Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. По выполняемым функциям




1) семантические (идеографические) - называют разные стороны обозначаемого и различаются по употреблению:

а) способа действия (погасить - задуть)

б) степени проявления признака (запах -аромат, старый - древний)

2) стилистические - имеют различную эмоционально-экспрессивную окрасу, дают разную оценку и принадлежат разным фукнциональным стилям (харя - морда - лицо - лик)

3) семантико-стилистические (идти - тащиться)

III.Структурная классификация

а) однокоренные - общий корень и различные аффиксы (ругать - обругать - выругать)

б) разнокоренные (парадный - пышный - помпезный - торжественный)

IV. По источнику

1) между исконно русскими словами - придумать - выдумать

2) между русскими и заимствованными словами - антипатия - неприязнь

3) между заимствованными словами - алфавит - азбука

4) между народно-поэтическим, устаревшим и современным - лазоревый - синий

5) между старославянским и русским - младой - молодой.

 

22. Семантические функции синонимов.

1. Замещение:

- слово - слово (помидор - томат)

- слово - словосочетание (победить - одержать победу)

- слово - фразеологизм (обманывать - водить за нос)

- слово - перифраза (телевизор - голубой экран)

- полное название - аббревиатура (РУДН)

2. Уточнение - раскрытие свойств, в пределах одного фрагмента текста (реализуется частичными омонимами - семантическими и семантико-стилистическими)

- интенсивности, степени проявления признака (ломать - крушить - сокрушать)

- качества (бедный - нищий)

- свойства (запах - аромат)

- действия (погасить - задуть)

23. Стилистические функции синонимов.

Реализуются стилистическими или семантико-стилистическими синонимами.

1) оценки - высокая, поэтическая, разговорная, просторечная (лицо - харя)

2) стилевой организации текста - средство градации (молодой - юный - зеленый)

3) эвфемистические

24. Антонимия, ее природа и определение. Классификация антонимов. Основные классы антонимов.

Антонимы - слова с противоположными значениями, выраженные разными словами, реализующие в тексте фукнцию потивопоставления. Философская основа - отношения противоположности внутри одной сущности. Логическая основа - противоположные видовые понятия. Сущность - отношения предельного отрицания, их дефиниции и смысловые структуры близки. Функции - эквиполентная оппозция контрастирующая дистрибуция, контактное употребление, совпадающая сочетаемость и индивидуальные контексты. Обычно представлены антонимической парой.

Энантиосемия - внутрислованя антонимия (одолжить кому - одолжить у кого)

Антонимы образуют слова, обозначающие

- качество (прилагательные, соотносительные с ними существительные)

- противоположную направленность действий, состояний, признаков, свойств (глаголы)

- временные и пространственные координаты (глаголы, стоять - лежать)

Не образуют антонимов:

- существительные, называющие предметы (кошка - собака)

- имена собственные

- числительные

- некоторые местоимения (я - ты)

Виды противоположности:

1) контрарная - между видовыми понятиями есть промежуточный член (молодой - пожилой - старый)

2) комплементарная - видовые понятия дополняют друг друга до родового, между ними нет промежуточного члена (мальчик - девочка)

3) следует отличать от противоречащих понятий типа молодой-немолодой, которые не образует логической основы антонимии.

Классификация:

I. Структурная

а) разнокоренные (день - ночь)

б) однокоренные (научный - антинаучный)

II. Семантическая

а) качественная противоположность (по контрарному типу) (горячий - теплый - холодный)

б) дополнительная противоположность (по комплементарному типу) (занятой - свободный)

III. Противоположная направленность (векторная) (удар - контрудар)

25. Семантические и стилистические функции антонимов.

Семантические функции:

а) противоппоставление (ты богат - я очень беден)

б) ослабленное противопоставление - сопоставление (малым огнем и большой кровью)

в) разделения-взаимоисключения (вредно это или полезно)

г) чередование, последовательность фактов (то порознь, то вместе)

д) охват всего класса предметов (и верхние, и нижние - все ноты хороши)

е) превращение одной противоположности в другую, совмещение (как много мало мыслей в нем)

ж) соединение, сложение (расставания и встречи - из чего сложилось счастье)

з) для выражение образного сравнения или оценки (не столько объединяет, сколько разъединяет).

Стилистические функции (в фигурах речи):

1) Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий, может выражаться антонимией контекстуальной, речевой, авторской (и ненавидим и любим случайно)

2) Оксюморон - в одном контексте два взаимоисключающие понятия (живой труп)

3) Ирония - употребление слов с противоположным значением с целью насмешки (откуда умная бредешь ты голова).

26. Лексическая конверсия. Ее приода и определение. Структурные и семантические типы конверсивов.

Конверсия - обратные отношения слов в исходном и производном высказываниях.

Грамматическая конверсия - действительный и страдательный залог. Лексическая конверсия выражается разными словами (продать - купить). Конверсия подразумевает:

1) двусторонность, смена субъекта-объекта

2) разная направленность одного действия

3) наличие прямой и обратной ролевой структур

4) обладают одинаковой предметной соотнесенностью (один денотат)

5) одна и та же ситуация обозначена с разных точек зрений.

6) разные сигнификативные значения, которые отрицают друг друга (дифференциальные семы несовместимы)

Типы конверсии:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных