Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и градостроительство романского периода 1 страница




Пока Византийская империя переживала свои взлеты и падения, на территории Западной Европы возникали и исчезали новые государства. Начало Х столетия застало Европу в состоянии глубокого кризиса. На севере вторгались норманны, на востоке – венгры. Средиземноморье терроризировали арабы. Но внутри европейского общества шли те глубинные процессы, которые позволили общественной жизни стабилизироваться. Завершилось оформление феодальных поземельных отношений, создались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства, вступали в действие силы этнического сплочения. В Европе началось формирование новых народностей: французской на западе, немецкой на востоке, итальянской на юге. На юго-западе европейского континента королевство астурии и леона вело освободительную борьбу против рабов. На севере материака укреплялась королевская власть Англии. На Х-XI века приходится утверждение суверенитета раннефеодальных госдуарств Польши, Чехии и Венгрии.

Десятое столетие было временем сложения и распространения политической доктрины феодального строя, который к середине XI столетия в Западной Европе вступил в полосу своей зрелости. Оформились его важнейшие общественные институты – земельная собственность и вотчинная система, сформировались основные классы, выделились сословия, установилась их иерархия. Открылась перспектива наиболее полной реализации возможностей исторического прогресса, заложенных в феодальной формации. Средневековая «картина мира» в период развитого феодализма стала обретать более четкие контуры.

Архитектура и изобразительное искусство откликнулись на происшедшие перемены формированием общеевропейского художественного стиля, который с легкой руки французских археологов получил название «романского». Сложение романики знаменовало возникновение относительно цельной художественной системы, которая сумела отразить современный ей миропорядок в его устоявшихся явлениях и формах. Но западный мир Х – первой половины XII века при относительной жесткой внутренней структуре, основу которой составляли вассально-ленные отношения и корпоративные связи, был слишком разнообразен, контрастен, внешне изменчив, чтобы его можно было выразить одной незыблемой универсальной формулой, подобной византийской. В Европе зрелого средневековья постоянно противоборствовали центростремительные и центробженые силы, сталкивались своекорыстие феодалов и централистские устремления королевской власти; спор вели грезившие об имперском всемогуществе германские короли и настойчиво проводившие теократические идеи римские папы. Католическая церковь в этой борьбе стала крупным интернациональным центром.

Рост могущества церкви укреплял ее диктатуру в духовной жизни европейского общества. Сохраняя монополию на образование, она держала в своих руках главные нити культурного развития. Хранителями и основными очагами культуры романского периода были монастыри, отчасти епископские города.

 

   

 

17.Кведлинбург. Вид старой части города.

Голод и нищета, усиление феодального гнета, надежда на свершение чуда и религиозная экзальтация заставляли людей той эпохи поклоняться «святим местам» и отправляться в дальний путь искать спасения у прославленного святилища. С XI столетия паломничества приобрели особое значение в жизни феодальной Европы и достигли небывалого размаха в следующем столетии. Однако не одно благочестие было стимулом все усиливавшихся передвижений в Европе XI-XII веков. Разорение мелкого и среднего рыцарства, вызванное ростом крупного землевладения, отделение ремесла от сельского хозяйства вывели на дороги Европы и разбойных рыцарей, искавших военных авантюр, и беглых крестьян, и ремесленников, жаждавших найти работу у стен монастыря или феодального замка. В Европе шло образование городов.

В развитии романики можно различить два этапа, соответствующих периодам становления европейской культуры в целом. Первый (вторая половина Х – середина XI в.) – был полосой накопления знаний, первых попыток их систематизации, смелых исканий. Пробуждался интерес к собственно человеческому. В поэзии древних стали волновать лирические мотивы, нравоучительные сентеции, яркие характеры. Клирики становились поэтами-профессионалами. Бродячее племя голиардов (вагантов) славило чувственную жизнь и противостояло правоверным служителям церкви. Изобразительное искусство обратило свой взор к смыслу и характеру человеческих поступков, архитектура постигала свойства строрительного материала, искала наиболее совершенные конструкции и удобные методы планировки.

Период зрелости наступил во второй половине XI столетия и захватил большую часть XII века. Это время глубоких перемен в духовной культуре Европы. Признание получила письменная литература на народных языках. На рубеже XI и XII веков были сделаны первые записи средневекового эпоса, героических песен, саг и сказаний. XII столетие было временем рождения рыцарской любовной поэзии. Вспыхнув ярким светом на провансальском юге, она нашла затем приверженцев и на туманном севере и на германском востоке.

Искусство романской поры попыталось уловить общие закономерности окружающего мира и отразить поступательный ход истории. Чувства, затрагивающую душу, стали важны для строителей и архитекторов.

В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений.

 

   

 

18. Замок Вартбург в Тюрингии.

Возникновение укрепленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Возводили донжоны, а затем и комплексы замков на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении, окружали палисадом и рвом с водой, через который перекидывали подъемный мост. Из оборонительного сооружения замок в зрелом средневековье превратился в средство феодальной экспансии. Этому во многом способствовали крестовые походы. Крепости, сооруженные крестоносцами в Сирии и Палестине, выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили распространение машикули, двойной ряд стен. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды.

Светское жилище феодала не стало художественным выражением эпохи, доминирующей оказалась утилитарность его назначения. Но сам образ крепости, столь неотъмлемой от того беспокойного времени, наложил неизгладимый отпечаток на все мироощущение эпохи. Основой романского синтеза явилась культовая архитектура, объединившая художественно-идеологические, функциональные и конструктивные принципы в единое целое.

   

19. Паломническая церковь Сент Фуа.

Господствующим типом культового здания была монастырская церковь, в ней с наибольшей полнотой выразился дух эпохи. В этом сказалась вся совокупность духовной и материальной жизни Европы романского времени, где церковь была главной идеологической силой, а культурным центром с умело налаженным хозяйством, располагавшим необходимыми для строительства силами и средствами, был монастырь. Каменщики, живописцы, скульпторы, плотники были по преимуществу светскими людьми. Они группировались вокруг монастыря, крупной епископской резиденции или замка властительного феодала. Возведение значительного здания, в первую очередь церковного, начиналось по инициативе высопоставленного духовного или светского лица. Его именовали основателем, строителем, реставратором, завершителем. Зримый облик зданию придавал мастер или архитектор. Он создавал эскиз будущей постройки или, чаще, ее модель, вел топографическую съемку, производил разбивку плана. В его руках находилось руководство всеми практическими строительными работами. В подчинение главного мастера находились простые ремесленники – каменщики, каменотесы, плотники, кирпичники, кузнец. Средневековые документы различают их по характеру и типу производимых работ. В строительную артель входили также скульпторы, которые наносили на подготовленные вчерне архитектурные детали декоративные фризы, высекали профили и сюжетные изображения.

Три важнейшие проблемы, без разрешения которых невозможно было добиться выразительности и цельности архитектурного образа, стояли перед романскими зодчими: привести планировку церкви в соответствие с требованиями уже оформившегося католического культа (в 1054 году произошло разделение восточнохристианской и западной церкви), усовершенствовать архитектурные конструкции – в первую очередь решить проблему каменного перекрытия – и на этой основе добиться ясности соотношения пространств и объемов здания.

 

   

 

20.Клуатр церкви Сен Пьер в Муассаке.

Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

 

   

21.Аббатская церковь в Сен-Савен-сюр-Гартамп.

Облик романской церкви возникает как итог сложения и сопоставления простых, геометрически четких и легко обозримых объемов. В основе церкви лежит простейшая ячейка пространства, целое возникает как подобие, как повторение, удвоение или модификация первоэлементов. Эта система в художественно преобразованном виде доносит представление о мире парцеллированном, но в основе едином, построенном на принципе иерархии и подобия малого большому и наоборот. В структуре храма изолированность каждого пространственного объема подчеркивали массивные стены, в интерьере прямоугольные опоры и особенно введенные в практику крещатые столбы, выступы которых воспринимались как участки стены, оставшиеся после образования проема. Стена, ее масса и поверхность оставались ведущим началом в облике романского храма.

Наружный вид романской церкви выявлял ее внутреннюю структуру, интерьер подчинял свой образный строй нуждам богослужения и священной топографии. Продольное тело романской церкви обладало однообразным, часто скандированным ритмом. В предалтарной части тяжелая поступь опорных столбов прерывалась стремительным движением в стороны рукавов трансепта и одновременно высотным акцентом купола над средокрестием. Этот пространственный взрыв был призван обозначить границу между земной и небесной сферой, между мирянами и клиром. Но, ошеломив внезапным расширением, пространство алтарной части храма концентрировалось и завершалось в полуцилиндре и конхе апсиды и обретало плотность в подземелье крипты. Чтобы открыть доступ в крипту, хор в алтарной части был нередко поднят над общим уровнем пола. Культ реликвий повлек за собой появление все большего количества дополнительных капелл и алтарей, богослужение в них совершалось практически одновременно. Это потребовало увеличения восточной части церкви в целом.

Хор удлинился, трансепт отодвинулся к западу, его рукава стали шире; план принял форму латинского креста. Чтобы сделать свободным доступ к дополнительным алтарям и капеллам, их размещали с восточной стороны по периметру главной апсиды и на рукавах трансепта, а вокруг хора сооружали обход – «деамбулаторий», который служил нередко продолжением боковых нефов.

Усложнение плана влекло за собой необходимость строгого соотношения отдельных частей и объемов, взаимодействия массы стены с опорой. С наибольшей полнотой сущность пространственных соотношений романского храма раскрылась в XII веке, когда строители в совершенстве овладели сводчатыми конструкциями. От сжатости, упрощенности, загроможденности внутреннего пространства, с трудом добытого в начале романской эпохи у инертной массы стены, совершился переход в лучших творениях к архитектонической ясности, к упругой наполенности здания пространством, пребывающим в динамическом равновесии с охватывающей его каменной оболочкой.

Добиться структурной ясности здания было бы невозможно без решения конструктивных задач, в первую очередь проблемы перекрытия. Деревянные конструкции в каменном здании не могли эффектно выполнить своего назначения: первоочередным было освобождение от опасности частых пожаров. Вторым, и не менее важным, требованием было расширение монастырских храмов для приема паломников и увеличившегося населения. Третьим – поиски архитектурной каменной конструкции, которая придала бы зданию, составленному из отдельных объемов, некое ритмическое единство и целостность. Имели значение и акустические особенности постройки.

   

22. Цилиндрический свод. Интерьер церкви Сен Сернен в Тулузе.

Купола мало соответствовали продольному плану храма. В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствоали цилиндрические и крестовые своды. Простым по очертаниям, но весьма сложным для решения конструктивных и строительных задач является цилиндрический свод. Его распор равномерно распределяется по всей длине несущих стен и затрудняет создание в них значительных проемов. Интерьер храмов с цилиндрическим сводом над центральным нефом отличался сумрачностью, давил грузностью своих конструкций. Ощутить конструктивную логику, выделить силовые линии постройки в большей степени позволял крестовый свод. При его применении распор концентрировался в строго определнных точках: в концах ребер свода, в его пятах. Именно эти участки стены и опоры надлежало усиливать в первую очередь, то есть подчеркивать лопаткой или выступом. Промежуток между опорами можно было уже смелее отдавать проему. Применение крестовых сводов вызвало неохбодимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора. Для этого применяли различные типы сводов в разнообразных сочетаниях. Поиски эти завершились созданием «романской связанной системы» - одного из наиболее значительных достижений средневековой архитектуры.

23. Церковь Нотр-Дам ла Гранд.

Использование сводов свело воедино ритмическую структуру романского храма, пронизало его общим лейтмотивом. Его основу составило очертание полуциркульной арки. Она завершала входной портал, повторялась в аркадах нефов, в очертании сводов, оконных проемов, в дугах гуртов и подпружных арок, конхе апсиды. Романские мастера умели придать этому ритму величавость и сдержанную силу.

Не была безразличной для романских зодчих и проблема света. Распределение окон в интерьере, хотя и не следовало всегда строго выверенной системе, несло, однако, в себе общую идею драматического единоборства косной материи и сумеречных сил с духовной энергией всепроникающего света, понятого как божественное начало.

Становление романского искусства происходило неравномерно в различных частях Европы – давала о себе знать асинхронность исторического процесса. Можно выделить несколько регионов, каждый из которых шел своим путем к достижению цели, сосредоточив усилия на разных сторонах художественного творчества, опирался на различный опыт предшествующего времени. Каролингское наследие во многом определило развитие искусства Англии и Германии. Обновленная во второй половине Х века Оттонами империя стала важным очагом рождающейся романики. Ее достижения коснулись в первую очередь изобразительного искусства. В архитектуре более существенными были достижения южных областей Европы – Северной Италии, Испании, Южной Франции. Свой вклад в развитие европейского искусства внесли в этот период долина Мааса, Шампань и Северная Франция, выдвинулась как важный центр романского синтеза Бургундия.

 

Германия.

Окончательное оформление раннефеодального Германского государства относится к началу Х века, когда создались предпосылки для упрочения королевской власти. Необходимость ее укрепления диктовалась, с одной стороны, незавершенностью и медленными темпами процесса феодолизации в Германии, с другой – внешней опасностью со стороны норманнов и кочевников венгров.

Усиление Германии в условиях раздробленной Европы открывало перед ее правителями возможность внешней экспансии. Эта политика прикрывалась идеей возрождения Римской империи. Коронация Оттона I в 962 г. в Риме подняла международный авторитет короля. Однако стремление к установлению мирового господства противостояло ходу исторического прогресса и было роковым для судеб средневековой Германии. Централизация государства Оттонов оказалась кратковременной и внешней, имперские интересы вступали в противоречие с внутренними нуждами страны, порождая разрыв реальности и устремлений, универсализма замыслов и своекорыстных целей.

Имперские притязания заставляли обращать взоры к прошлому и оглядываться на Византию. Опору для своего творчества немецкие мастера искали в первую очередь в искусстве Каролингов. Постройки в Аахене, Фульде и Сен-Рикье вдохновляли архитекторов в Эссене, Оттмарсхейме, на острове Рейхенау, в Майнце и Хильдесхейме.

Ведущее место в оттомановскую эпоху заняла строительная школа Саксонии. Наиболее ранние постройки сохранились в Кведлинбурге – крипта монастырской церкви Санкт Сервациус (Хв.) и так называемая «Крипта Виперта» (ок.961 г.). Последнее сооружение примечательно тем, что содержит в зародыше важные черты романских сооружений: кольцевой обход и чередование опор.

   

24. Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме.

От зданий Х в. в наилучшей сохранности дошла церковь Санкт Цириакус в Гернроде (последняя треть Х в.). Она подверглась частичным изменениям в XII в., когда появилась западная апсида. Базилика в Гернроде с Т-образным планом, плоским балочным перекрытием и тремя восточными апсидами имеет эмпоры. В интерьере церкви в Гернроде основным ритмическим мотивом стало чередование опор. Оно подчеркивало начала симметрии в плане: возможно, что двусторонняя ориентация была предусмотрена изначально.

Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа германской архитектуры, стала церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме (ок.1010-1033 гг.). Церковь имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершали три апсиды, в западной части – крипта и хор с обходом. В постройке поражает исключительная точность пропорций, ясная композиция, мудрая простота сочетания объемов. Отчетливо прослеживается попытка найти единый модуль архитектурных масштабов. Им стал квадрат средокрестия, который повторяется и модифицируется в основных компонентах плана.

Архитектура западных областей Германии стала приобретать значение на пороге ХI столетия. В Кельне около 1000 года завершилось строительство церкви Санкт Панталеон – однонефного здания с низким восточным трансептом и величественным вестверком, комбинация масс которого пролагала путь зрелой романике. Вторая постройка Кельна, служившая примером для архитекторов последующего времени, - церковь Санкт Мария им Капитоль. Ее восточная часть получила в 1065 году планировку в форме трилистника. Квадрат средокрестия с трех сторон охватывали полукружия триконха, с четвертой примыкал продольный неф.

В Вестфалии греческими мастерами в начале ХI века была построена хорошо сохранившаяся капелла Санкт Бартоломеус в Падерборне. Она перекрыта куполом на тонких опорах и имеет нефы одинаковой высоты – один из первых примеров «зального» пространства в этом районе.

Новый масштаб немецкой архитектуре придали церковь в Лимбурге-на-Хардте (после 1025 г.) и собор в Шпейере, первое здание которого было начало около 1030 года. Его внушительные размеры должны были утвердить престиж императорской власти.

Италия.

Становление романской архитектуры в южной части Западной Европы происходило во многом независимо от опыта каролингских строителей, большую роль здесь играли местные традиции. В Х веке на первый план выдвинулись Италия во главе с Ломбардией и Испания, несколько позже к ним присоединилась Южная Франция. Ломбардская архитектура уже с IX века была наиболее передовой в техническом отношении в Европе, само слово «ломбардец» было синонимом искусного мастера-каменщика. В Ломбардии были заложены основы «первого романского стиля» - разработана новая конструкция стены на основе регулярной каменной кладки без забутовки с перевязками из кирпича, усовершенствовавна техника возведения сводов, которыми перекрывали алтарные части храма, крипту и боковые нефы. Постепенно в практику вошли купола на тромпах в средокрестии. Строители Ломбардии ввели в употребление скупой, но выразительный тектонический декор из плоских выступов-контрфорсов, лопаток, пилястр и аркатурных фризов. Все эти элементы существовали в Х – начале XI века разрозненно и не сложились еще в единую объемно-пространственную композицию.

Памятники «первого романского стиля» на севере Италии группируются вокруг Милана и Вероны, сохранились в Лигурии, Пьемонте, Романье. Планы церквей просты, чаще это базилики с тремя апсидами, трансепт не развит, он низок и мал, либо отсутствует вовсе. В боковых нефах применены крестовые своды. Их внедрение сопровождалось усложнением опор, они получили пластическую обработку в виде выступов и полуколонн. Пространство здания стало подразделяться на отдельные ячейки. Типична церковь Сан Парагорио в Ноли в Лигурии. У нее короткий центральный неф с плоским пееркрытием, боковые нефы разделены крестовыми сводами на травеи. Завершила ранний этап романской архитектуры на севере Италии пятинефная базилика Сант Аббондио в Комо (освященная в 1095 г.) с протяженным планом, мощными опорами в центральном нефе и спорадически использованными сводами.

Испания.

Динамичным было развитие зодчества Каталонии, западной части бывшей Испанской марки. Рано наладив контакты со всем Средиземноморьем, она уже в Х веке стала процветающим графством с высокой культурой. С искусством Каталонии тесно связаны памятники Х-XI вв. во французском Руссильоне. Каталонские зодчие усвоили уроки своих итальянских собратьев, присутствие которых в Испании засвидетельствовано с VIII века, знали постройки христиан-мосарабов, которые принесли с завоеванных арабами земель передовые строительные конструкции.

С Х века в Каталонии стали полностью перекрывать здания цилиндрическими сводами, для усиления конструкции ввели подпружные арки, интерьер получил пластическую обработку полуколоннами и пилястрами. Наиболее ярко эти свойства раскрылись в церкви Сан Педро де Рода (освящена в 1022 г.), где два яруса колонн, поддерживающих подпружные арки, создают величавую перспективу нефов. Итог строительной практики каталонских зодчих подводила церковь монастыря в Риполе (1020-1032). Строители соединили в этом здании принцип раннехристианской Т-образной базилики с приемами ломбардского и мосарабского зодчества. Малые апсиды по сторонам от центральной, восьмигранная башня над средокрестием, кампанила и малая башня на фасаде намечали важные черты ритмической организации романской постройки.

Франция.

Эпоха зрелой романики (последняя треть XI – первая половина XII столетия) период, когда началась консолидация политической власти. «Коммунальные революции» принесли первые победы и свободу развивавшимся городам. Прогресс общества, рост и развитие ремесла положительно влияли на художественный процесс. Конструктивные формы и планировочные решения в архитектуре достигли в этот период зрелости, в убранстве соборов наряду с живописью достойное место занял скульптурный декор. Во французской высокой романике был разработан наиболее емкий среди европейских школ вариант романского синтеза искусств. Особое явление в романском зодчестве Франции – паломнические церкви. Юг и юго-запад станы пересекали четыре дороги пилигримов. Все они сходились за Пиренеями в монастыре Сантьяго-де-Компостела. Четыре больших собора отмечали каждую из этих дорог: Сен Мартен в туре (ок. 1056 г,.), Сен Марсиаль в Лиможе (1053/63-1096), оба разобраны), Сент Фуа в Конке (1042/52-ок.1130 гг.) и Сен Сернен в Тулузе (1075-1250). Планировка зданий этого типа была функционально обусловлена непрерывным движением пилигримов, желавших принять участие в службах перед многочисленными алтарями.

 

   

 

25. Собор Сантьяго-де-Компостела.

За исключением Сент Фуа в Конке, храмы обладают протяженными нефами и просторными трансептами. Сквозной обход, намеченный планом нижнего этажа, повторялся на уровне галерей второго яруса, охватывавших все здание. Более четкой и конструктивной стала система сводчатых перекрытий. Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом, в боковых были крестовые. Необходимость снимать распор тяжелого центрального свода заставила отказаться от окон верхнего яруса, Деление стены оказалось двухчастным. Освещение в центральном нефе было скупым, свет проникал через галереи, которые перекрывались полуциркульными сводами. Несмотря на значительную высоту помещений, крупнейшие церкви на путях пилигримов выделяются суровой мощью и уплотненностью пространства.

Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Прованса. Бургундские храмы отличаются ясностью планировки, четкой обособленностью каждого компонента здания. Классическая для этого района композиция романской церкви была создана строителями Сент Этьенн в Невере (1063-1097). План имеет форму вытянутого латинского креста, средний неф выше боковых и включает три яруса членений: над аркадой расположен трифорий – узкая, закрытая снаружи галерея над боковыми нефами, выше него – окна. Все помещения перекрыты сводами, цилиндрическими в центре, крестовыми по бокам и в кольце обхода хора, средокрестие перекрывал восьмичастный сомкнутый свод. Апофеозом французской романики было создание третьей церкви аббатства Клюни. Замысел новой пятинефной церкви (нач. строительства 1088 г.) преследовал цель создать здание, достойное монастыря, прозванного «вторым Римом».

Храм поражал своими размерами. Общая длина достигала 187 м, ширина центрального нефа – 11 м, а свод был поднят на высоту свыше 30 м. Облик внутреннего пространства Клюни-3 определяли опорные столбы сложного профиля с тягами полуколонн на всю высоту нефа. Величавый ритм подпружных арок оттенялся аркатурой трифория и двумя световыми акцентами средокрестий. Аркада главного нефа имела стрельчатое очертание. Заметную роль стали играть вертикальные акценты, внося в архитектуру оттенок большей одухотворенности. Наружный силуэт клюнийского храма определяли различные по высоте башни, сгруппированные вокруг мощного башенного объема над средокрестием. Уменьшенным воспроизведением Клюни-3 стала церковь в Паре-ле-Мониаль, которая хорошо сохранилась.

Один из прекрасных романских храмов Бургундии был создан в Везле. Храм монастыря Сент Мадлен возник как паломническая церковь около 1120-1150 годов. Здание обладало рядом технических новшеств. Центральный неф был перекрыт плоскими крестовыми сводами, усиленными подпружными арками. В Везле не было трифориев, но тяги, на которые опирались подпружные арки, имели трехъярусное членение. Сложенные из розовых и серых квадров опоры и аркады открывали в интерьере одну из наиболее мужественно-величавых перспектив романского здания.

С Бургундией была связана деятельность цистерцианского ордена. Строительство цистерцианцев приходится на XII век. Устав нового ордена отличался жесткой дисциплиной, а воззрения - строгим аскетизмом. Постройки в цистерцианских монастырях выделялись ясно выраженной функциональностью, продуманностью конструкций и полным отсутствием декора; их красота в прекарсной кладке, строгости силуэтов и линий.

   

26. Западный портик монастырской церкви в Сен-Бенуа-сюр-Луар.

   

27.Церковь аббатства в Паре-ле Мониаль.

   

28.Церковь Сент Этьен в Невере.

 

 

Глава IV

Готика

Франция

Во второй половине XII в. наметился переход к новому этапу развития средневекового искусства. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль «французской манерой».

«Готикой» его назовут в эпоху Возрождения, когда он уже перестанет ассоциироваться с новым в искусстве, и Джорджо Вазари будет ссылаться на него, как на пример старого и «варварского».* Возникновение термина «готика» анекдотично. Итальянцы, объясняя происхождение стрельчатой арки, наивно выводили ее форму от шатров древних готов, якобы просто связывавших кроны росших поблизости деревьев.

На самом деле, готика непосредственно связана с явлениями средневековой жизни Западной Европы второй половины XII-XIV в.в., когда после многовековой раздробленности наметилось тяготение к централизации национальных государств; усилилась королевская власть; небывалого могущества достигла католическая церковь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных