрет молодого человека).

Петрус Кристус (1410/1420, Баарле — 1475/76, Брюгге) - фламандский художник, работавший в Брюгге с 1444 г. Был учеником Яна ван Эйка, на его стиль помимо учителя оказали влияние художники Рогир и Кампен. Унаследовал мастерскую Ван Эйка после его смерти в 1441 г. и оказал значительное влияние на других мастеров брюггской школы —Боутса и Гертгена. Портреты кисти Кристуса благодаря характерно проработанным деталям мимики выглядели очень живыми. Петрус Кристус был первым фламандским живописцем, серьёзно посвятившим себя портретной живописи. Одним из его шедевров считается «Портрет девушки» из Берлинской картинной галереи. (Страшный суд, Рождество, Св. Эллигий, П-т картузианского монаха)

Дирк Боутс (около 1415, Харлем — 6 мая 1475, Лёвен) — нидерландский живописец. На Боутса оказали влияние Эйк и Рогир. Влияние Рогира прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником. (Тайная вечеря, Правосудие Оттона. Мученичество св. Эразма)

Гертген тот Синт Янс (Лейден 1460—1465 – Харлем до 1495) — северо-нидерландский живописец. Этот рано умерший художник, работавший в Харлеме, является одной из самых значительных фигур северо-нидерландской живописи конца XV в. Для живописной манеры характерны тонкая эмоциональность в трактовке религиозных сюжетов, внимание к явлениям повседневной жизни и вдумчивая, поэтически-одухотворённая проработка деталей. Всё это получит развитие в реалистической голландской живописи последующих столетий. (Св. Иоанн-Креститель, Воскрешение Лазаря)

Герард Давид (ок. 1460, Аудеватер, Утрехт — 13 августа 1523, Брюгге) — фламандско-нидерландский живописец. Учился у Ганса Мемлинга. С 1494 был городским живописцем в Брюгге. Произведения мягкие и сочные, хорошая передача освещения. Поэтичность пейзажных мотивов. Большей частью является безличным повторением устоявшихся в нидерладнской живописи композиционных схем XV в. (Крещение Христа, Мадонна, обнимающая мертвого Христа (Эрм.))

4. Пражская школа. Ее место в немецком искусстве 15 в

Образуется объединенная Германская империя со столицей в Праге, мастера влияют на немцев.

Теодорик. Почти никаких сведений о его жизни не сохранилось. Работал в Праге в 1340–1370-х годах при дворе императора Карла IV. Упоминается в 1348 как «первый мастер» пражского цеха художников. В 129 станковых композициях с изображением святых в капелле св. Креста замка Карлштейн «иконное» расположение фигур на узорном фоне, звучный локальный колорит сочетаются со смелой пластической лепкой объемов, индивидуальной выразительностью и духовной значительностью образов, попытками раскрытия психологического состояния. Теодерик исполнил в этой капелле не только живописное оформление, но и уникальный архитектурный декор. Теодерик украсил и ряд других помещений Карлштейна (в том числе церковь Богоматери, где он создал цикл росписей на темы жития св. Вацлава). «Интернациональная готика» в его искусстве ярко и самобытно соединилась с раннеренессансными чертами. Умер в Праге до 11 марта 1381.

Мастер Тршебоньского алтаря. Один из родоначальников «мягкого стиля». Этот мастер (активен в 1380—1400 гг.) работал в Богемии во 2-й пол. XIV в. Он принадлежал к пражской школе живописи, которая являлась одним из центров развития интернациональной готики, и входил в число художников, работавших для пражского двора. Его главным произведением является алтарь для церкви св. Илии монастыря августинов в Тржебоне. Искусство Мастера Тржебоньского алтаря пронизано чувствительностью и гармонией, ему присущи поэтичность, созерцательность, и близкая к мистицизму религиозность. Для него характерны оригинальное построение пространства и тщательная нюансировка форм светотенью. Мастер Тржебоньского алтаря был основоположником «прекрасного стиля» - варианта «интернациональной готики», распространившегося в Богемии и Центральной Европе. Из произведений позднего творчества мастера следует назвать «Мадонну» и «Рудницкую Мадонну», а также «Мадонны» из церкви св. Троицы, из Вышеброда и Вроцлава. В его мастерской были созданы такие картины как «Поклонение младенцу Христу», «Мадонна Ара Коэли» – самый древний образец картины в раме, украшенной живописью (такое оформление было характерно впоследствии для чешской живописи первой половины XV века). Кроме этого, 1380 годом датируется «Распятие», созданное всё в той же мастерской. Влияние работ Мастера Тржебоньского алтаря в конце XIV века можно увидеть в произведениях немецких средневековых мастеров.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных