Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социогенетический подход




Концепция Э. Эриксона

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии— дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадияначинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,— поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,— это размывание чувства «Я».

При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

В обобщенном виде этапы развития представлены в таблице.

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальнаялиния развития
0-1 год; мать Доверие—недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители Автономия—зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.

Продолжение таблицы

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе — чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, знакомые Трудолюбие — чувство неполноценности. Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18 лет; группа сверстников Идентичность — смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
Ранняя взрослость Близость—изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость Генеративность— стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность—отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отчаяние: отсутствие за-завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

48) Теория рекапитуляции Ст. Холла

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Исследуя психическое развитие детей, американский психолог Ст.Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон. Биогенетический закон - обобщение в области взаимоотношений филогенеза и онтогенеза организмов, установленное Ф.Мюллером (1864) и сформулированное Э.Геккелем (1866), - гласит: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида. Например, эмбрион человека в начале своего развития имеет жабры - это повторение стадии рыб, затем осуществляется своеобразный «выход» живых существ на землю. Далее, в развитии, намечается сходство эмбриона с пресмыкающимися, затем - с обезьянами и т. п. Геккель предложил метод тройного параллелизма для филогенетических исследований - сопоставление данных палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Согласно Геккелю, в онтогенезе повторяются целые филогенетические стадии. Более поздние исследования онтогенеза организмов множества видов показали, что признаки, нарушающие это соотношение, многочисленны, и рекапитуляция целых филогенетических стадий невозможна.
Однако, прежде чем сформировалась научная критика этого подхода, биогенетический закон был перенесен на развитие ребенка. Ст.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человекодин спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и, теперь уже, бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Формирование психики детей трактовалось, как фатальный переход одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.
Положения Ст. Холла о принципах развития психики ребенка вызвали критику многих психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. «Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта», - остроумно заметил другой ученый - П.П.Блонский. Однако под влиянием работ Ст. Холла изучение детской психологии приняло необычайно широкие масштабы и увлекло многих.
Ст.Холл является основоположником педологии, сторонником экспериментальной педагогики. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно быстро пересмотрены, сама наука педология очень скоро приобрела широкую популярность и просуществовала до середины 20 в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. С целью исследования детской психики Холл широко распространял вопросники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям. «В Америке любят все делать широко!» - писал швейцарский психолог Клапаред. Учителя не успевали отвечать на опросные листы, рассылаемые педагогическими журналами, и за это их порицали, считая отсталыми. «Но наука не создается так быстро, как строятся города даже в Америке, и ошибки этой лихорадочной и искусственной деятельности скоро дали себя знать», - сразу же констатировал Клапаред.
По мнению Ст.Холла:
- психика человека не имеет качественного своеобразия;
- развитие раз и навсегда зафиксировано, предопределено;
- роль воспитания и обучения в психическом развитии несущественна.
Критика теории:
С.Л.Рубинштейн выделил существенные различия между социогенезом и онтогенезом:
а) различие в морфо-физиологических условиях;
б) роль труда;
в) различная роль речи;
г) роль предшествующего поколения.
С.Л.Рубинштейн показал, что у ребенка принципиально другие отношения с окружающей действительностью, чем у взрослого.
Несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. И если бы ее не было, еще долгое время не было бы и других теоретических концепций. Ст.Холл впервые осуществил попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена. Достоинствами исследований Холла можно считать и большой фактический материал, который был им собран, и введение в детскую психологию новых методов исследования, а именно: анализ детских рисунков, игр и снов; метод опросников. Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников - А.Гезелла и Л.Термена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных