Стадия
| Возраст
| Психосоциальный кризис
| Причина возникновения кризиса
| Сильная сторона
| Установка
|
|
|
|
|
|
|
Орально-сенсорная
| Рождение – 1 год
| Базальное доверие – базальное недоверие
| Ребенок перестает быть центром внимания матери в силу следующих причин: 1) она возобновляет прерванную карьеру; 2) рождение следующего ребенка в семье; 3) система ценностей находится в противоречии с общественной и др.
| Надежда
| Я – то, что я ощущаю и чувствую
|
Мышечно-анальная
| 1-3 года
| Автономия – стыд и сомнения
| Чрезмерный посторонний контроль и одновременная потеря самоконтроля
| Сила воли
| Я - то, что я могу
|
Локомоторно-генитальная
| 3-6 лет
| Инициативность - вина
| Подавление инициативы, самостоятельности в действиях и одновременная потеря ответственности за себя и за мир вокруг
| Цель
| Я – то, что я буду
|
Латентная
| 6-12 лет
| Трудолюбие - неполноценность
| Зависимость чувства компетентности от успеваемости (в основном, школьной), сомнение в своих способностях и одновременная потеря веры в свою способность эффективно функционировать в существующем мире.
| Компетентность
| Я – то, чему я научился
|
Подростковая
| 12-19 лет
| Эго – идентичность – ролевое смещение
| Интеграция многочисленных образов «Я» в личную идентичность, видение идеального образа своего будущего и как результат внутренний конфликт, поиск смысла жизни.
| Верность
| Я – то, что есть моя миссия
|
Ранняя зрелость
| 20-25 лет
| Интимность - изоляция
| Излишняя поглощенность собой (как попытка проверить свою идентичность) и как результат – социальный вакуум
| Любовь
| Я – то, за что несу ответственность
|
Средняя зрелость
| 26-64 года
| Продуктивность - застой
| Утрата продуктивности и как результат – ощущение бессмысленности жизни
| Забота
| Я – то, что совершенствую
|
Поздняя зрелость
| 65 - смерть
| Эго – интеграция - отчаяние
| Суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго
| Мудрость
| Я – то, что я совершил в жизни
|