Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отечественная психология




Рис. 26.1. Структура деятельности

 

5. Личность..

 

Личность и ее структура
Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития.

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами.
Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

 

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

Движущими силами развития личности являются противоречия, внут­ренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конф­ликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы­ражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоре­чие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организ­му и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулирует отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противо­речие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и жела­нием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, доотиворечия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворе­ния, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни дея­тельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В ре­зультате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождай новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяемся другим, и развитие продолжается.

Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся:

1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта.

2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.)

3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности

4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю.

5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств Такие возрастные периоды называют сенситивными для развития т той или иной психической функции Например, для развития речи сенситивным является возраст от 1 до 5 лет, памяти - младший школьный возраст, мышления - подростковый период, мировоззрения - ранний юношеский е вік.

6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной) Она прослеживается и в пределах отдельной сферы, например, в интеллектуальной сфере интегрируются перцептивный и когнитивный уровне познания и т.д. С возрастом п сихика становится целостное, стабильной, что проявляется в поведении, поступках, действиях, в интегрированном отношение к действительностиності.

7 Пластичность развития Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) Развитие субъективного мира детей приводит к изменению соотношения реакторов ности и активности в процессе взаимодействия Растут произвольность, инициативность, самостоятельность поведения, сопротивление прямым внешним воздействиям, которые не соответствуют внутренним установкам младенцевтини.

8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности

9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями Продуктивная актуализация воспитателем и усви идомлення этих противоречий личностью, наличие воли в их решении, гуманистические отношения в группах, воспитания, самовоспитания обеспечивают прогрессивное развитие личности Итогом решения су перечности является возникновение психических новообразований возраста, не соответствующие предыдущий социальной ситуации развития, выходят за ее пределы Возникает новая противоречие, которая может быть решена благодаря построений и новой системы отношений, включение в новую ситуацию развития, удостоверяющий переход ребенка к новой психологического возраствіку.

10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка

11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений

12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательного

 

6. Основные направления психологии и их представители.

 

Функционализм

Представители: Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой.

Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Вклад.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Бихевиоризм

Представители: Эдвард Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Фрейдизм

Представитель: Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет изучения. Бессознательные психические процессы.

Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Практика.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как сексуальное биологическое существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Гештальтпсихология

Представители: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Отечественная психология

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных